Алексея Балабанова заслуженно считают легендарным режиссером в отечественном кинематографе. Его фильмы любят и смотрят даже после смерти мастера, а в немного философском творчестве много позаимствовано из личной жизни.
В работах Алексея отражаются личные страхи, переживания и трагические воспоминания. Легендарный режиссер прожил насыщенную, но далеко не счастливую жизнь. Он чувствовал боль посторонних, как свою собственную. Возможно, из-за этого Алексей Балабанов так рано ушел из жизни.
О судьбе этого удивительного человека мы и расскажем в нашей новой статье.
Итак, Алексей Балабанов.
Дорога в кино
Изначально Балабанов не задумывался о кинематографе как о профессии. В молодости Алексей увлекался языками и историей, и считал, что эти науки никогда не будут лишними.
Закончив педагогический ВУЗ, уже дипломированный переводчик, идет служить в армию. Ему пришлось побывать в разных азиатских и африканских странах, поэтому служба для парня, который всегда мечтал путешествовать, была не в тягость, а в радость.
Попав в Афганистан, будущий режиссер участвовал в войне. Там он приобрел не только реальный опыт, а и товарищей. Сослуживцы с удовольствием рассказывали фронтовые истории, а Алексей любил их слушать. Военный опыт перевернул мировоззрение Балабанова, он вдохновился патриотизмом и мужеством друзей, что сказалось на будущих его картинах. После службы молодой человек работал на Свердловской киностудии, вместе с отцом, который был там на должности главного редактора.
Изначально Балабанов ассистировал режиссеру, впитывая все происходящее вокруг. Он не только вникал во все тонкости съемок, а и развивал свой взгляд на качественный кинематограф.
Легендарный «Брат»
Довольно быстро работы режиссера стали популярны не только среди отечественных, но и зарубежных зрителей. Новый, нестандартный подход к фильмам по достоинству оценили критики. Алексей снимал кино про жизнь, в котором находили что-то близкое для себя самые обычные люди. Хотя порой фильмы Балабанова вызывали противоречивые и неоднозначные чувства, но современная действительность на экране — это своеобразная визитная карточка кинорежиссера.
Среди фильмов Балабанова кинодилогия «Брат» и «Брат 2» стали культовыми для целого поколения российского зрителя. Для режиссера это был не обычный проект, а новый жизненный опыт.
Несмотря на то, что Алексей к каждому фильму подходил с полной отдачей, в «Брате» все было по-другому. Во время съемок Сергей Бодров и Балабанов были не просто актером и кинорежиссером, а стали настоящими друзьями, связанными на духовном уровне. На съёмочной площадке две души из несправедливого мира слились и обрели покой.
Бодров и Балабанов встретились на «Кинотавре». Это была не первая их встреча, просто Балабанова пригласили на премьеру фильма «Кавказский пленник», где одного из героев сыграл Сергей Бодров. Еще тогда режиссера поразила естественная игра молодого человека. В этот период он занимался разработкой сценария фильма «Брат». Проникнувшись мастерством Сергея Бодрова, режиссер больше не мог рассматривать другие кандидатуры. Лично пообщавшись с актером, Балабанов заявил своей супруге Наде, что он встретил человека способного перевернуть отношение к кинематографу. Кинорежиссер не думал о неопытности Сергея, у него всегда была тяга к молодым талантам без большого послужного списка. По мнению Алексея, начинающие актеры выглядят на экране настоящими и естественными.
Боль потерь и потрясений
У Балабанова была привычка сближаться с коллегами по работе. Он всегда начинал съемки с налаживания связи и поиска точек соприкосновения. Каждая победа, неудача или трагедия актеров воспринималась режиссером как своя собственная. Поэтому многие знакомые Алексея утверждали, что он настоящий человек и друг.
С первой трагедией, глубоко запавшей в душу, Балабанов столкнулся в 2001 году. Его команда занималась съемками драмы про колонию «Река» в Якутии. Как-то вечером режиссер с женой Надеждой, сыном Петей, оператором Сергеем и актрисой Туйарой Свинобоевой решили осмотреть место предстоящих съемок. По дороге они попали в ДТП, когда встречная машина протаранила их автомобиль. В результате этого погибла актриса, остальные получили лишь небольшие травмы, и только сын режиссера отделался несколькими царапинами. Смерть Туйары сильно ударила по психике Алексея, и от дальнейшей работы над фильмом он отказался.
Очередное серьезное потрясение ждало кинорежиссёра через год после первой трагедии. Случилось это в 2002 году, когда погиб его друг и талантливый киноактер Сергей Бодров. Трагедия произошла в Кармадонском ущелье. Удивительно, но Алексей, как будто предчувствуя трагедию, всячески уговаривал друга выбрать другое место для съемок, но Бодров не хотел ничего слушать. Позднее Балабанов решил помочь коллеге и планировал захватить свою команду и прилететь в Северную Осетию. Но не успел…
Случившееся буквально подкосило Балабанова. Он три недели не вставал с дивана и заливал горе водкой. Позднее Алексей жаловался, что хорошие люди уходят рано, а он до сих пор живет.
Предопределение
Гибель Сергея Бодрова забрала с собой часть души Балабанова. Он продолжал снимать фильмы, но всегда был в скверном настроении и регулярно появлялся на съемочной площадке изрядно выпившим. Часто, в сильном подпитии, он засыпал прямо у своего подъезда. Несмотря на это, Алексей продолжал снимать гениальные фильмы, собиравшие миллионные гонорары и не меньшее количество зрителей у телеэкранов.
На уговоры близких и коллег завязать с алкоголем, режиссер не реагировал. У Алексея не было ни желания, ни сил остановиться. Он наплевал на собственную жизнь и часто заявлял, что готов посмотреть смерти в лицо. Наверное, именно тогда у него появилось предчувствие скорого ухода. Единственное, о чем он просил судьбу, чтобы все произошло быстро и безболезненно.
Даже после трагедии, унесшей близких друзей, Балабанов, оставался добрым и человечным, ко всем кроме себя. Иногда, повстречав на улице бездомного или пьяницу, кинорежиссер, не задумываясь, мог пригласить их домой, где всегда ждала сытная еда и выпивка. Он пытался помочь каждому кто нуждался, невзирая на собственный статус и популярность. Для него все люди были равны.
Во многих лентах режиссера есть детали из его биографии. Он даже попробовал себя в качестве актера в эпизодической роли в одной из своих последних работ «Я тоже хочу». С выбором места для съемок этого фильма проблем не возникло. Впечатленные красотой колокольни рядом с Вологдой, супруги Балабановы сразу пришли к взаимному согласию. В соответствии с сюжетной линией башня сельской церкви дарила людям счастье. Это был фильм о радости жизни, ее сути и проблемах поиска.
По признанию самого кинорежиссера в одном из последних интервью, он считал себя несчастным, потому что в его работах погибает много хороших людей, и это не дает ему обрести душевное равновесие. Но он всегда говорил, что судьба подарила ему красавицу супругу и сына, которым удавалось отчасти скрашивать его серые будни.
Алексея Балабанова не стало в середине мая 2013 года. Непостижимо, но спустя 40 дней после смерти режиссера произошло удивительное событие. Церковь, где снимался последний фильм про башню счастья, обрушилась…