Небезызвестный боевик из позднего с СССР от режиссёра Александра Муратова (автор таких фильмов как «Криминальный квартет» и «Моонзунд») с Дмитрием Певцовым в главной роли (вы наверняка помните его как Чёрного Адвоката – главного героя второго сезона сериала «Бандитский Петербург»).
Скажу честно, спустя много лет этот боевичок смотрится в разы хуже. Думаю, такую популярность он в своё время возымел банально из-за отсутствия как таковых российских альтернатив.
Конечно, тогда уже вышло несколько советских фильмов-боевиков, я на этом же канале обсуждал того же «Фаната», вышедшего годом ранее, и про «Волчью яму», увидевшую свет ещё в 1983, а также не забываем про «Америкэн боя», вышедшего правда уже на два года позже. И даже с учётом этого, среди советских картин, «боевиков» было не так уж и много, хотя массовый спрос на них активно продолжал расти.
Повторюсь, сейчас фильм смотрится не так впечатляюще, как раньше. Стандарты кинопроизводства значительно выросли и даже если мы опустим по очевидным причинам техническую составляющую, то в плане сюжета, актёрской игры, общей режиссуры и так далее «По прозвищу Зверь» выглядит блекло и неинтересно. Несмотря на это я всё ещё питаю ностальгические чувства к этой картине.
Посмотрев её ещё в юношестве, я был впечатлён – наконец-то можно было увидеть действия, происходящие не где-то там, в джунглях, а у нас в России. Полагаю, многие зрители того времени разделяли мой восторг, ибо «По прозвищу Зверь» стал одной из самых кассовых лент своего времени.
Заслужено ли? Скорее да, чем нет, пусть сам по себе фильм не особо примечателен, зато он стал в своём роде первым глотком «свободы», ведь ещё в семидесятых подобное зрелище гарантировано не подпустили бы и близко к широкому советскому прокату.
Собственно, в честь моей неугасающей любви к этому аляповатому произведению, вызванной чувством ностальгии, я решил немного углубиться в историю его создания, чтобы и вам о ней рассказать.
Литературный первоисточник
За основу сценария была взята книга под названием «Срок для Бешеного» от автора Виктора Доценко.
И небольшое тематическое дополнение: новые издания книги продаются с так называемой «кинообложкой» – это когда книгу выпускают с обложкой из её популярной экранизации (так делали с «Сумерками», «Гарри Поттером», «Игрой престолов» и многими другими популярными франшизами). Но вот серия книг Доценко издаётся не с обложкой из «Зверя».
Дело в том, «Зверь» был снят скорее по мотивам, а не являлся прямой адаптацией. А буквально через год вышел фильм «Тридцатого уничтожить» – именно так называлось книжное продолжение «Срока для Бешеного». В конце концов, этот фильм и послужил основной для кинообложки, пусть и вышел позже «Зверя».
Место съёмок
Процесс создания проходит в Сыктывкаре. Весомая часть сцен была снята внутри исправительно-трудовой колонии №1 в посёлке Верхний Чов. Причём в кадре присутствует не массовка, а реальные сотрудники и заключённые.
Актёры потом вспоминали, как им приходилось приезжать на встречу с местными «авторитетами», дабы те дали добро снимать внутри колонии без лишних проблем. Более того, после ознакомления со сценарием они даже вызвались лично помочь с созданием подходящего антуража, выступая в роли, своего рода, консультантов и помощников съёмочной группы.
Отсылки на предыдущие фильмы автора
В сцене, где Савелий вместе с «Рыбкой» Ларисой идёт в кинотеатр, на экране показывают не просто случайный фильм, уже упомянутый мной выше «Криминальный квартет» от того же режиссёра – также один из первых около-боевиков на пространстве советского кинематографа.
Судьбы актёров
Начнём с главного героя – Савелия, а вернее с сыгравшего его Дмитрия Певцова. По сути, эта роль и положила его старт карьеры в большом кино. После премьеры его начали приглашать сниматься в другие проекты по типу того же «Бандитского Петербурга», «Мафии бессмертной», «Королевы Марго» и многих других.
Лариса, также известная как «Рыбка» – подружка нашего протагониста, сыгранная Татьяной Скороходовой. Один из немногих примеров, когда в отечественных боевиках на первом плане были не только мужчины, но и для девушки нашлось место. На момент съёмок «Зверя» девушка ещё обучалась в ВУЗе, однако она уже успела сыграть главную роль Тани в фильме «Наш человек в Сан-Ремо», вышедшего чуть раньше в том же году.
И снова роль в «Звере» принесла ей первую популярность, она тоже снялась в «Мафии бессмертной» с Певцовым. Только, в отличие от своего коллеги, ей не суждено было связать жизнь с актёрством – в 1993 она ушла из кинематографа. Хотя вот относительно, года с 2013, изредка появлялась на второстепенных ролях в малоизвестных сериалах и короткометражках.