Эта артистка играла в кино, в театре, владела несколькими жанрами в цирке, но больше всего запомнилась зрителям как клоунесса. Знаменитая Ириска из детской телевизионной программы «АБВГДейка».
Советские дети просто обожали ее. А она обожала цирк и все время старалась быть ближе к манежу.
15 марта 1986 года на глазах у полутора тысяч зрителей в Гомельском цирке она сорвалась и упала с огромной высоты.
Артистку тут же унесли с манежа, а представление продолжилось, как будто ничего и не случилось.
Она — это клоунесса номер один Ирина Асмус. Она была одним из самых любимых клоунов Советского Союза.
Ириска была настолько популярна, что ее караулили в гостиницах, в цирк ей приносили игрушки, сладости. Каждый день в редакцию программы на имя клоунессы приходили сотни писем. Всего за время ее работы пришло более двух миллионов.
Но когда Ирина Асмус выходила на манеж, она была не просто знаменитой Ириской из «АБВГДейки», а профессиональной артисткой цирка, любимицей и детей, и взрослых. В ее репертуаре были десятки реприз, трюков. Была дрессура, сатира.
-Она выкладывалась так, что мне приходилось ее потом неделю выхаживать и пылинки с нее сдувать. Потому что она работала на износ. Даже представить нельзя, что так можно работать.
Михаил Сычев. Муж.
Ирина была тогда единственной женщиной-клоуном, которая могла без труда привлекать внимание многотысячной аудитории на протяжении всего представления. Казалось, ей не нужно делать новые и технически трудные номера. Публика ее и так обожала. И позволяла ей все.
Но сама Ирина позволить себе такого отношения к зрителю не могла. Номера клоунессы становились все сложнее и опаснее.
Например, в номере “Старушка на абажуре” Ирина поднималась под купол, надевала шейную петлю и вращалась вокруг своей оси. Потом ставила ноги в петли, переворачивалась вниз головой и крутилась.
Именно этот трюк стал для нее роковым.
В Гомеле на ее последнее выступление пришли сотни детей. Всем хотелось увидеть знаменитую Ириску. Но никто из зрителей даже не предполагал, что станет свидетелем трагедии прямо у них на глазах. Выполняя трюк под куполом, Ирина сорвалась и упала на манеж.
________________________
В 1958 году на экраны вышел фильм “Новые похождения Кота в сапогах”. В роли Клавы играла Ирина Асмус. Тогда ей было 16 лет.
Уже тогда она знала, что хочет стать артисткой, но долго не могла решить какой. Ее притягивало и драматическое искусство, и цирк, и эстрада. Она решила поступать в училище Большого театра. Она поступила, но педсостав сразу поставил ее перед фактом: с ее физическими данными примой ей не стать. Ей посоветовали лучше не губить свой талант в балете.
Крепенькая, невысокого роста Ирина к совету прислушалась и поступила в цирковое училище. Сразу после окончания циркового училища Ирина попала в цирк и работала в номере с першами под руководством Леонида Костюка.
Ирина находилась на верху перша. Перш — это дюралевый шест. На этом номере она работала, пока не получила достаточно серьезную травму.
Это произошло на репетиции. Ирина делала акробатический элемент на десятиметровом перше. Не удержала равновесие, упала прямо на зрительские кресла и сильно ударилась головой. Черепно-мозговая травма и госпитализация. Врачи запретили не просто работать на высоте, а в принципе выходить на манеж.
Тогда Ирина вспомнила про свое увлечение театром. Недолго думая, она поступает в драматическую студию при Ленинградском Театре юного зрителя. В ТЮЗе, с учетом ее маленького роста и опыта работы в цирке, ей определили амплуа “травести”. Это актрисы, играющие детей. Но Ирине этого недостаточно. Она чувствовала в себе огромный потенциал.
-Она не могла в ТЮЗе работать. Ей хотелось играть Раймонду, Джульетту, а не мальчиков и зайчиков.
Михаил Сычев. Муж.
В 1961 году Асмус совершенно случайно узнала, что в Театре Комиссаржевской освободилось место. Алиса Фрейндлих решила уйти в театр Ленсовета. На ее роли искали актрису. Уже с первых репетиций стало ясно, как она талантлива.
Очень скоро театральный Ленинград заговорил о новой актрисе Театра Комиссаржевской. Несмотря на профессиональный успех, личная жизнь не складывалась. За плечами два развода и годовалый ребенок.
Первый брак с актером Александром Хочинским продлился совсем недолго.
Но тут случилось как в кино. Один звонок от ленинградского геолога Михаила Сычева изменил ее жизнь.
-Я пошел звонить в телефон-автомат и попал на Иру. Как и почему она не бросила трубку. В общем, охмурил я Иру. Мы встретились и больше не расставались.
Михаил Сычев. Муж.
Отношения с Михаилом сложились сразу. Михаил принял сына Ирины Андрея, как родного. И до 18 лет Андрей даже не догадывался, что его воспитывает отчим.
«Вот эта фотография должна называться «Счастливая семья». Михаил Сычев
-Мы были счастливы, но об этом не догадывались Это самое дорогое и золотое время семейной жизни. Такая атмосфера была в семье. Все бежали домой и хотели видеть друг друга. И все радовались.
Михаил Сычев. Муж.
В то же время у Ирины в театре были такие роли, о которых она могла только мечтать. Джульетта, Золушка, принцесса Елизавета в “Принце и нищем”, Раймонда.
О ней писали ленинградские газеты и очень полюбили критики.
Но когда ее мужу, гидрогеологу Михаилу предложили поехать в экспедицию на другой конец страны, Ирина уволилась из театра и поехала вместе с ним, чтобы стать всего лишь лаборанткой при муже.
А по возвращении она приняла еще более неожиданное решение. Ее ждали в театре, где у нее было большое будущее драматической актрисы. Но ее вновь манил цирк. Например: Юрий Никулин, которого многие считают в первую очередь киноактером, всегда говорил, что прежде всего он артист цирка.
-Мама всегда считала себя цирковой артисткой. Несмотря на ТЮЗ, на “Комиссаржевку”, цирк оставался для нее на первом месте, — так говорит о ней сын.
Когда Ирина Асмус вернулась в Ленинград, ее пригласили исполнить роль Шапокляк в новогоднем цирковом спектакле. Вместе с ней работала будущая звезда цирка — клоун Анатолий Марчевский. Оказавшись на манеже Ирина уже не сомневалась, что хочет работать только в цирке. Без разницы в каком качестве.
Ирина попросилась в группу к канатоходцу и эквилибристу Владимиру Волжанскому. Тогда его аттракцион гремел на весь Советский Союз. “Ты что, Ира. У тебя такой талант. Ты будешь замечательной клоунессой», — отговаривал ее Владимир Волжанский.
Идея стать клоунессой Ирине понравилась. В этом амплуа она могла применить свой актерский опыт.
Но от идеи до ее воплощения целая пропасть. Ведь чтобы стать клоуном, нужен свой, ни на кого не похожий образ и уникальный репертуар. Для женщины-клоунессы найти и разработать его особенно сложно. Об этом Ирину предупреждал советский клоун Анатолий Марчевский.
-Я вообще не видел возможности быть клоунессой женщине. Это не женский жанр. Клоун — это образ, который получает пощечины, пинки. А женщине нельзя на сцене при зрителях дать пинок, пощечину.
Женщина сразу лишается огромных выразительных средств и остается как музыкант без клавиш.
Анатолий Марчевский.
Для того, чтобы выйти на манеж, Ирина Асмус снова пошла учиться.
И снова в цирковую студию.
Ее поддержал муж и пошел вместе с ней. Он считал, что одной ей зал не удержать.
По документам они работали вдвоем, в реальности Ириска выступала на манеже одна. А Михаил Сычев из клоуна вскоре стал настоящим инспектором манежа.
Шпрехшталмейстер — инспектор манежа. В его обязанности входило объявление артистов на манеже, участие в клоунских номерах. Также инспектор следит за соблюдением техники безопасности и составляет расписание репетиции.
Образ клоунессы Ириски нашелся сам собой. Ей хотелось оставаться собой: смешливой и задорной. Она дополнила свой образ цветной кепкой и полудетским комбинезоном. Отказалась от тяжелого грима и клоунского носа, нарисовав только выразительные веснушки.
Одно дело найти образ, другое дело — найти репертуар. В цирковом мире все еще никто не верил в женщину-клоунессу.
-Не знали, что делать с Ирой. Никто не хотел писать для нее репризы. Не помню, каким образом попался Сережа Дитятев. Он почувствовал ее и написал оригинальнейшие репризы. Восемь реприз были как маленькие произведения.
Михаил Сычев. Муж.
Драматическая актриса в условиях цирка было новым явлением. Она тонко чувствовала публику. Выступления были понятны каждому. Дети смеялись, взрослые узнавали себя. Ей без труда удавалось удерживать тысячную аудиторию на протяжении нескольких часов.
-Потом она начала заниматься трюковой частью. И был “воздух”, который, к сожалению, оказался роковым. Ей нужно было удивить зрителя, когда она уже замотавшись, закрутившись взмывала под самый купол.
Анатолий Марчевский.
А ведь коверному клоуну, кем она и была, совсем необязательно было выполнять сложные трюки.
Но Ирине очень хотелось удивлять влюбленных в нее зрителей чем-то очень особенным. Одним из самых ярких номеров была как раз “Старушка на абажуре”.
Трюк выполнялся на высоте 10 метров. Этот номер был скорее акробатическим, нежели комичным. Основа безопасности трюка — его техническая часть. Важно было проверить, все ли в порядке.
Ирина работала вместе с мужем. Он инспектор манежа. А значит, ответственность за ее жизнь нес родной человек.
-Иной раз я говорил ей: -Ирочка, я умоляю тебя. Оставь ты этот номер.
Этот номер позволял Ире уйти на льготную пенсию.
Михаил Сычев . Муж.
В 1978 году Ирина Асмус с огромным успехом выступала на манеже, где ее заметили телевизионщики и пригласили сниматься в детской программе «АБВГДейка». Она мгновенно стала всеобщей любимицей. Дети всего Советского Союза каждую неделю с нетерпением ждали выхода программы в эфир.
Ее мечта сбылась.
Она стала востребована в профессии как никогда раньше. Скоро она почувствовала, что у популярности есть и обратная сторона: сумасшедшая занятость.
С мужем и сыном она проводила времени все меньше и меньше. В семье начался разлад. А когда конфликты стали набирать обороты, Ирина приняла решение расстаться с мужем. Но не навсегда, а только на время.
-Я даже не знаю, корить себя или нет. На этом все рухнуло. Мне надо было сказать: -Ира, ты что, дура? Какой расставаться. Что ты без меня будешь делать?
В цирке за всем нужно было следить. Ведь все через мои руки прошло. Надо было чинить, ремонтировать.
Но я не сказал этого.
Я сказал: -Если тебе будет хорошо, тогда давай расстанемся.
Михаил Сычев. Муж.
Рушилась не только семейная жизнь. В это время Ирина ушла из «АБВГДейки», где проработала больше пяти лет. Совмещать гастроли и телевизионные съемки стало все тяжелее.
Ирине Асмус исполнилось 42 года. До цирковой пенсии осталось три года.
Она продолжала ездить на гастроли. Но теперь за безопасностью ее акробатических трюков следили случайные люди. А у Ирины выбора не было. Приходилось доверять посторонним.
В 1986 году Ирина просилась на гастроли именно в город Гомель. Там служил в армии ее 18-летний сын. Ирине тогда было 44.
Эту встречу Андрей не сможет забыть никогда. Почему-то именно здесь накануне трагедии Ирина сообщила сыну, что Михаил ему не родной отец. А потом сразу повела сына в фотоателье.
-Я никому это не говорю, чтобы про меня не подумали, что я “повернутый”. Ира знала о своей гибели. Она приехала ко мне ни с того ни с сего. Приехала, попрощалась.
Поехала к моей маме, тоже попрощалась. Со всеми подругами попрощалась. Я потом выяснил, что в течении полугода она побывала у всех, кого знала.
Михаил Сычев. Муж.
15 марта 1986 года было субботнее представление. Зал был полным. На манеже Ириска выполняла номер с абажуром. Ее подняли наверх, она вставила ногу в петлю. Начала вращение. И вдруг… камнем упала вниз. Зрители вскрикнули. Свет мгновенно погас.
Но через несколько минут представление продолжилось. Никто так ничего и не успел понять. Ириска погибла мгновенно.
Машинка, которая должна удержать 500 килограмм, не удержала 50. Был брак. Не было шпильки и она расстегнулась. Разъединилось то, что никогда не должно было разъединяться.
Анатолий Марчевский.
Из приговора суда: “Смерти артистки способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами цирка, не выявившими грубое несоответствие аппарата техническому паспорту.
-Гроб с телом мамы выставили на манеже Ленинградского цирка. Эту память невозможно стереть. Если бы я сейчас увидел маму, я сказал бы, как сильно я ее люблю. Потому что при ее жизни мне не довелось этого сказать.
Сын Андрей.