Среди предателей, пошедших на сотрудничество с врагом в годы Великой Отечественной войны, увы были даже Герои Советского Союза. В том числе и лётчики-асы Бронислав Антилевский и Семён Бычков. Оба они встретили войну младшими лейтенантами истребительной авиации.
Антилевскому было 24 года, и он уже был Героем Советского Союза. Это звание Бронислав получил в советско-финскую, когда был ещё не пилотом, а стрелком-радистом дальнего бомбардировщика ДБ-3. Финские истребители быстро обнаружили у ДБ-3 «мёртвую зону» снизу-сзади, что потребовало срочной установки на бомбардировщик нижней огневой точки.
Выполняя опасную работу на этой огневой точке, Антилевский в составе экипажа ДБ-3 совершил около 30-ти боевых вылетов и сбил 2 финских самолёта, был ранен в воздушном бою. А по окончании войны – отправился учиться в Качу и стал лётчиком. В боях Великой Отечественной Антилевский принимал участие с апреля 1942 года.
Бычков к тому времени, воюя с декабря 1941-го, уже сбил восемь самолётов люфтваффе: 5 из них лично и 3 – в группе.
20 июля 1942 года с ним приключилась неприятная история. Получив очередное звание старшего лейтенанта и должность заместителя командира эскадрильи, Бычков «отметил это дело», взлетел в нетрезвом виде на истребителе Ла-5, и при посадке разбил его.
Итог – военный трибунал, 5 лет лишения свободы. Но, ввиду напряжённой обстановки на фронте, в лагерь Бычков не отправился, а продолжил воевать. Всего на его счету сбитых самолётов гитлеровцев – 15 (9+6); боевых вылетов — более 230-ти; воздушных боёв — более 60-ти. Всего через три месяца после приговора трибунала с лётчика-аса не только сняли судимость, но и присвоили ему звание Героя Советского Союза. Он стал капитаном, заместителем командира 482-го истребительного авиаполка.
«Проявил себя отличным лётчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром-организатором групповых воздушных боёв».
(Цитата из представления к награждению)
На счету Антилевского было 60 боевых вылетов и 2 сбитых самолёта противника. К моменту попадания в плен, он был старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи 20-го истребительного авиаполка.
Первым оказался в руках врага Бронислав Антилевский. 28 августа 1943 года его самолёт сбили в воздушном бою, в районе деревни Бывалка (в 28 км на юго-восток от города Ельня Смоленской области). Пилот спасся, выбросившись с парашютом, но был схвачен на земле гитлеровцами.
В лагере Антилевского «взял в оборот» матёрый предатель и ярый антисоветчик – полковник Виктор Мальцев. Он был обижен на советскую власть за то, что в 1938 году НКВД подверг его репрессиям, сломав и карьеру, и жизнь. В декабре 1939-го Мальцева признали осуждённым ошибочно, поступили справедливо, реабилитировали и дали «тёплое место» — должность начальника санатория Аэрофлота в Ялте.
Но когда в ноябре 1941 года этот город заняли немецкие войска, Мальцев сам явился в форме полковника ВВС Красной армии в оккупационную комендатуру и заявил о своём стремлении воевать со своими сослуживцами. В 1943 году ему доверили формирование Русской восточной авиационной группы, созданной первоначально для перегонки немецких военных самолётов с заводов на фронт, а также для участия в контрпартизанских операциях в тылу.
Виктор Мальцев был хитрым агитатором. Он сумел убедить поступить на службу к оккупантам даже Героя Советского Союза Антилевского. А тот – сагитировал Бычкова. В стиле:
«В СССР сдавшиеся в плен автоматически считаются предателями, поэтому будущего в родной стране у нас нет: если не поставят к стенке, то сгноят в лагерях. А тут – будут и деньги, и бабы, и любимая работа, и возможность жить полной жизнью… глядишь – и до генерала дослужишься…»
Это конечно было неправдой, но на человека отрезанного от любой информации, под постоянным давлением, такие слова могут оказать эффект. Что и произошло.
Бычков был сбит 10 декабря 1943 года в районе Орши Витебской области огнём немецких зенитчиков, в плен попал тяжело раненым, но получил своевременную медицинскую помощь, и быстро восстановился.
Кроме основной работы, Антилевского и Бычкова активно использовали в пропагандистских целях. Герои Советского Союза, вставшие в строй воюющих с большевизмом – что могло быть лучше для геббельсовской пропаганды! Предатели разъезжали по лагерям военнопленных, убеждая советских солдат и офицеров переходить на сторону врага.
Занимались этим они даже в конце войны, когда скорое поражение Третьего Рейха стало очевидным для всех. Потому что другого выхода не было.
В конце апреля 1945 года майор ВВС РОА (КОНР) Семён Бычков сдался американским войскам. Он полагал, что Герой Советского Союза, боровшийся с большевиками и критикующий советскую власть, будет полезен в США. Но просчитался: американцы в его услугах не нуждались. В сентябре 1945 года Бычков был выдан советским властям.
Антилевский же приехал в СССР, имея на руках документы на имя гражданина Березовского, сражавшегося в партизанском отряде на территории Чехословакии. Он рассчитывал начать жизнь с чистого листа, новым человеком, вдали от тех регионов, где его хорошо знали. Однако план провалился. Во время проверки сотрудниками НКВД в каблуке сапога товарища Березовского была обнаружена Золотая звезда Героя Советского Союза. По её номеру и вычислили настоящую фамилию «бывшего советского партизана в Чехословакии».
Оба Героя-предателя были лишены всех званий и наград и приговорены к высшей мере наказания. Их руководитель – полковник Виктор Мальцев – тоже не избежал возмездия в виде смертной казни. В 90-х / начале 2000-х Главная военная прокуратура и Генеральная прокуратура РФ, пересмотрев дела Антилевского, Бычкова и Мальцева в рамках исполнения Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», признала их справедливо осуждёнными и не подлежащими реабилитации.