Его называли гением, но, как ни старались, не могли понять ни близкие, ни коллеги. Даже говорили, будто в нём была загадка, которую даже неловко разгадывать. Александр Кайдановский был очень талантлив. Он играл так, что ему невозможно было не верить, а снятые в качестве режиссёра фильмы заставляли возвращаться к ним снова и снова.
Он был страстен и неистов и в работе, и в личной жизни. Вот только последней своей любовью насладиться Александр Кайдановский так и не успел.
Детские травмы
Родители Александра Кайдановского были людьми настолько разными, что вообще удивительно, как они оказались вместе. Отец Леонид Львович прошёл всю войну, затем служил в Ростовском КГБ начальником радиолокационной станции. Он считал, что в жизни самое главное — соблюдать правила. Но жена Вера Александровна (и мама Александра) не готова была с ним согласиться. Она была человеком творческим, ставила детские спектакли в ДК и страстно мечтала стать актрисой. Поначалу супруги притягивались, как плюс и минус, но после стало понятно, что у них слишком разные взгляды на жизнь.
Вера Александровна, несмотря на протесты мужа, поехала покорять Москву, оставив маленького Сашу на отца. Через несколько лет она вернулась, вот только семьи у них с мужем уже не получилось. Они ссорились так, что Александру становилось страшно. Однажды он не выдержал и сбежал к бабушке.
И даже попал ненадолго в интернат, где царили весьма жесткие нравы, и Кайдановский научился при малейшем намёке на опасность бросаться в драку. И рвать все связи, если вдруг его что-то не устраивало. Это позже нашло своё отражение в отношениях с коллегами, режиссёрами и даже женщинами.
Признанный гений
Когда родители его, наконец, развелись, Александр решил жить с отцом и его новой женой. Правда, общего языка с мачехой он не нашёл, поэтому после окончания восьмилетки уехал в Днепропетровск, поступил в сварочный техникум, но из-за разногласий с педагогом через год вернулся в родной Ростов-на-Дону. И неожиданно поступил в театральное училище, твёрдо решив стать актёром. Правда, и оттуда едва не вылетел на первом же курсе, так как постоянно спорил с педагогами и не признавал никаких авторитетов. Однако мастер курса Михаил Бушнов не поссорился с необычным студентом ни разу. Как впоследствии говорил сам педагог, он с первого взгляда рассмотрел в Кайдановском неординарную личность и общение с ним строил именно с этой позиции.
После получения диплома он попал по распределению в Ростовский театр, но на первой же встрече с худруком заявил, что ему нужна только главная роль в новом спектакле, на меньшее он не согласен. Когда худрук сказал, что ему надо ещё подучиться и пройти через «Кушать подано», Кайдановский развернулся и уехал в Москву. Кайдановский был очень талантлив и, словно играючи, поступил в Школу-студию МХАТ. И через месяц оттуда ушёл, объяснив это скукой и слишком укоряющими взглядами с портретов Станиславского и Немировича-Данченко.
Каким-то чудом попал в Щукинское училище, где тоже скучал, однако всё же диплом получил и пришёл в Театр имени Вахтангова. Там, по его словам, он полностью лишился любви к театральной жизни из-за «каких-то отвратительных принципов», согласно которым одни люди должны унижать других. В течение трёх лет он всё же работал в театре, но тех ролей, что ему хотелось бы сыграть, Кайдановскому не давали.
Страдая от невостребованности, он начал прикладываться к бутылке и даже устраивал пьяные драки, одна из которых и закончилась судимостью. Ему дали два года условно за злостное хулиганство. После Вахтанговского он всё же ещё пытался послужить театру, но не задержался ни в МХАТе, ни в Театре на Малой Бронной. Зато пошёл в армию и попал в кавалерийский полк при «Мосфильме».
Именно во время службы в армии Александр Кайдановский и сыграл свою первую звёздную роль, налётчика Лемке в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». С Михалковым он даже умудрился подраться из-за разных трактовок роли. Инцидент привёл к тому, что Кайдановский попал на гауптвахту, выйдя с которой он тут же потребовал извинений от Михалкова, в противном случае просто отказывался дальше сниматься.
После выхода фильма на экраны актёр проснулся знаменитым. В 1970-е Александр Кайдановский много снимался, но знаковым фильмом для него стал «Сталкер» Тарковского. Сложная в физическом и эмоциональном плане работа привела к тому, что он сам захотел создавать фильмы, даже окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Но при этом оставался всё таким же импульсивным и даже непримиримым. Причём распространялось это, в том числе, и на его личную жизнь.
Любимые женщины
В первый раз Александр Кайдановский женился на Ирине Бычковой, с которой познакомился во время учёбы в Ростовском училище. Позже он перевёз любимую девушку в Москву, где они и расписались в 1966 году. Правда, семейную жизнь актёра трудно было назвать безоблачной. Жили супруги очень стеснённо, в 1970 году у них родилась дочь Дарья, Ирина работала в детском саду, а Кайдановский всё искал себя, метался из театра в театр, ссорился с режиссёрами и был совершенно глух к мольбам жены остепениться и уже найти нормальную работу. Супруга актёра взывала к его совести и даже грозилась уехать домой в Ростов.
Но развелись они после того, как в жизни Кайдановского появилась другая женщина. Валентина Малявина не считалась ни с собственным семейным статусом (она состояла в браке с Павлом Арсеновым), ни с наличием у актёра жены и ребёнка. Это была какая-то вулканическая страсть, которой оба не могли противостоять. Один раз они даже попытались вместе уйти из жизни, одновременно полоснув себе по венам лезвием. Малявина справилась мгновенно, а вот Кайдановский не решался, тогда актриса «помогла» и ему. Оба потом два дня провели в больнице. На пике страстей долго существовать невозможно, спустя несколько лет влюблённые, устав друг от друга, всё же расстались.
Второй женой Александра Кайдановского стала Евгения Симонова, полная противоположность Валентины Малявиной. Он влюбился в чистую и светлую девочку со всем пылом, а она смотрела на него восторженными глазами и даже была готова отказаться от карьеры актрисы, чтобы не расставаться с мужем.
А он изводил её ревностью, сам придумывал её романы с коллегами и сам же мстил за них. В 1976 году у супругов родилась дочь Зоя, но брак это не спасло, малышке было 4 года, когда Кайдановский и Симонова расстались. Евгения хотела сохранить семью и даже была готова мириться с недостатками мужа, но в какой-то момент он сам ушёл.
Третья жена Александра Кайдановского тоже не слишком долго продержалась с ним рядом. Балерина Большого театра Наталия Судакова верила в то, что проживёт с актёром долгую и счастливую жизнь. Он даже усыновил двоих её детей от первого брака, а она родила ему сына Андрея. С Наталией актёр сохранил добрые отношения даже после расставания, они общались до конца жизни Кайдановского.
Последняя любовь
С Инной Пиварс он встретился на пробах к фильму «Восхождение к Экхарту». Злые языки утверждали, будто Инна влюбилась в него с первого взгляда, а после всюду ходила за ним, как тень. Александр Кайдановский не остался равнодушен к красавице-актрисе, и вскоре уже влюблённые жили вместе в той самой комнате в коммунальной квартире, где обитал актёр последние 14 лет. Разница в возрасте в 22 года не смущала ни Кайдановского, ни его избранницу. По словам Инны, к моменту знакомства с ней Александр Кайдановский уже остепенился. Он не устраивал шумных драк, не уходил в запои.
Но и безоблачной их совместную жизнь называть было нельзя. Они ссорились до хрипоты, бурно выясняли отношения, а после засыпали, крепко прижавшись друг к другу. В тот день, когда Александр Кайдановский женился на Инне Пиварс, он сделал запись в своём дневнике: «Знаменательный день! Я женился! Совершенно счастлив!» Правда, судьба отмерила ему этого счастья слишком мало, всего 3 недели. Утром 3 декабря 1995 года его сердце остановилось, не выдержав третьего инфаркта. Но последние дни своей жизни он был, несомненно, счастлив.
Александр Кайдановский долго искал своё счастье, а после второго инфаркта снова поссорился, а потом помирился с женой. Он утешал ее и говорил, что она непременно родит ему сына. Инна Пиварс на самом деле родила сына, но уже совсем другому мужчине. После смерти мужа она, как некоторые другие вдовы знаменитостей, нашла в себе силы снова стать счастливой.