С одной стороны, премия «Оскар» приносит своим лауреатам существенные дивиденды. Журналисты подсчитали, что после получения премии Американской Киноакадемии гонорары лауреатов-актеров вырастают на 5–20%. Кроме того, «оскаровские» победители становятся интереснее рекламодателям, различным брендам и СМИ: вырастает число заключенных с ними контрактов, их зовут на всевозможные ток-шоу, берут интервью многочисленные издания и т.п.
С другой стороны, есть такое понятие как «»оскаровское» проклятие». Обычно его связывают с личной жизнью актрис, выигравших заветную статуэтку за главную – именно за главную – женскую роль. Якобы вскоре после этого они разводятся с мужьями или расстаются со своими бойфрендами.
Также некоторые считают, что обладатели «Оскара» вскоре после своего триумфа сталкиваются со спадом в карьере. И вот кого приводят в пример, как подтверждение данного мнения.
Мэттью Макконахи
Получив «Оскар» за главную мужскую роль в «Далласском клубе покупателей» (2013), Мэттью появился еще в паре громких лент и первом сезоне сериала «Настоящий детектив» (2014–…), а потом как-то успокоился уже нажитым непосильным трудом и несколько сдулся. Единственной более-менее интересной его ролью после 2014 года был Лунный Пес в «Пляжном бездельнике» (2017).
Ким Бейсингер
После «Оскара» за лучший женский саппорт в «Секретах Лос-Анджелеса» (1997) у Ким была череда фильмов, о которых сегодня никто не помнит, за исключением, разве что, «8 мили». Самым громким проектом, в котором она участвовала за последнее время, была обруганная всеми и вся франшиза «Пятьдесят оттенков серого» – а это о многом говорит. Фактически после «На пятьдесят оттенков темнее» (2017) актриса ушла из кинематографа.
Эдриан Броуди
Эдриан выложился по полной, чтобы сыграть реального музыканта Владислава Шпильмана в «Пианисте» (2002). За свои усилия он был вознагражден «Оскаром» за лучший мужской лидинг, став самым молодым победителем в этой категории. Однако уже через несколько лет все у Броуди пошло как-то наперекосяк, и хороших картин с участием актера, соответствующих его талантам, стало удручающе мало.
Холли Берри
Благодаря роли в «Бале монстров» (2001) Холли стала первой и пока что единственной афроамериканкой, удостоенной «Оскара» как лучшая актриса в главной роли. Затем у нее было несколько заметных ролей, включая Шторм в «Людях Икс» (2000–…) и девушку Бонда в «Умри, но не сейчас» (2002). Но вскоре участие в «Женщине-кошке» (2004) принесло Берри антипремию «Золотая малина», после чего о ней перестали говорить как о большой актрисе. Впрочем, предложения о съемках Холли активно поступают и сейчас.
Хилари Суэнк
Карьерный путь Хилари удивителен. Она дважды становилась лучшей актрисой года по версии Американской Киноакадемии – в лентах «Парни не плачут» (1999) и «Малышка на миллион» (2004) – но после нескольких проходных фильмов словно исчезла с лица Земли. На самом деле, с 2014 по 2017 годы Суэнк взяла перерыв в работе, чтобы ухаживать за отцом, а затем пандемия и рождение детей скорректировали ее планы по полноценному возвращению в профессию. Недавние проекты звезды, включая закрытый после первого сезона сериал «Аляска Дэйли» (2022–2023), не вызвали энтузиазма у зрителей. А ведь, казалось бы, у актрисы, у которой столько же «Оскаров», сколько у Кейт Бланшетт или Тома Хэнкса, должно быть больше возможностей.
Дженнифер Коннелли
Снимающаяся с 12 лет Дженнифер не смогла развить успех, ожидавший ее после получения «Оскара» за лучший женский саппорт в «Играх разума» (2001). В большом кино она так и продолжила играть второстепенных героинь, хотя ряд картин с ее участием стали хитами. Зато в недавнем сериале «Темная материя» (2024–…) у актрисы центральная роль наравне с Джоэлом Эдгертоном.
Алисия Викандер
Многообещающей представлялась карьера Алисии, когда она стала лауреаткой «Оскара» как лучшая второплановая актриса за «Девушку из Дании» (2015). Но почти все ее последующие работы были либо в ныне позабытых, либо в провальных лентах. Впрочем, кажется, сама Викандер должна быть этому только рада. «Когда в глазах других людей я была на пике своей славы, мне было очень грустно. Я продолжала говорить себе: «Прими это». Но я не знала, что делать. Были все эти перелеты первым классом, 5-звездочные номера. Но я всегда была одна. Я была сама по себе», – пожаловалась она.
Роберто Бениньи
Пиком карьеры итальянского актера, сценариста и режиссера стала «Жизнь прекрасна» (1997), за которую он получил «Оскар» как исполнитель лучшей мужской роли и как создатель лучшего фильма на иностранном языке. Затем Роберто снял провалившиеся в прокате и разгромленные критиками опусы «Пиноккио» (2002) и «Тигр и снег» (2005) и сыграл в проектах, которые сегодня помнят, разве что, киноманы.
Жан Дюжарден
На самом деле, в родной Франции у победителя «Оскара» за лучший мужской лидинг в «Артисте» (2011) все очень даже хорошо, но, увы, его голливудская карьера не задалась. При этом многие европейские – в первую очередь, британские, конечно, – звезды, засветившись в списках Американской Киноакадемии, становятся очень востребованными в США. Именно сильный акцент (и, вероятно, неумение или нежелание от него избавляться) затормозил успех Жана в Голливуде. После «Оскара» под актера даже запланировали сериал, но, похоже, его английский не понимал никто, и шоу свернули.
Ф. Мюррэй Абрахам
Колоритный исполнитель стал синонимом «»оскаровского» проклятия». Кинокритик Леонард Матлин даже предлагал переименовать этот термин в «синдром Ф. Мюррэй Абрахама». После того, как актера отметили золотой статуэткой за лучший мужской саппорт в «Амадее» (1984), его карьера пошла не так, как многие ожидали. Он начал отказываться от ролей в кино, поскольку ему не предлагали ничего интересного, и сосредоточился на работе в театре. Но хорошо, что Абрахам пользуется успехом на ТВ и стримингах, где принял участие в сериалах «Родина» (2011–2020), «Лунный рыцарь» (2022) и втором сезоне «Белого лотоса» (2021–…).
Мерседес Руэль
Как харизматичная обладательница «Оскара» за лучшую второплановую женскую роль в «Короле-рыбаке» (1991), Мерседес могла бы сделать гораздо больше, чем съемки в тех малоинтересных проектах, которые ей предлагали после победы. Она выиграла заветную статуэтку в возрасте 44 лет, и затем ее карьера пошла на спад. «После «Оскара» трудно найти работу. Люди думают, что ты хочешь больше денег», – пояснила актриса. Уделом Руэль стали короткометражки, сериалы и участие в телешоу в качестве гостя.