Потому что он, на самом деле, просто на удивление великолепно передаёт поствоенное состояние солдата. И сегодня мы посмотрим на главного героя фильма «Брат», Данилу Багрова, именно с этой стороны — что он делает, что он чувствует, почему это происходит, и как режиссёр нам это показывает.
И, Эрушки, какая же тут великолепная первая сцена. Представление Данилы зрителю находится где-то на уровне представления Джека Воробья, не меньше.
Данила случайно попадает на съёмки клипа. И нам за пару минут показывают буквально всё, что нужно знать о персонаже. Он абсолютно «не отсюда» — среди всех этих людей в модных куртках с «Колой» и «Спрайтом» Данила в своём мешковатом военном бушлате выглядит белой вороной. Он совершенно выпал из этого общества, пока все ушли куда-то вперёд, он остался там, позади, откуда ушёл на фронт Чеченской войны.
И теперь он возвращается назад с пониманием того, что ему надо догонять остальной мир, социализироваться, вливаться в общество. Но поскольку он ушёл на войну вообще без какой-либо психологической подготовки, он понятия не имеет, а как именно это делать правильно. И решает начать с близкой для себя темы — с вышедших музыкальных новинок.
И его манера общения, когда он просто подходит и без предисловий на «ты» начинает спрашивать что угодно — она ведь тоже военная. На войне любой человек, с которым ты можешь поговорить — это боевой товарищ и по умолчанию «хороший» человек. На войне деление людей очень простое — есть свои, есть чужие. В мирной жизни социальные взаимодействия намного более сложные, но Данила просто не в состоянии этого уловить.
А когда его пытаются выгнать, Данила лезет в драку. Не со злости, не ради чего-то, а просто потому что так принято в армейском мужском коллективе, где нет какой-то власти закона или общественного порицания за такие вещи. Ты мужик — ты себя защищаешь кулаками.
А дальше мы видим ещё одну проблему вернувшихся с войны. Да, ты, может, герой, ты рисковал своей жизнью ради каких-то целей, но все остальные люди этого не знают и даже близко не могут представить твоё состояние. Для продавщицы в магазине Данила — просто очередной асоциальный подозрительный элемент, человек, которого проще выгнать, чем рисковать с ним возиться.
А самое плохое — государству в этот момент тоже не до тебя. Потому что одно дело, когда какая-то небольшая военная группировка выполняет какую-то небольшую задачу или что-то охраняет где-то там в условной пустыне, с психологической подготовкой, с ротациями состава, с посещением психолога после возвращения. А когда идёт настоящая война, то соблюсти психологическое здоровье своих военнослужащих практически невозможно — нет ни времени на подготовку, ни резервов на ротацию, ни средств на реабилитацию. У Данилы даже нет денег, чтобы купить себе пару компакт-дисков с новыми песнями или найти себе крышу над головой на ночь.
Дальше мы видим любопытную черту характера — Данила националист. Но при этом националист он такой, очень неправильный. Он защищает пожилого бездомного немца от русского бандита, потом русского контролёра от кавказских безбилетников, не испытывает никакой агрессии в сторону иностранцев, которые спрашивают у него, как пройти в «Нору», позже он совершенно спокойно покупает арбуз у кавказцев. Он себя ведёт как абсолютно нормальный, хороший человек. И вообще-то, такие люди националистами не становятся — потому что национализм это всё то же наше любимое отсутствие эмпатии. А она у Багрова, очевидно, имеется. Что с ним не так, в таком случае? А всё то же — необходимость просто и понятно делить людей на своих и чужих, которая осталась с войны. А поскольку в реальном мире нет таких явных маркеров как линия фронта, то в дело вступают самые банальные стереотипы. Гофман? Еврей? А то евреи это плохо. А-а-а, немец? Ну, нормально. Причём даже сам Данила не может объяснить, а в чём разница между Гофманом-евреем и Гофманом-немцем, просто, ну, вот так положено, одних любить, других не любить. Всё как на войне.
Данила не любит вспоминать о войне. И, опять, это вполне себе поведение нормального человека. Война это страшно, в ней нет ничего хорошего, какой бы великой и благородной ни была цель этой войны. И настоящие фронтовики, которые не являются изначально кровожадными психопатами, очень не любят о ней вспоминать. Любой человек, который застал в своей семье ветеранов Второй мировой, это знает — в их рассказах всегда ведь были какие-то люди, какие-то интересные случаи, какая-нибудь байка о том, как они концерт закатили, или как повар кашу пересолил. Но почти никогда — рассказов о самой войне. Просто потому что это слишком страшно. Вот и Данила на вопрос брата о фронте, отмахивается явной ложью: «В штабе отсиделся. Писарь».
При помощи брата Данила, наконец, начинает потихоньку возвращаться в мирную жизнь. Он впервые перестаёт чувствовать себя одиноким и абсолютно никому не нужным. Это особенно заметно по сцене, где он всё-таки покупает себе новые CD-диски — в отличие от прошлых двух сцен, в этот раз он распрямил плечи, избавился от просящей позы, улыбается.
Но Данилу поджидает ловушка — его брат Виктор оказывается бандитом. И он сам ввязывается в эти бандитские разборки за передел рынка. Он, хороший и порядочный человек. Но — это ведь единственное, в чём он может реализоваться. У него нет образования, профессии, каких-то мирных навыков. Да и как заманчиво вновь сделать мир простым, где есть «свои» — брат, он же свой по умолчанию, неважно, какой он там человек, а есть «чужие».
А дальше такая обычная и одновременно сложная мирная жизнь просто берёт и через колено ломает все убеждения Данилы. И национализм его внезапно перестаёт работать, когда выясняется, что его друг и хороший человек немец Гофман выбыл из обоймы, потому что теперь на рынке «русские торгуют». И «свои» тут какие-то не те, и брат в итоге не таким уж «своим» оказывается. А женщина, с которой он надеялся связать свою жизнь, обзывает его убийцей (и, так-то — по делу называет) и предпочитает остаться с мужем-абьюзером. Но беда в том, что у Данилы нет знаний, нет опыта, чтобы это всё понять — даже в конце фильма он говорит: «Ну, ты же мне брат». Он хоть и чувствует, что что-то в этой ситуации неправильно, но вот переступить через свои стереотипы и по-настоящему свежим взглядом посмотреть на ситуацию он просто не способен, потому что не умеет.
И, опять-таки, все достижения Данилы, даже такие, «военизированные» вроде победы над бандитами и спасения брата, оказываются ничем, мелочью жизни, которая просто перейдёт в следующий день и оставит всё произошедшее в прошлом. В фильме на этом акцент не делается, но в реальности это ещё одна большая проблема. У солдата на войне каждый день это достижение. Если ты сегодня выжил — то ты уже молодец, ты уже победитель. В мирной жизни такого ощущения нет — потому что наши «победы» гораздо более редки: зарплата два раза в месяц, закрытие какого-нибудь проекта раз в квартал, да иногда какое-нибудь хобби. Это всё не идёт ни в какое сравнение с тем, что испытывает человек, который каждый день выживает на войне.
И ближе к концу фильма Данила вновь возвращается в его начало. Да, теперь у него есть деньги и хорошая одежда, но он снова никому не нужен, снова у него поникший взгляд и опущенные плечи.
В реальности многие бывшие солдаты этого не выдерживают, и вновь возвращаются на войну — возвращаются в армию и просятся в горячие точки или становятся наёмниками. Ну или идут в силовые органы или в бандиты. Зачастую бывший солдат буквально насильно остаётся дома, только ради семьи и детей. Уйти с войны — это невероятно сложная задача, гораздо сложнее, чем это кажется со стороны.
Ну а Данила Багров едет в Москву, чтобы уже в третий раз попробовать начать заново жить после войны. А мы надеемся, что, может, хотя бы в этот раз у него это получится.
Напоследок можно заметить, что у «Брата» есть свой, кхм, брат в голливудском кино — «Рэмбо» (точнее, сам фильм называется «Первая кровь», но вы поняли, о чём я). Это тоже история хоть и из другой эпохи и с другого континента, но всё про то же — про искалеченную психику ветеранов боевых действий, их одиночество и неприспособленность к мирному времени, про безразличие к ним со стороны окружающих и государства. Любопытно, что оба фильма заслуженно нашли отклик в сердцах зрителей и стали поистине культовыми, и даже судьба продолжений у них одинакова — «Рэмбо» воскресили и превратили в национального американского героя, который борется за всё хорошее против всего плохого, а «Брат»… Да, в принципе, тоже. «Брат 2» — это уже фильм не про ветерана Чеченской войны Данилу Багрова, а про национального русского супергероя Данилу Багрова, который борется за всё хорошее против всего плохого. По воспоминаниям абсолютно всех, кому довелось общаться с Алексеем Балабановым, режиссёр «Брата» и «Брата 2», не особо высоко оценивал эти свои картины, и если в первого «Брата» всё-таки были вложены какие-то режиссёрские идеи (которые, как считал сам Балабанов, были гораздо лучше выражены в других его фильмах), то «Брат 2» снимался как чисто коммерческий продукт, чтобы заработать денег на съёмки других фильмов. Что, впрочем, не помешало ему завоевать популярность и разлететься на цитаты. Но это — уже совсем другое кино.