Несомненно, «Звёздные войны» одна из самых известных и любимых франшиз всех времён, и даже сейчас, спустя более сорока лет с начала её создания, она продолжает развиваться благодаря романам, комиксам и сериалам. Наш мир одержим «Звёздными войнами», и франшиза полностью заслуживает успеха.
В основе «Звёздных войн» лежит три трилогии (и несколько отдельных фильмов, но в этом материале их касаться не буду), каждая со своими достоинствами и недостатками. И если с достоинствами всё плюс-минус понятно, то вот недостатки не так очевидны. Давайте их и обсудим.
Приятного чтения!
1 эпизод: Призрачная угроза – посредственный сценарий
Хотя сама по себе «Призрачная угроза» не так уж и плоха, она как минимум самый слабый фильм в трилогии приквелов, и виноват именно посредственный сценарий Джорджа Лукаса.
У Лукаса много выдающихся талантов, но вот написание диалогов не входит в их число (он был предельно честен в этом на протяжении многих лет), поэтому очень жаль, что он не доверил это дело рукам более компетентных людей. Благодаря слабому сценарию, «Призрачная угроза» – деревянная, лишённая шарма история, которая сама себя топит в бесконечных объяснениях, слабых диалогах и множестве сюжетных дыр.
Да и вообще, единственным важным действием в этом фильме стала встреча Энакина с джедаями, и то, случилась она по очень странным и надуманным обстоятельствам (серьёзно, джедаи больше никак не могли получить деньги, кроме как влезть в запутанное пари с участием ребёнка и ставкой целого корабля?).
2 эпизод: Атака клонов – Энакин и Падме
«Атака клонов» получила больше критики, чем того заслуживает, поскольку это действительно интересная история с приятными экшен-сценами, но одна деталь перечёркивает – любовная история Энакина и Падме.
По сути, их роман – это руководство «Как не надо показывать историю любви в кино». Она кажется нереальной с самого начала, поскольку джедаям попросту запрещено связывать себя узами брака, но Совет джедаев внезапно принял «гениальное» решение – отправить Энакина вместе с Падме…на Набу…без всякого надзора…
Действительно, что здесь могло пойти не так. Ситуацию усугубляло отсутствие химии между Хейденом Кристенсеном и Натали Портман. Вспомните монолог Энакина о том, как он не любит песок. Легко понять, почему зрители так прохладно относятся ко второму эпизоду.
3 эпизод: Месть ситхов – падение Энакина не имеет смысла
«Месть ситхов» подарила нам один из лучших (если не лучший) экранных поединков на световых мечах (эх, смотрю на седьмой-девятые эпизоды, и плакать хочется). Однако, её главная проблема связана с главным персонажем, с Энакином.
Центральной темой третьего эпизода стало его падение на тёмную сторону, и оно…немного бессмысленное. Из-за скомканного повествования зрителям предложили следующий сценарий: Энакин за считаные минуты потеряет рассудок, своими руками перебьёт юнлингов и вообще поверит, что джедаи, с которыми он провёл многие годы, на самом деле жаждут захватить всё вокруг. К слову, сами джедаи не поймут, что долгие годы лидер ситхов сидел у них под боком.
Да, у Энакина были свои причины, вроде желания спасти Падме, но эта цель не должна была настолько существенно изменить его личность. Кроме того, Падме родом с богатой планеты, где, несомненно, было прекрасное здравоохранение, и шансы, что с ней что-то случится при родах были, давайте честно, слишком малы.
«Месть ситхов» – отличный пример неправильно выстроенной истории падения хорошего персонажа. Можно сказать, зрителям предложили слишком краткий пересказ, основные события которого предлагают считать за чистую монету.
4 эпизод: Новая надежда – игра Марка Хэмилла
В этом фильме недостатки практически отсутствуют. «Новая надежда» – один из величайших блокбастеров всех времён, и он остаётся визуально потрясающим, идеально выдержанным, прекрасно рассказанным и удивительно захватывающим драгоценным камнем, который с возрастом не утратил ни очарования, ни сердца.
Что касается проблем, то их не так много. Диалоги неуклюжи, но лишь изредка, а в основном это очень хорошо написанный блокбастер; главная проблема – это исполнение Марком Хэмиллом роли Люка Скайуокера.
Сам персонаж Люка прекрасен в оригинальной трилогии, но вот немного деревянная игра Хэмилла и его плаксивое, раздражающее поведение перечёркивают всю прекрасную работу над сценарием. Если сейчас Хэмилл превратился в более чем способного актёра, то в то время ему просто не хватило опыта. К слову, его слабая актёрская игра не утянула фильм вниз, поскольку блистали другие актёры и они компенсировали недостаток мастерства у коллеги.
5 эпизод: Империя наносит ответный удар – запутанная временная шкала
Пятый эпизод заслуженно считается лучшим в серии. Сценарий, визуальное оформление, сюжет – всё это на высшем уровне. «Люк, я твой отец» до сих пор остаётся одним из лучших сюжетных твистов. Фильм получился не только мрачнее и эмоциональнее оригинала, но и он очень гармонично вплёл юмор и забавные моменты, что делает его идеальным приключением, в котором каждый найдёт что-то своё.
У фильма практически нет ошибок, но единственная большая проблема связана с запутанной временной шкалой. Очевидно, что Люк находится на Дагобе несколько недель, в то время как Хан Соло и его товарище летают космосу в течение более короткого времени, хотя подразумевается, что события происходят параллельно.
Фильм же не дал никаких объяснений этому (вроде самых невероятных, например, что на Дагобе время течёт медленнее). И всё-таки, фильм не стал от этого хуже.
6 эпизод: Возвращение джедая – детский тон
Если пятый эпизод отлично нашёл баланс между мрачностью и юмором, то вот у следующего эпизода с этим возникли проблемы. «Возвращение джедая» прекрасный фильм и отличное завершение оригинальной трилогии, но ему не хватает силы первых двух фильмов. Если говорить объективно, то его сценария самый слабый в трилогии, и во многом это из-за слишком детского тона.
Длинные отрезки с эвоками забавны, но в основном раздражают и вызывают недоумение. На протяжении большей части фильма нет ощущения, что героям действительно угрожает опасность, особенно после того, как Бобу Фетта уничтожает слабовидящий человек…который наткнулся на его джетпак…а группа плюшевых медведей побеждает Империю. Воспринимать это серьёзно как-то не получается вот от слова «совсем».
7 эпизод: Пробуждение Силы – переосмысление «Новой надежды»
«Пробуждение Силы» в принципе неплохой фильм, но у него есть одно большое «но», которое и оттолкнуло многих фанатов. Это не оригинальная история, это всего лишь ремейк «Новой надежды».
Вообще нет ничего плохого в ремейках старых фильмах, но такие фильмы и не скрывают, что они переосмысляют старую историю и предлагают зрителю нечто новое. «Пробуждение Силы» же пытается выставить себя самостоятельной историей-продолжением, но её сценарий практически один в один повторяет четвёртый эпизод.
Если вы можете примериться с пересказом «Новой надежды», то «Пробуждение силы» покажется вам отличным фильмом по любимой вселенной. Если же нет, то увы.
8 эпизод: Последние джедаи – нарочитая моральность
Вообще у восьмого эпизода много проблем, и выделить какую-то одну очень сложно. Здесь и не очень удачное развитие Люка Скайуокера (чем остался недоволен и сам Марк Хэммил), и слишком скоростное обучение Рей, и невероятно затянутые космические бои, блеклые и нелогичные. И всё-таки, среди этого всего можно выделить одну главную проблему – нарочитую моральность.
Любой положительный персонаж совершает лишь положительные поступки. Тот же Чуи – он не съедает свои ужин лишь потому, что, видите ли, пушистые зверьки попросили его этого не делать. В итоге мы имеем идеальных положительных героев, и отрицательных, которые непроходимо глупы лишь из-за того, что они…злые!
Вот и получается, что главным героям переживать не хочется из-за постоянного везения и их идеальности, а злодеи скучны из-за своего бессилия. И с той и другой стороны получились персонажи-пустышки.
9 эпизод: Скайуокер. Восход – окончательное разрушение франшизы
К сожалению, если седьмой и восьмой эпизоды оставляли надежды на светлое будущее, то девятый эпизод, последний не только в трилогии сиквелов, но и вообще во всей глобальной арке всех трилогий, ознаменовал собой окончательное разрушение франшизы.
Вообще Джей Джей Абрамс и Крис Террио сотворили эпизод, который практически никак не относится к двум предыдущим, что уже само по себе выглядит странно. Хаотичность, непродуманность, сюжетные дыры – всё это даже выискивать не нужно, зрителю преподнесли это на блюдечке.
Девятый эпизод не показал даже попытки создать что-то смелое и необычное – вот вам максимально стерильная история о противостоянии добра и зла. Рей же окончательно превратили в Мэри-Сьюшного персонажа, который не вызывает ни капли сопереживания.
Вот как звучит синопсис фильма:
Фильм завершает невероятную историю семьи Скайуокеров, длящуюся уже более сорока лет, и обещает дать ответы на все загадки из предыдущих серий. Зрителя ожидают старые и новые герои, уникальные миры, увлекательные путешествия на край Галактики и грандиозный финал фантастической саги.
«Обещает дать ответы на все загадки из предыдущих серий». Откуда Император взял целый флот, к тому же самый большой в галактике? Как Император вообще уцелел? Кто все эти Ситхи? Ни на один из этих вопросов зрители не получили ответа.
Размышлять о минусах девятого эпизода можно долго. Если подвести итог, то возникает вопрос – а для кого этот фильм? Для фанатов? Трудно найти поклонника «Звёздных войн», которому он бы понравился. Для обычных зрителей? А в чём им смысл смотреть целый девятый эпизод «сериала», который с каждым последним фильмом скатывался в яму?