Режиссер Чад Стахелски, наиболее известный как один из создателей «Джона Уика», недавно объявил, что в начале 2024 года приступит к съемкам перезапуска «Горца». Протагониста в грядущем фильме сыграет, пожалуй, главный актер-гик современности, Генри Кавилл.
В последние годы франшиза «Горец» оказалась подзабыта. Но, если у вас, как и у нас, пробегают мурашки, когда вы слышите фразу «В конце должен остаться только один» или песню Princes of the Universe легендарной группы Queen, то предлагаем вспомнить, как эта культовая серия появилась и развивалась.
Бессмертный дуэлянт
В 1977 году режиссер Ридли Скотт дебютировал в кино с фильмом «Дуэлянты». В центре его сюжета, вдохновенного реальной историей, было многолетнее противостояние двух офицеров наполеоновской армии. На протяжении почти двадцати лет они умудрились провести между собой множество поединков — фехтовали на саблях, стрелялись, дрались верхом на лошадях…
Именно «Дуэлянты» послужили источником вдохновения для молодого сценариста Грегори Уайдена, который придумал «Горца», еще когда учился в Калифорнийском университете. Уайден оттолкнулся от идеи поединка, возобновляющегося спустя годы, но главными героями решил сделать бессмертных, которых можно убить, лишь отрубив им головы. Преподавателю так понравился сценарий, что он порекомендовал Грегори отправить его на рассмотрение агенту. Уайден послушался наставника и не прогадал, получив за работу внушительную шестизначную сумму.
Конечно, впоследствии сценарий еще переписывался и дорабатывался — в Голливуде это практически неизбежно, а уж тем более когда речь идет о работе молодого и неопытного автора. Но уже в черновом варианте присутствовали практически все ключевые составляющие сюжета «Горца». Противостояние бессмертных, которые сражались друг с другом в смертельных поединках. Главный герой, шотландец Коннор Маклауд, которого обучал куда более опытный бессмертный по имени Рамирез. События, частично разворачивающиеся в прошлом, частично — в современном Нью-Йорке.
Изменения касались скорее деталей, пусть и важных. Например, в ранней версии еще не было «приза», за который сражаются бессмертные — отрубая голову противнику, победитель получает его силу, а заодно и мощь тех, кого побежденный одолел прежде. Заметно отличался образ антагониста — у Уайдена это был безымянный рыцарь, который за долгие годы лишился всего, что было ему дорого, и живёт лишь ради противостояния с Маклаудом. В фильме же Коннору противостоял кровожадный психопат Курган. В раннем сценарии, одержав победу, герой чувствовал присутствие рядом другого бессмертного, что подводило к возможному сиквелу. В финальной же версии Коннор завоевывал «приз», становился смертным и получал возможность, которой был лишен прежде, — иметь детей.
И по результатам кинопроката казалось, что задел для продолжений действительно был лишним. «Горец» провалился, не окупив даже производственный бюджет. По воспоминаниям одного из продюсеров, Питера Дэвиса, студия Fox не верила в проект — в частности, считая, что переключения между настоящим и прошлым запутывают зрителя, — и практически не продвигала фильм.
Тем не менее, зрителям было за что полюбить «Горца». Фильму повезло с исполнителями главных ролей. Пусть Кристофер Ламберт, когда его выбрали на роль Коннора, едва говорил по-английски, ему здорово удалось создать образ персонажа, на чьих плечах лежит груз сотен прожитых лет и множества потерь, но который все же не утратил жизнелюбия и юмора. Да и торопившийся на другой проект Шон Коннери хоть и провел на съемках «Горца» считанные дни, но блестяще воплотил на экране образ мудрого и ироничного Рамиреза. Фильм мог похвастаться отличными поединками на мечах, которые ставил легендарный Боб Андерсон — один из самых известных фехтовальщиков киноиндустрии. А группа Queen написала для «Горца» несколько великолепных треков.
Со временем картина обрела культовый статус и отлично расходилась на видеокассетах. Именно благодаря этому стало возможным появление продолжения.
Он должен был быть только один
Вторая часть «Горца» увидела свет спустя пять лет после первой и напоминала эдакого кинематографического монстра Франкенштейна. Сценаристы решили добавить в нее элементы научной фантастики и попутно радикально переписали мифологию первого фильма. Согласно сиквелу, Коннор с Рамирезом оказались изгнанниками с планеты Зейст, которых сослали на Землю за участие в мятеже. Теперь давний враг Маклауда, генерал Катана, тоже отправлялся на нашу планету, чтобы прикончить горца.
Основные события разворачивались на антиутопической Земле будущего — практически в наше время, в 2024 году. Из-за разрушения озонового слоя человечество уже пару десятилетий живет под защитой специального техногенного купола. Вернее большинство людей не живет, а влачит жалкое и в буквальном смысле беспросветное существование — купол погрузил планету в полутьму. По ходу сюжета Коннору придется бросить вызов корпорации, контролирующей этот щит.
Очевидно, что «Горец 2: Оживление» очень плохо сочетался с первой частью как в плане истории, так и в том, что касалось атмосферы. Но это было только полбеды. Сценарий оказался невнятным и попросту скучным, а видеоряд выглядел дешево и за исключением считанных сцен совершенно незрелищно — даже по меркам начала 90-х.
Вторая часть «Горца» была принята так холодно, что создатели франшизы в дальнейшем полностью игнорировали ее существование
Недаром практически все причастные впоследствии говорили про «Оживление» как минимум прохладно, а то и вовсе откровенно негативно. Особенно резок был режиссер Рассел Малкэхи, которого инвесторы уже в процессе съемок отстранили от работы над фильмом, перехватив полный контроль над картиной. Например, он называл всю идею с Зейстом откровенной глупостью. Впрочем, в свое время Малкэхи на эту глупость согласился, а из «Оживления» вряд ли могло получиться что-то путное, даже если бы режиссер доработал до конца.
Второй «Горец» вполне закономерно провалился в прокате, но, как ни странно, это не помешало выходу третьей части. В ней авторы сделали вид, что сиквела попросту не было, и постарались сделать картину максимально похожей на первую часть. Коннору Маклауду вновь предстоит столкнуться со злобным бессмертным. Его существование после финала оригинального «Горца» объяснили тем, что многие годы тот был заперт в пещере и потому не боролся за «приз», а теперь вырвался на свободу и жаждет его заполучить.
Осторожный и безыдейный третий фильм зрители встретили без восторга, и он тоже не имел особого успеха в прокате. Казалось, это должно было поставить крест на франшизе, но та продемонстрировала живучесть, достойную бессмертных.
Телевизионное перерождение
Новую — и вполне успешную — жизнь «Горец» обрел на телеэкранах. Француз Ламберт принес оригинальному фильму любовь многих своих соотечественников и посодействовал тому, что французская студия Gaumont приобрела права на сериал по «Горцу». Компания сумела еще до старта шоу обеспечить ему надежное будущее, договорившись о показе на каналах сразу нескольких крупных стран, что очень помогло с покрытием бюджета проекта.
Правда, сам Кристофер Ламберт, завоевавший к тому времени звездный статус, сниматься в телевизионном проекте не захотел. Поначалу авторы думали просто найти на роль Коннора другого актера, но в итоге решили вовсе поменять протагониста. Им стал еще один выходец из клана Маклаудов и ученик Коннора, которого окрестили Дунканом. А Ламберт все-таки появился в пилотном эпизоде сериала, чтобы передать эстафетную палочку новому герою.
У Дункана была насыщенная биография, и почти в каждой серии нам показывали флэшбеки из разных периодов его жизни
Создатели сериала брали во внимание только события оригинального фильма и, конечно, несколько отступили от его мифологии. Оригинальный «Горец» показывал финальное противостояние последних бессмертных. А в телешоу оказывалось, что их в мире живет огромное количество. И они необязательно враждуют — у Дункана хватало поистине старых друзей, а по ходу сериала он брал в ученики молодого бессмертного Ричи Райана.
Львиная доля эпизодов была скроена по одним лекалам. Дункан сталкивался с каким-либо враждебным бессмертным, часто оказывалось, что прежде они встречались, и это нам показывали во флешбеках, а завершалась серия смертельным поединком. Казалось бы, это должно было быстро наскучить — тем более что какие-то сквозные и долгоиграющие конфликты в «Горце» появлялись нечасто и редко охватывали больше нескольких эпизодов.
Однако же сценаристам сериала, не в пример их коллегам, которые трудились над полнометражными продолжениями, удалось построить вокруг идеи противостояния бессмертных множество интересных ситуаций и сюжетов.
Например, в одном эпизоде мы встречаем прославленного поэта Байрона, который оказывается бессмертным. Он уже давно растерял свой дар, а теперь собирается убить талантливую музыкантку, чтобы та, в свою очередь, обрела бесконечную жизнь и смогла творить куда дольше, чем отпущено обычным людям. Но совместимо ли бессмертие с творчеством — такой вопрос ставит этот эпизод.
В другой серии мы знакомимся с парой бессмертных, которые живут в браке уже три сотни лет и раз в столетие женятся заново. Однако теперь их отношения трещат по швам, а Дункан пытается их наладить. Стоит ли говорить, что в этом эпизоде присутствует изрядная доля юмора?
Еще в одной серии Дункан встречает старого боевого товарища, с которым в прежние века не раз сражался плечом к плечу. Долгие годы жизни практически свели того с ума — он даже не помнит о своем бессмертии. Дункан пытается привести друга в норму, пускай это заставляет его самого пережить болезненные воспоминания.
Подобных примеров можно привести еще много. Авторы активно играли с темами и стилем повествования, предлагая зрителям разнообразные сюжеты — драматические, романтические, комедийные или детективные.
Почти во всех эпизодах присутствовали флэшбеки из различных эпох, демонстрировавшие весьма бурное прошлое Дункана Маклауда. И редкая серия обходилась без поединков, которые были настоящим украшением «Горца» — сериал мог похвастаться отлично поставленными фехтовальными сценами. Авторы старались сделать схватки максимально разнообразными, меняя условия, а также оружие и стили боя, которые использовали герои.
Сериал продолжался целых шесть сезонов и долго удерживал достаточно высокую планку качества. Разве что в заключительном сезоне уже начало чувствоваться, что сценаристы подустали от проекта, и финал «Горца» сложно назвать удачным.
Сразу после завершения «Горца» стартовал спин-офф, получивший подзаголовок «Ворон». Здесь протагонисткой выступала многолетняя подруга Дункана, авантюристка и воровка Аманда. Она была ярким и запоминающимся персонажем второго плана, но роль центральной героини оказалась ей не по плечу, да и похождения ее были не такими интересными и разнообразными, как у Дункана.
Что касается последнего, то в 2000 году он вновь появился на большом экране — в компании со своим предшественником Коннором. Фильм «Конец игры» был любопытен по задумке — он совмещал истории кинематографического и сериального «Горцев». Героя Кристофера Ламберта преследовал Джейкоб Келл, перебивший больше бессмертных, чем кто-либо другой. Его не интересует борьба за «приз», он просто хочет отомстить Коннору, и заодно его мишенью оказывается и Дункан. В фильме были отдельные эмоциональные и запоминающиеся моменты, но в целом «Конец игры» получился очень сумбурным — особенно пострадала прокатная версия, которую сократили, чтобы сделать динамичнее.
Последний на сегодняшний день полнометражный «Горец» увидел свет в 2007 году. В отличие от предыдущих фильмов, «Источник» снимали сразу для телевидения, а главным героем был Дункан. На сей раз он отправлялся на поиски таинственного источника бессмертия. Фильм оказался настолько плох, что один из создателей сериала, Дэвид Абрамовитц, называл его дурным сном Дункана. История, постановка, графика — все в этом фильме было настолько слабым, что казалось, будто его снял Уве Болл. Стоит ли говорить, что хотя изначально планировалось сделать «Источник» началом новой кинотрилогии, никакого продолжения не последовало?
Другие Маклауды
На пике популярности телевизионного «Горца» стартовал еще и анимационный сериал. Его действие разворачивалось в постапокалиптическом будущем после того, как падение метеорита едва не привело к гибели всего человечества. Бессмертные отказались от борьбы за приз, чтобы помогать людям. Все, кроме одного, который решил, что перед ним открывается отличная возможность завоевать мир. Главным героем выступает юноша по имени Квентин Маклауд, который путешествует по постапокалиптическим пустошам, чтобы получить знания прочих бессмертных и в итоге бросить вызов тирану.
С остальными частями франшизы мультсериал был связан лишь идеей бессмертных, сражающихся на мечах, да несколькими именами. Но как самостоятельный проект он был весьма неплохим для своего времени детским мультсериалом.
В 1995 году на Atari Jaguar вышла игра Highlander: The Last of the MacLeods, основанная именно на мультсериале. Это было приключение с игровым процессом, состоявшим преимущественно из решения головоломок и сражений с врагами. Изначально разработчики планировали выпустить трилогию, но дальше первой части дело не пошло.
А Highlander: The Game, которая разрабатывалась в студии Eidos Interactive, вовсе не добралась до релиза. Ее протагонистом должен был стать предок Коннора и Дункана по имени Оуэн, который родился еще во времена Древнего Рима и успел побывать рабом и гладиатором. События игры должны были развернуться в нескольких разных эпохах и регионах, но проект закрыли без объяснения причин.
Пожалуй, последним громким и удачным проектом франшизы на сегодняшний день стало полнометражное аниме Highlander: The Search for Vengeance. Оно рассказывало об еще одном Маклауде, Колине, который также родился при Римской Империи. Тогда же началась вражда Колина с бессмертным римским полководцем Марком Октавием, которая прошла сквозь века и достигла кульминации в постапокалиптическом Нью-Йорке XXII века. Постановщиком аниме выступил Есиаки Кавадзири, известный по таким работам, как Ninja Scroll и Vampire Hunter D: Bloodlust. Подобно им, Highlander: The Search for Vengeance получился драйвовым и зрелищным, с огромным количеством брутального экшена.
Сейчас кажется, что лучшие времена «Горца» остались в далеком прошлом. Впрочем, если у кого и есть шанс вдохнуть во франшизу новую жизнь, то именно у тандема Генри Кавилла, обожающего сагу о бессмертных с детства, и Чада Стахелски, который знает толк в постановке отличных боевых сцен. Что у них получится, мы должны узнать в 2026 году, на который запланирован выход нового «Горца».