В 1961 году Эльдар Рязанов снял фантастическую комедию «Человек ниоткуда». Вскоре после премьеры кинокритик Владимир Шалуновский опубликовал в газете «Советская культура», где он руководил отделом кино, разгромную рецензию на фильм Рязанова. Примечательно, что пасквиль был размещен в разделе «Письма читателей» с фальшивой подписью «В. Данилян, научный работник«. Выступить от своего имени Шалуновскому не хватило мужества. Тем не менее, эстафету подхватили другие издания, «Человек ниоткуда» был снят с проката и запрещен, а член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов заявил, что «пора прекратить субсидирование брака в области искусства». Эльдар Рязанов опасался, что его кинокарьера закончилась. Нужно было срочно снять что-нибудь патриотическое. Леонид Гайдай же смог реабилитироваться после «Жениха с того света», наскоро слепив идейный «Трижды воскресший».
1. А тут как раз подоспел 150-летний юбилей Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы. Рязанов долго искал подходящий материал и внезапно вспомнил блестящую пьесу Александра Гладкова «Давным — давно», которую в первый раз увидел на сцене в 1944 году. С «Давным-Давно» возникло две проблемы. Во-первых, картину оказалось непросто утвердить, поскольку текст все-таки был водевильным и отчасти юмористическим. В Министерстве культуры сомневались: тяжелая и страшная война, народный подвиг, а тут какая-то буффонада. Но при помощи всесильного Ивана Пырьева будущий шедевр все-таки отстояли. А вот вторая проблема была намного серьезнее.
2. Пьеса «Давным-Давно» появилась на свет в 1940 году. Уже в августе 41-го по ней сделали первую радиопостановку, а позже пьеса перекочевала и на театральные сцены. К примеру, «Давным-давно» ставили в блокадном Ленинграде. Но одно дело театр, и совсем другое — кино. Требовались сцены на природе, их нужно дописывать! И Рязанов разыскал Александра Гладкова, чтобы тот доработал текст пьесы. Но предполагаемый автор всячески уклонялся, а позже и вовсе исчез. Рязанову и раньше говорили, что пьесу написал не Гладков, но режиссер долго не верил. В конце концов Эльдару Александровичу пришлось сочинять 8 новых сцен самостоятельно. В том числе и стихи. Все дело в том, что перед войной Гладков около года, предположительно, отсидел в тюрьме за кражу книг из ленинской библиотеки. Возможно, там Александр Константинович и получил пьесу из рук умирающего сокамерника. Кто является подлинным автором «Давным — давно» — так никто и не узнал.
3. После доработки и утверждения текста в качестве сценария, Эльдар Александрович приступил к подбору актеров. На роль Шурочки Азаровой было три основные претендентки: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих. Все трое — «рязановские» актрисы из разных эпох.
Вдохновленная успехом «Карнавальной ночи», Гурченко неосмотрительно поучаствовала в слабеньком фильме «Девушка с гитарой». Вот только слава актрисы — это еще не всё. Бешеная популярность Гурченко не смогла компенсировать невнятного сценария и посредственной режиссерской работы. «Девушка» предсказуемо провалилась, Людмилу Марковну стали реже снимать, и актрисе пришлось много гастролировать по СССР, чтобы банально прокормиться. Гурченко начали травить, и почти прекратили приглашать в кино. Во время кастинга «Гусарской баллады» Людмила Марковна оказалась не в лучшей форме, забыла текст и вполне обоснованно осталась без роли.
Алиса Фрейндлих
и Светлана Немоляева
не подошли из-за излишней «женственности». Зритель просто не поверил бы, что их принимают за мужчину, пусть и «юнца безусого». Немоляеву, к тому же, «подвел» слишком высокий голос.
А еще на роль Шурочки Азаровой пробовались Валентина Малявина, Ольга Забара и Татьяна Никулина.
Между прочим, у жены Юрия Никулина было серьезное преимущество — она занималась конным спортом и превосходно ездила на лошадях. Поговаривают, что Татьяне Николаевне запретил сниматься ее муж.
В конечном итоге выбор пал на 21-летнюю студентку ГИТИСа Ларису Голубкину. Она обладала спортивным телосложением, и это обстоятельство решило дело.
А еще Рязанову очень хотелось, чтобы главная героиня была внешне похожа на своего прототипа — кавалерист-девицу Надежду Дурову.
4. На роль поручика Ржевского был выбран Сергей Юрский, но он не устроил руководство, как «недостаточно красивый». И тогда Юрского заменили Юрием Яковлевым.
5. Кандидатура Игоря Ильинского в качестве генерала-фельдмаршала Кутузова также была утверждена не сразу. Во-первых, сам артист не желал сниматься, считая роль «маленькой». Во-вторых, начальство смотрело на Ильинского как на исключительно комедийного актера («Процесс о трех миллионах», «Карнавальная ночь»), а играть все-таки предстояло героическую личность, над которой не следует иронизировать. И тогда Эльдар Рязанов придумал хитрый фокус — снял «снежную» сцену с Ильинским (где фельдмаршал проезжает перед войсками) на излете зимы, после чего поменять актера уже не было возможности. Правда рассказывают, что министр культуры Екатерина Фурцева, посмотрев уже готовую ленту, все равно потребовала переснять все сцены с Ильинским, но ситуацию спас зять Хрущева Алексей Аджубей, возглавлявший с 1959 года газету «Известия».
6. Некоторое время пришлось потратить на поиск подходящих локаций для съемок. «Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать» — заявил Эльдар Рязанов.
Режиссер сокрушался, что долго не мог отыскать подходящую усадьбу. Дескать, крупных имений сохранилось во множестве, а вот «мелкопоместные» почти все были уничтожены в годы революции и гражданской войны. Конечно же это не так. Даже рядом с Никольской церковью, попавшей в самый первый кадр «Гусарской баллады», уцелело здание усадьбы Никольское-Обольяниново. Правда, там барский дом тоже довольно большой. А Фряново? А Ляхово? А Любвино? Ну ладно, простим Эльдару Александровичу эту маленькую оплошность. В конце концов, Рязанов сотоварищи остановились на Удино. Однако, в кадре совсем даже не усадебный дом. Деревянные здания, выстроенные действительным тайным советником сенатором И.А. Вяземским, а также генералом-аншефом Ю.В. Долгоруким, не сохранились. Уже к 1960-м годам на территории бывшего имения оставалась всего лишь небольшая церковь. Ее закрыли в 1930-е. Единственная «до-рязановская» фотография относится ко второй половине 1950-х годов.
Съемочная группа «замаскировала» Покровский храм под господский дом помещика Азарова. Пристроили дополнительные дощатые крылья с фальшивыми темными окнами, возвели бельведер.
Декораторы установили ограды, очистили пруды, поставили скульптуры и посадили цветы на клумбах. Нипочем не отличишь от настоящей усадьбы! И все-таки по трем признакам можно заметить, что имение бутафорское. Во-первых, невооруженным взглядом видно, что помещение внутри значительно больше, чем снаружи.
Во-вторых, чересчур густая растительность все-таки выдает сильно заброшенное место.
Если кто не в курсе, усадьбы в XIX столетии обычно выглядели вот так. Никаких зарослей! Все аккуратненько почищено, пострижено, прополото и вырублено.
В-третьих, хорошо заметно, что зелень за окном не настоящая и вообще съемки происходят в другом месте.
Но разве это умаляет художественные достоинства картины Эльдара Рязанова? Конечно же нет. Покажу вам еще две фотографии. Вот каким предстал мне бывший «дом Азарова» (а на самом деле церковь Покрова) 9 января 2021 года.
А это знаменитые дубы из «Гусарской баллады».
Узнаете? Жаль, что от второго дерева за 60 лет остались «рожки да ножки».
7. А мы возвращаемся к съемкам. Работу над фильмом начали в марте. Снег неумолимо таял, поэтому зачастую приходилось снимать в тени, красить крышу дома Азаровых в белый цвет, обильно посыпать окружающую местность опилками, нафталином и мелом. Но зрители подвоха не заметили. Давайте сравним настоящий снег вот в этом кадре.
И искусственный — в следующем, а ведь по сюжету дело происходит вечером того же дня.
Между прочим, актриса Татьяна Шмыга (Жермон) была аллергиком, и от обилия химического реквизита у Татьяны Ивановны покраснел нос и начали слезиться глаза.
8. Любопытно, что в те далекие времена женщины садились на лошадей исключительно «боком», свесив две ноги на одну сторону. Посадка «по-мужски» считалась неприличной. Понятно, что когда Шурочка выдавала себя за корнета, она не могла скакать по-другому. Однако, до этого-то?
Интересно, а дядя знал, что его племянница катается, как мужчина? Судя по всему, да. Но это было совершенно недопустимо.
9. Съемки отступления французов вели в окрестностях поселка Луговой. Недалеко от населенного пунта находился секретный военный объект — стартовые позиции зенитного ракетного комплекса С-25, ныне давно заброшенные. Видите, какой неестественный крюк делает дорога? Огибает «запретную зону». Зеленая территория на скриншоте — тот самый полк ПВО, который был вооружен упомянутыми ЗРК. Скорее всего, съемочной группе пришлось отдельно согласовывать работу в этом непростом месте, и снимать так, чтобы в кадр случайно не попало никакого стратегически важного объекта.
10. Трюк с прыжком на карету вместо Ларисы Голубкиной исполнил циркач Василий Роговой.
Ну да. Не Голубкина 🙂
11. Юрий Яковлев решил сесть в седло самостоятельно, но совершенно не умел ездить верхом. В итоге, актера взгромождали на коня всемером. Юрию Васильевичу, с его радикулитом, пришлось непросто. А вот Лариса Голубкина была вынуждена подолгу ходить в гусарском костюме — тренировать мужскую походку. Кроме того, актриса боялась прыгать со второго этажа и целоваться с Яковлевым, тем более, что у того постоянно отклеивались усы. Впрочем, решить вторую проблему оказалось не так трудно, как первую. Эльдар Рязанов даже был вынужден сам разок сигануть с галереи, чтобы подать актрисе пример. Голубкина прыгнула трижды, но с третьего дубля подвернула лодыжку и Ларису Ивановну увезли на носилках в травмпункт.
12. Ну, и еще одна байка со съемок. Актеры во время работы над фильмом жили в санатории и очень хорошо питались. «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи?» — кричал Иван Пырьев, увидев на пленке упитанные физиономии. В самом деле, война не сахар, а здесь довольные, счастливые и даже полноватые гусары и партизаны.
Как сложились судьбы актеров «Гусарской баллады»?
Лариса Голубкина (Шурочка) — 84 года.
Юрий Яковлев (поручик Ржевский) — умер в 2013 году в 85 лет.
Николай Крючков (Иван) — умер в 1994 году в 83 года.
Виктор Кольцов (дядя) — умер в 1978 году в 79 лет.
Игорь Ильинский (Кутузов) — умер в 1987 году в 85 лет.
Антоний Ходурский (Нурин) — умер в 1972 году в 68 лет.
Татьяна Шмыга (Жермон) — умерла в 2011 году в 82 года.
Лев Поляков (Пьер) — умер в 2001 году в 73 года.
Владимир Ширяев (Винсенто Сальгари) — умер в 2013 году в 79 лет.