«Анжелика — маркиза ангелов» (Angélique, marquise des anges) режиссера Бернара Бордери… Один из самых ярких и пожалуй самых «голосистых» костюмных мелодрам в истории. Даже турецкий «Великолепный век» его шика спустя годы не переплюнул.
Создатели ленты умудрились не привлечь к съемкам самих авторов произведения — семейную пару Анн и Сержа Голон (кстати, нашего бывшего соотечественника, бежавшего из революционной России белоэмигранта Всеволода Голубинова). Хотя казалось бы, кто как не авторы могут лучше всего раскрыть истинное содержание своего произведения.
Однако создатели фильма просто выкупили все законные права на экранизацию. И уже далее решили с авторами не цацкаться. Режиссером ленты выступил Бернар Бордери, известный прежде как создатель кинофильма «Три мушкетёра» 1961-го года.
Кстати, Анжелику могла сыграть сама Бриджит Бардо — главная французская киноблондинка той поры. На мой личный взгляд, крайне органично в роли б смотрелась. Однако мадам Бардо от съемок отказалась, сославшись на свой непростой опыт ношения корсета в другой ленте — «Знаменитые любовные истории».
Кроме Бриджит Бардо на главную роль зеленоокой блондинки Анжелики также могли попасть Джейн Фонда, Катрин Денев и будущая возлюбленная Владимира Высоцкого Марина Влади. Марина, кстати, отказалась от роли, узнав что Жоффрея будет играть ее бывший муж Робер Оссейн.
Однако Бернар Бордери все же свой окончательный выбор именно на бывшей балерине и малоизвестной актрисе Мишель Мерсье (Michèle Mercier) остановил. Мол, увидел в ней невероятный бунтарский дух, почти как у самой неукротимой Анжелики.
— На пробах я так сильно гонял Мишель по съемочной площадке, что та разозлись, в отчаянии сорвала с головы парик и тут же его растоптала, — вспоминал Бернар Бордери. — Тогда я понял: вот она предо мною, настоящая Анжелика. При том, что Мишель во Франции никто толком не знал — она играла по большей части в итальянских фильмах.
Мерсье от природы вообще-то кареглазая брюнетка и отказалась перекрашивать волосы. А потому носила на съемках особый парик из белокурых локонов.
Мишель Мерсье хотя и нередко появляется в кадре в буквально растелешенном виде, однако все ж оказалась на поверку дамой весьма строгих правил. Сниматься совсем ню наотрез отказалась.
В итоге мадам просто заклеивали специальными пластырями все, что только можно из срамных мест. Также сама Анжелика наклеивала полоски красного скотча на те участки тела, что не должны были попадать в кадр. Если что лишнее попадало — сцену тут же переснимали. Прибегала актриса и к помощи дублерш.
Получилось: все зрители уверены, что видели меня в фильме обнаженной. Однако на самом деле, я ни разу перед камерой полностью не разделась, — вспоминала позже мадам Мерсье в своих интервью. — Я ведь как дочь аптекаря все очень хорошо знала о пластырях.
Кстати, сцену купания Анжелики в ванной снимали, выгнав со съемочной площадки всех кроме самих актрис, режиссера и оператора. Однако другие актеры признавалась потом: тайком подглядывали за действом из-за декораций. 🙂
Гонорар Мишель Мерсье за съемки составил огромные для французского кино той поры 45 тысяч франков. То есть, примерно около 30 млн рублей в пересчете на современные российские деньги.
Для натурных съемок ленты использовались реальные французские замки и аббатства средних веков. И, само собой, королевский дворец в Версале. А вот павильонные шли в Италии — в Риме аренда студий дешевле оказалась.
Главный красавчик французского кино той поры, отлично говорящий по-русски полу-азербайджанец-полу-еврей Робер Оссейн, сняться в роли Жоффрея де Пейрака согласился. Однако тоже заерепенился. Например, категорически отказался носить положенный ему по сценарию накладной горб. Мол, красоту его испортит экранную. Пришлось идти на уступки и ограничиться шрамами на лице.
Мне эти шрамы невероятно зашли. Я тогда действительно понял, насколько шрамы мужчину украшают. Даже в ресторан после съемок ходил в таком виде, — смеялся Робер Оссейн. — Рассказывал официанткам небылицы, как от бандитов да крокодилов отбивался… Дамы оставалась в совершенном восторге!
Кстати, реального романа между Мишель и Робером так и не случилось. Несмотря на все зрительские слухи. Хотя актеры вместе снимались еще не раз. И много лет потом очень хорошо дружили.
За фильм Анжелика сменила полсотни костюмов и нарядов. Больше десятка платьев со съемок фильма мадам Мерсье оставила себе на память. Пригодились: в 1990-е, испытывая финансовые трудности, актриса продала костюмы с аукциона за хорошие деньги.
Премьера фильма состоялась 8 декабря 1964-го года в легендарном парижском кабаре «Мулен Руж». Знаменитая модельер Коко Шанель, специально приглашённая на первый показ, минуту аплодировала ленте стоя.
Анри и Серж Голон кстати, остались фильмом глубоко разочарованы. Особо раскритиковали игру самой Мишель Мерсье:
Да она вообще ни на грамм настоящий характер главной героини не раскрыла.
У нашего брата-историка фильм тоже вызывает лишь легкую усмешку. На самом деле, с исторической точки зрения это лишь глянцевый красивый лубок, почти ничего с реальной Францией XVII-го столетия не имеющий.
Фильм тем не менее имел такой ошеломляющий зрительский успех, что создатели тут же взялись за его продолжение. И в итоге за 4 года сняли еще 4 фильма о приключениях прекрасной аристократки Анжелики.
Образ Анжелики навсегда мертво ко мне приклеился. Люди обо мне как об Анжелике говорят, хотя я сыграла примерно сотню разных ролей, — сетует сама Мишель. — Было время, я пыталась бежать от этого образа. Но ныне смирилась и живу с Анжеликой, будто она моя младшая сестренка.
На советский экран культовая историческая костюмная мелодрама вышла в 1969-м году, после выхода уже 3-й части. И сразу же завоевала любовь нашего неискушенного зрителя. Несмотря на почти 30 минут вырезанных откровенных сцен. Из всей клубнички еле-еле оставили лишь голую спину главной героини да роскошные платья с глубочайшим декольте.
После выхода фильма в моду стремительно вошел бюстгальтер «Анжелика», он же — балконет. Выставлявший все главные женские прелести словно на балкон.
В 2013-м году на ленту был снят средненький ремейк. «Анжелика, маркиза ангелов». На мой взгляд отвратительно скучный и нудный. Я лично даже первые полчаса осилить не смог ленты — откровенно говоря, просто уснул перед экраном.
Сама уже 85-летняя всеми забытая Мишель Мерсье ныне доживает свой век в небольшом особнячке на окраине Канна. Особых богатств так и не собрала. Из дома выйти практически не может — опасается солнечных лучей, страдая меланомой.
Мне ничуть не грустно от нынешней моей ситуации, — признается пожилая актриса. — Вот только ощущаю себе зверем, загнанным в темную клетку.