1) Высокое качество картин 1990-х. Или (прозвучит банально) старые фильмы больше делали с душой
Конечно, разбор того, кто сколько вложил души, старания, средств и т.п. в создании определённого фильма — это понятие несоизмеримое. Но ведь иногда может чувствоваться при просмотре фильма, что он был сделан именно для зрителей, или что его создатели прежде всего хотели выпустить качественный и смотрибельный продукт. Будь это кино совершенно в любом жанре: боевик, триллер или драма.
В таких фильмах, как «Без лица» (1997 г.), «Адвокат дьявола» (1997 г.), «Матрица» (1999 г.) или великий «Список Шиндлера» (1994 г.) ощущается, что режиссёры и их съёмочная группа ставили во главу угла само качество фильма, его сценарий, постановку, игру актёров, а потом уже кассовые сборы (конечно, об этом тоже думают, но не первоочерёдно).
А мы, зрители, видим на экране прекрасно созданный проект, в котором чувствуется (как бы банально не звучало), что в него вложили душу — например, комедии «День сурка» (1993 г.) или «Джуманджи» (1995 г.).
В современных работах всё больше видится, что они были сняты либо для престижных кинопремий, затрагивая при этом остросоциальные или исторические темы («Лунный свет» (2016 г.), «12 лет рабства» (2013 г.)), либо же для крупных сборов (возьмите почти любой летний блокбастер, или последние фильмы MARVEL).
Также вспомните сейчас бесконечные, и зачастую, абсолютно ненужные римейки и сиквелы: «Вспомнить всё» (2012 г.), «День независимости: Возрождение» (2016 г.), «Охотницы за привидениями» (2016 г.), «Хэллоуин» (2018 г.), «Ангелы Чарли» (2019 г.) и многие другие. Сняты ли они прежде всего для зрителей? Навряд ли.
Важно — я не говорю, что все фильмы 1990-х только хорошие, а все современные нет. Но согласитесь, что фраза «раньше было лучше», как любят часто говорить, бывает в данном случае правдивой.
2) В 1990-х у фильмов были намного оригинальней сюжеты, чем сейчас
Мне кажется тут не может быть особых споров. Современным киноделам приходится очень сильно стараться, чтобы придумать абсолютно оригинальный и интересный сюжет, который понравится зрителю (из современного: «Три Билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017 г.), «Одержимость» (2013 г. ), «Прибытие» (2016 г.) и др.).
В большинстве своём то, что кажется нам любопытным и новым в современных фильмах, было взято из 1990-х. Вспомните культовый фильм Дэвида Финчера «Семь» (1995 г.), который в середине 1990-х возродил интерес к фильмам про серийных маньяков. После него практически залпом выходит целая череда таких неплохих работ, как «Целуя девушек» (1997 г.), «Власть страха» (1999 г.), «Отсчёт убийств» (2002 г.), «Забирая жизни» (2004 г.) и др. И нет сомнений, что каждая из этих работ обязательно что-то забрала с «Семи».
Многие мелодрамы, боевики и комедии 21-го века используют абсолютно схожие сюжетные мотивы из картин прошлого века. Особенно в этом «грешат» боевики, которые сейчас просто утопают в своих бесконечных подделках.
Даже среди совсем малопопулярных картин 1990-х можно откапать действительно хорошие работы, не уступающие современным раскрученным фильмам: триллер «Незаконное вторжение» (1992 г.), крепкую драму «Убийство первой степени» (1994 г.), ироничный триллер «Умереть во имя» (1995 г.), классную комедию «Мужской стриптиз» (1997 г.) и триллер с чёрным юмором «Поворот» (1997 г.).
Конечно, практически невозможно придумать такой сюжет, который не будет по-настоящему заезжен. Также можно сказать, что и в 1990-х киноделы со своими фильмами брали многое из работ 1950-х или 1960-х годов, но это не отменяет того факта, что оригинальности в современном кинематографе стало крайне мало.
3) В 1990-х ещё можно было увидеть любимых актёров и актрис молодыми или зрелыми
Немного странная причина, но всё-таки озвучу её. В 1990-х многие знаменитые актёры и актрисы были либо на пике своей популярности, либо только начинали свою карьеру в кино и позже стали чьими-то кумирами. Всегда приятно посмотреть на прекрасных кинозвёзд, когда они они были хоть уже и в зрелом возрасте, но ещё не в преклонном: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Джек Николсон, Мэрил Стрип, Томми Ли Джонс, Фрэнсис Макдорманд и многие другие.
Они сыграли во множестве культовых фильмов того времени (дуэт Пачино и Де Ниро в «Схватке» (1995 г.) вышел эталонным). В тех же 1990-х уже загорались такие звёзды, как Бред Питт, Том Круз (точнее он уже в 1980-х стал популярным), Джулия Робертс, Николь Кидман и Леонардо ДиКаприо.
На тогда ещё молодых и крайне перспективных актёров смотреть было очень приятно. В наше время, конечно, тоже есть множество молодых и талантливых актёров (Тимоти Шаламе, Аня Тейлор-Джой, Сирша Ронан и др.), но если честно, до уровня тех артистов, кажется, они пока совсем не поднялись.
Да и не стоит забывать про легенд боевиков, с которыми у многих прошло всё детство — Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Брюс Уиллис и Джеки Чан. Их лучшие и самые любимые картины остались в 1980-х и 1990-х годах.
И, наверно, многие зрители с радостью посмотрят фильм «Доспехи Бога» (1986 г.), «Крепкий орешек» (1988 г.) или «Правдивая ложь» (1994 г.), чем очередные части «Форсажа» и «Джона Уика». Это я ещё не упомянул сразу «Терминатор 2: Судный день» (1991 г.), возможно, лучший боевик за всю историю жанра.
4) Сейчас снимают всё больше фильмов в угоду толерантности и остросоциальных тем
Как я уже упоминал ранее, очень многие современные авторы снимают свои фильмы в первую очередь для крупных и престижных кинопремий мира. Чаще всего эти работы касаются остросоциальных тем, политических, толерантности или гомосексуализма.
Например, фильмы «12 лет рабства», «Лунный свет», «Скандал» (2019 г.), «В центре внимания» (2015 г.) и «Обыкновенное сердце» (2017 г.) хоть и сами по себе неплохи, но выглядят как специально заточенные участники именно для кинопремий. К тому же такие картины чаще всего как раз и выигрывают.
Это кажется очень искусственной работой, с точки зрения настоящего кинематографа. Конечно и раньше снимали подобные фильмы («Филадельфия» (1993 г.), «Ребята с улицы» (1991 г.), «Малкольм Х» (1992 г.)), но они были прорывными и только начинали поднимать важные острые темы на свет общества, а главное, и по качеству были выполнены хорошо и интересно.
Конечно, это тоже довольно спорная и, возможно, не особо серьёзная причина, но лично мне кажется, что о ней можно поразмышлять.
Ещё раз повторю: есть достаточное количество современных картин, которые можно на самом деле назвать отличными. Но в 1990-х их было на порядок больше. Как и свободы в творчестве режиссёров, как и открытых тем, как и просто талантливых людей.
Вспомните 1994 год, когда почти одновременно вышли «Побег из Шоушенка», «Криминальное чтиво», «Леон» и «Форрест Гамп». Будет ли в ближайшем будущем год, в котором выйдет столько, хотя бы слегка приближённых по качеству фильмов, как те? Я думаю, что нет.