Сразу скажу так: «Рэмбо: первая кровь» это не просто какой-то там фильм. Это целый кинокульт 1980-х, с годами лично для меня переросший из боевичка в душещипательную драму. Ярчайшее явление и впечатление из нашей видеокассетной молодости.
Тоже мне Рэмбо нашелся, — скажут сегодня о любом не в меру лихом молодце. И такое лаконичное емкое сравнение даже последняя бабуська из глухой сибирской деревушки поймет.
Лента вышла на экраны 22 октября 1982-го года. Но история знаменитой франшизы началась десятью годами ранее, с публикации романа «Первая кровь» (The First Blood) за авторством канадца Дэвида Морелла. Обычного мирно университетского преподавателя, однако много общавшегося с ветеранами Вьетнама, читавшего о них газетные заметки. И вдруг решившего изложить непростую историю вернувшихся с войны в художественной книге.
Роман сразу же стал бестселлером. Голливудская киностудия Warner Bros тут же выкупила права на экранизацию. Однако американские власти разрешили задуматься о съемках лишь после окончательного завершения Вьетнамской войны в 1975-м году.
Кстати, когда фильм станет крутым, то роман Морелла начнут издавать под названием фильма: «Рэмбо». Любопытный факт: ставшую мемом фамилию Рэмбо Морелл позаимствовал у сорта яблок Рамбо (Rambo), чей вкус ему особенно понравился за написанием книги.
Рэмбо могли сыграть совершенно другие звездные голливудские актеры 1970-х. Например, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Клинт Иствуд, или даже Джон Траволта.
Однако всю троицу забил прежде скромно числившийся среда сценаристов Сильвестр Сталлоне: прежде игравший успешно лишь роль Рокки он сохранял идеальное спокойствие на любом кастинге. В то время, как Аль Пачино так и норовил изобразить Рэмбо поехавшим безумцем, эдакой отбитой машиной для убийств направо-налево.
Очень многое для создания успешного фильма сделал лично старина Слай. Благодаря его стараниями и 26-кратному переписыванию сценарию сам Джон Рэмбо из кровавого маньяка, мочившего всех на свое пути, превратился просто в попавшего в трудную жизненную ситуацию бывшего спецназовца. Ну сам Сталлоне смог выйти из казалось бы намертво прилипшего к нему образа боксера Рокки.
Снимали ленту ради пущей экономии зимой в лесах западной Канады. Погода стояла отвратительная — то дождь, то снег, постоянно дул сильный промозглый ветер. Однако самому Сталлоне приходилось бегать по кадру лишь в футболке да джинсах. Актеру одеваться тепло режиссер запрещал — иначе не видно было б его внушительные мышцы зрителю.
У меня реально тогда глаза стекленели — от холода, — вспоминал впоследствии в одном из интервью сам Сталлоне.
Но даже при таком суровом обращении наш Сильвестр умудрился ни разу не заболеть. Разве что раз пару-тройку ребер сломал. Как сам говорит — потому что вовремя стаканчик бренди выпивал.
Хотя и все трюки самолично без дублеров-каскадеров исполнял. Без страховочных тросов падал с дерева, висел на скале, прыгал на вертолет, пробирался по пещерам, бесстрашно мчал на мотоцикле.
Неудивительно, что Сталлоне реально покрыл был к концу съемок сплошными синяками да ссадинами. И крысы Слая самые натуральные кусали. Единственное, стерильные, лабораторные, специально перекрашенные из белого в серый цвет.
Очень долго пытались определиться с одежей, которую Рэмбо мог бы отыскать себе в лесу. Наконец сошлись вот на таком куске гнилого брезентового холста, случайно подобранном на брошенной лесопилке. И ставшим знаменитым балахоном главгероя.
Холст этот киношники хранили как зеницу ока на съемка — где еще такой потом найдешь-то? А сам Сталлоне по сей день на счастье то свое импровизированное пальто держит у себя дома.
Многофункциональный нож Рэмбо — истинный шедевр искусства. Длинный, острый, не ломающийся даже в самых экстремальных условиях. Сталлоне даже хотел с помощью этого ножа убить в кадре какое-нибудь дикое животное. Хотя б кролика.
Однако канадские егеря строго предупредили Сталлоне, что даже кролики в северных краях очень больно кусаются. А продюсеры высказались резко против убийства животного в фильме: хлопот потом с зоозащитниками не оберешься! В итоге, в фильме показали лишь охоту Рэмбо на кабана, сам момент убийства зверя остался за кадром.
В первом фильме у Рэмбо всего 4 жертвы по сути: помощник шерифа сам вывалившийся из вертолета, а также полицейских, взорвавшихся в машине во время погони за Рэмбо. В то время, как по книге Джон перечикал весь поисковый отряд и даже сам шериф от него чудом сбежал.
Но тем самым киношники хотели показать народу: Рэмбо никого убивать не хочет, просто защищается от несправедливости мира. Это вам не Терминатор и даже не Данила Багров из нашего обожаемого «Брата» 🙂
Изначальная версия фильма длилась аж под добрых три часа. Однако столь затянутый фильм с подачи самого Сталлоне удалось утрамбовать в более краткие 95 минут.
К ленте написали несколько разных вариантов концовки. В том числе, трагическую, где главгерой, как и в романе, не желая садиться в тюрьму, кончает жизнь самоубийством. Или же просит полковника Траутмана добить себя, тяжело израненного. С последним горьким упреком:
На войне мне доверяли технику ценою в миллионы долларов. А дома даже на бензоколонку работать не берут…
Однако такой лютый мрак продюсеры, фокус-группа и лично Сталлоне отвергли сразу. Мол, слишком печально, да и как потом продолжение-то в случае успеха снимать?
А продолжение срочно понадобилось — при скромном бюджете в чудом выбитых в кредит 17 млн долларов первый «Рэмбо» умудрился собрать в прокате аж все 125… Так что лента обзавелась аж еще 4-мя сиквелами. В четвертом, кстати, альтернативный финал первой части показали как часть страшного сна главгероя.
Сам Сталлоне, получивший за съемки тогда аж 3,5 млн вечнозеленых, по сей день называет «Первую кровь» пиком своей голливудской карьеры…
Да, Слая можно упрекнуть в неважных актерских способностях. Однако трогательный образ Джона Рэмбо он вытянул на пять с плюсом, отлично выжимая своими монологами скупую зрительскую слезу.
Впрочем, в дальнейшем Сталлоне образ Рэмбо явно уронил ниже плинтуса. А все потому что ради коммерции влез в ненужную борьбу мускулами против одного известного австрийского качка.
И что в итоге? Ветеран Вьетнама превратился в чистой воды карикатуру, едва ли ни всю Советскую армию в одиночку нагибающую…