Иностранной публике телефильм понравился, несмотря на несколько очевидных ляпов.
Показателем оглушительного успеха «Семнадцати мгновений весны» может служить уже только один этот факт: премьера первого эпизода состоялась 11 августа, а уже спустя три месяца было принято решение о повторном показе 12-серийной картины, настолько мощный эффект она произвела.
Телефильм был снят Татьяной Лиозновой по сценарию Юлиана Семенова, созданного им на основе своего же одноименного романа. В своей основе «Семнадцать мгновений весны» — это военная драма о советском разведчике Максиме Исаеве, внедренном в высшие эшелоны власти нацистской Германии под личиной штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица. Показать ленту изначально планировали ко Дню Победы 1973 года, но затем премьеру перенесли из-за совпавшего по времени визита Леонида Брежнева в ФРГ.
Картина Лиозновой стала одной из лидеров по числу актеров, удостоенных звания народного артиста СССР — до или после выхода фильма. В этом списке значатся 11 имен, среди которых — Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Василий Лановой, Олег Табаков, Лев Дуров, а также Ефим Копелян (голос за кадром) и Иосиф Кобзон (исполнение песен). Роль Гитлера же сыграл актер из ГДР Фриц Диц.
Съемки шли с марта 1971 по конец 1972 года. Группа выезжала в ГДР, где работала в Берлине и Майсене, в основном же съемочный процесс велся в павильонах Киностудии имени Горького, а также в Риге и Грузии. Музыку написал композитор Микаэл Таривердиев, слова песен — поэт Роберт Рождественский. Спел их Кобзон, причем получив перед этим задание исполнить так, чтобы его не узнали. Артист немного обиделся, но все же выполнил требование.
В проекте сошлось все: выдающийся актерский состав, до запятой выверенный и отполированный до блеска сценарий, роскошная музыка, ставшая классикой, стильная, но в то же время строгая операторская работа. Аудитория первого показа составила от 50 до 80 миллионов зрителей. Фильм моментально разлетелся на цитаты, персонажи стали частью фольклора (и, разумеется, анекдотов), а Брежнев, которому тоже все очень понравилось, распорядился наградить участников съемочной группы, а также писателя Юлиана Семенова правительственными наградами и званиями.
Смотрели «Семнадцать мгновений весны» и за рубежом. Главным образом, конечно, — в ГДР. Смотрели и делились впечатлениями. В частности, германскую публику весьма удивило, что нацисты в картине показаны людьми. Да, злодеями, что понятно, но все же людьми. Со своими сомнениями, страхами, ожиданиями и подозрениями. Это довольно резко контрастировало с обычным осознанно гипертрофированным изображением Третьего рейха в кино того времени. Взять того же охранника радистки Кэт Гельмута Кальдера. Он был отнюдь не лишен благородства и пожертвовал собой ради спасения Кэт и ее сына. Кстати, сыграл Кальдера восточногерманский актер Отто Мелис, который в немецком дубляже телефильма озвучил Штирлица.
Но были и моменты, вызвавшие у немецких зрителей недоумение. Перечислим основные.
Курение. Штирлиц и его коллеги регулярно пускают клубы дыма, несмотря на то, что в Третьем рейхе велась жесткая борьба против табакокурения. Высокопоставленный эсэсовец, застигнутый с сигаретой, мог поплатиться карьерой.
Обручальные кольца. Радистка Кэт, как и многие другие персонажи, носила свое на правой руке, что для Германии совершенно не характерно.
Иерархия. Радистка Кэт попала на лечение в берлинскую клинику «Шарите», куда отправляли только представителей высших партийных чинов. К коим героиня, само собой, не принадлежала.
Легенда Штирлица. В его биографии было сказано, что он является чемпионом Берлина по теннису. Мюллеру достаточно было запросить министерство спорта навести справки, чтобы вывести советского разведчика на чистую воду. Кроме того, сорокалетний штандартенфюрер СС почему-то был не женат, что вызвало бы серьезнейшие подозрения у тайной полиции.
Костюмы. Штирлиц носит на рукаве отличительный знак «V», который выдавали тем, кто вступил в НДСАП до 1933 года или в этот год. Аналогичный знак есть и у Мюллера. Вот только последний вступил в партию лишь в 1939-м.
Наручные часы главного героя. Они советские!
«В реальности Штирлица вычислили бы за пять минут», писали в восточногерманских газетах. Критики называли привычки Исаева в фильме нетипичным для нациста, а образ мыслей — слишком возвышенным.
Справедливости ради стоит заочно этим критикам ответить: авторы и не стремились к стопроцентному реализму. «Семнадцать мгновений весны» снимались в первую очередь для советского зрителя. Происходящее на экране должно было быть ему понятно и знакомо, а уж на каком пальце у кого кольцо — дело, будем честны, десятое.
При этом необходимо заметить, что делалась лента с уважением к германскому народу. Именно к народу, а не к его вождям 40-х годов. Как отметил Тихонов, авторы стремились показать людей, которые останутся всегда, ведь «Гитлеры приходят и уходят», а немцы остаются.