Сразу после выхода «Кавказской пленницы» Леонид Гайдай задумывал экранизировать пьесу Булгакова «Бег». Но реализовать эту идею так и не получилось. Тогда мэтр взялся за другое произведение Михаила Афанасьевича – комедийную пьесу «Иван Васильевич». Скрипт писали прямо дома у режиссера – вместе сценаристом и по совместительству соседом по лестничной площадке Владленом Бахновым.
1. Роли Ивана Грозного и управдома Бунши Гайдай вначале предложил своему любимцу Никулину. Именно под него и создавался первый вариант сценария. Но Юрий Владимирович прочитал текст и ответил отказом. По версии самого Никулина, якобы он тогда уезжал на гастроли в Австралию. По версии вдовы режиссера Нины Гребешковой, артист посчитал, что фильм не пройдет цензуру и не хотел тратить на него время. Так или иначе, #Леонид Гайдай затаил обиду и больше уже никогда не снимал Никулина в своих кинокартинах.
2. В итоге на роли царя и управдома устроили кинопробы. Кандидатуры Вицина и Евстигнеева не утвердил худсовет. А актера Евгения Лебедева завернул сам режиссер. Артист хорошо вошел в образ царя, а вот управдом из него выходил никакой. Зато обоих персонажей на пробах идеально сыграл #Юрий Яковлев Его кандидатура устроила и режиссера, и худсовет.
3. Жоржа Милославского должен был сыграть еще один любимчик режиссера – Андрей Миронов. Но с ним категорически не сработался Яковлев. Милославский в исполнении Миронова выглядел слишком рафинированным, и «царь» на его фоне просто терялся. На эту роль безуспешно пробовались Бурков, Юматов, Никоненко, Невинный. Но идеально в образ попал лишь #Леонид Куравлев
4. На роль инженера Тимофеева вначале претендовал голубоглазый красавец Олег Видов. Но режиссер непременно хотел видеть в этой роли «того самого Шурика». В итоге изобретателя сыграл Александр Демьяненко. А вот с утверждением Михаила Пуговкина возникли сложности. Против него высказались режиссеры, заседавшие в худсовете. Мол, почему это комедийный артист должен изображать режиссера. Но артиста отстоял Григорий Чухрай заявив своим коллегам, что они о себе слишком высокого мнения.
5. Супругу инженера Тимофеева Зину хотели сыграть три актрисы: Гундарева, Гвоздикова, Селезнева. Роль досталась последней – на этом настаивал режиссер. Гундаревой же предложили роль царицы. Но она плохо вписалась в образ Марфы Васильевны. А вот Нина Маслова получилась очень эффектной царицей.
6. Съемки стартовали в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Там снимали эпизоды погони за «демонами», скопление народа у стен Кремля и отправку войска на войну. Когда на территории музея, расположенного прямо в древнем Кремле, снимали царскую конницу, там как раз находились зарубежные туристы. При виде всадников в доспехах иностранцы испытали культурный шок. А работники музея получили в подарок от съемочной группы красные кафтаны и топоры. Позже с этим реквизитом здесь так и встречали иностранных гостей.
7. Московские сцены снимались в одном из домов на Новокузнецкой улице. Съемки эпизода, когда жена Бунши приняла Ивана Грозного за своего мужа, чуть не закончились плачевно. По сюжету Наталья Крачковская должна была перелезать через балкон. Но актриса жутко боялась высоты. Тогда Гайдай успокоил ее, соврав, что внизу будет страховка – специальная люлька с людьми. Никакой страховки естественно не было. И когда Крачковская посмотрела вниз, то от страха едва не сорвалась с балкона. К счастью, актрису вовремя подхватили коллеги. Этот эпизод потом так и не вошел в фильм.
8. В Москве также снимали звонки из телефонной будки, пробежку Шурика по магазинам, эпизоды со «Скорой помощью» и милицейской «Волгой», панораму столицы с балкона квартиры. Помните сцену с царем? Красота-то какая! Лепота! А машина, на которой Якин ездит по столице, до этого засветилась в «Бриллиантовой руке».
9. Актриса #Наталья Крачковская с содроганием вспоминала и съемки другого эпизода со своим участием: «И тебя тоже вылечат, и меня вылечат». На ней тогда было два парика. Первый – тот, который она снимала в кадре. И второй – короткий, представлявший собой детскую купальную шапочку, на которую «нарастили» стрижку. По словам актрисы, шапочка врезалась в кожу, лицо отекало, и ей было больно до слез.
10. Машину времени Шурика на самом деле придумал и смастерил специально для фильма скульптор по дереву Вячеслав Почечуев, работавший на «Мосфильме». Среди киношников он был известен тем, что мог легко сконструировать любые фантастические декорации.
11. Шведский посол в фильме на самом деле говорит на плохом немецком языке – так, как в оригинальном тексте булгаковской пьесы. А помните фразу Леонида Куравлева: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть»? Окончание фразы – импровизация актера, вошедшая в финальный вариант картины.
12. Композицию «Звенит январская вьюга» изначально спела София Ротару. Но ее манера пения совершенно не гармонировала с комедийным жанром, а низкий вокал – не соответствовал звонкому голосу Селезневой. В фильме эту песню поет певица Нина Бродская.