Более полувека фирма Motorola была флагманом радиоэлектронной промышленности США и входила в число крупнейших мировых производителей радиоаппаратуры. Первые сотовые телефоны, созданные фирмой Motorola, нам казались инопланетной аппаратурой. Ежегодные доходы фирмы достигли двух миллиардов долларов. Внезапно компания исчезла с рынка. Что же могло подкосить такого монстра?
Создатель компании Пол Галвин был очень целеустремленным человеком. Он всего год работал по найму на электротехнической фабрике, после чего создал фирму по производству аккумуляторов и батареек. Фирма проработала два года и обанкротилась. Пол находит деньги и снова создает фирму, которая так же обанкротилась, не выдержав конкуренции с крупными компаниями.
На третий раз Пол решил сменив профиль создаваемой фирмы: он начал производить блоки питания для батарейных приемников (по нынешнему- сетевой адаптер). Так в 1928 году появилась компания Galvin Manufacturing в последствии переименованная в Motorola.
Вскоре Пол Галвин обратил внимание на газетное объявление о продаже радиоприемника, переделанного для установки в автомобиль. За него просили колоссальную сумму- 250 долларов!!!, по тем временам это одна треть от стоимости автомобиля! Пол смекнул, что это золотая жила и вскоре его фирма начала выпускать специальный автомобильный радиоприемник.
Именно этот приемник позволил фирме не разориться в годы Великой Депрессии. Стремясь получить госзаказ, разработали переносную рацию для полицейских, но в городских кварталах рации работали плохо и полицейские отказались от них. Зато разработкой очень заинтересовались военные-началась вторая мировая война. Фирма Пола Галвина все годы войны производила рации: портативные SCR-536 с малым радиусом связи 1,5 км. Рация весила «всего» 2,3 кг.
И большие SCR-300 с радиусом действия 32 км. Тут уже все 7,3 кг веса
Тему этих раций фирма использовала в своей рекламе радиоприемников и после войны.
В 1947 году Пол Галвин меняет длинное название компании на короткое Motorola — эта линейка автомобильных приемников уже была известна всем.
Motorola начинает агрессивно захватывать рынок автомобильных радиоприемников. Некоторых конкурентов удается поглотить, а несговорчивых вытеснить с рынка за счет договоренностей с производителями авто. . Половина автомобилей Ford и Chrysler выходили с конвейера уже с установленными радиоприемниками Motorola. Однако и на рынке домашних радиоприемников фирма не уступала конкурентам.
Начинается борьба за рынок телевизоров, которые стоили тогда от 300$. В 1948 году Motorola начинает производство телевизоров. Первая модель получает название VT-73 (VT-71) Golden View (Золотой Взгляд). За счет упрощения схемы Motorola смогла снизить стоимость телевизора до 180 долларов, в то время как у конкурентов телевизоры стоили 300 долларов. Всего пару месяцев понадобилось, чтобы выйти в лидеры по продажам телевизоров.
Такое снижение цены вызывает бум спроса и за первый же год удается продать более 100.000 штук телевизоров. При таком количестве телевизоров у населения не грех и коммерческому телевидению развиваться: Motorola начинает производство оборудования для платных сетей кабельного телевидения. В 1957 году в США начинает работу первая кабельная сеть телевидения Jerrold Electronics.
Motorola открывает собственный завод по производству нового изобретения-транзисторов и первым полностью транзисторным устройством становится карманный радиоприемник
Причем карманные приемники стоили столько же, сколько и большие ламповые приемники и при этом звучали гораздо хуже
В 1956 году Пол Галвин принимает решение оставить пост главы компании, передав дела сыну Роберту.
В том же году Motorola удивляет рынок новым изобретением- голосовой пейджер. Благодаря связям удается получить контракт на оснащение медицинских учреждений пейджинговой связью.
Большой опыт в производстве раций послужил компании хорошую службу- Motorola выигрывает тендер NASA на оснащение космических кораблей лунной программы приемо-передающим оборудованием. Ну и пользуясь случаем, тут же начала производство телевизоров модели «Astronaut TV» (телевизор астронавта)
Своим участием в лунной программе фирма еще долго хвасталась в рекламе
Работы над созданием оборудования мобильной связи в США начались сразу после окончания Второй Мировой Войны-производители военной радиоаппаратуры искали себе гражданское применение. В Чикаго запустили экспериментальную сеть радиотелефонов в автомобилях.
Это были ламповые «радиоудлинители» подключаемые к телефонной линии. Каждому аппарату требовалась своя частота и очень быстро свободных каналов в эфире стало не хватать. «Мобильный» телефон состоял из нескольких ящиков, которые занимали все пространство багажника.
Шутники говорили, что это телефон на два звонка: первый звонок по делу, а вторым звонком уже вызывать эвакуатор, потому что аккумулятор автомобиля разрядил телефон.
Только в начале 70х годов, с появлением компактных микросхем, появилась возможность создать носимые мобильные телефоны.
Разработку мобильного телефона, работающего в сотовой радиосети, вели многие компании разных стран, но первыми создали инженеры фирмы Motorola. Руководитель группы разработчиковМартин Купер сделал первый звонок по сотовому телефону 3 апреля 1973 года и позвонил он главным конкурентам — в фирму AT&T.
Лишь спустя 10 долгих лет, комиссия по коммуникациям в США выдало разрешение на развертывание сетей сотовой связи стандарта АМРС. В 1983 году телефон motorola DynaTAC 8000X поступил в продажу. Весил он 800 грамм и полной зарядки хватало на 30 минут разговора, после чего снова заряжать 10 часов. Даже цена в 3995 $ не смущало покупателей — телефон стал хитом продаж 1983 года.
Параллельно развивалась и более бюджетная связь- пейджинговая. Пейджеры стали компактными и появилась возможность передавать текстовые сообщения через диспетчера-оператора. Во всех странах начался пейджинговый бум. В начале это был атрибут успешного бизнесмена средней руки, но очень быстро «опустился» до игрушки для студентов.
Успехи в сотовой и пейджинговой связи вдохновили руководство Motorola взяться за создание всемирной спутниковой телефонной сети Iridium. По предварительному плану требовалось вывести на орбиту 77 спутников связи, что позволило бы охватить большую часть территории земли. За первый год эксплуатации планировали набрать 500 тысяч абонентов.
Расчеты были верны для начала 90х годов, но в 1998 году, когда запустили сеть Iridium официально, ситуация была уже совершенно другой. Конкуренция сбила тарифы сотовых операторов, появился международный роуминг. За полгода работы удалось набрать меньше 10 тысяч абонентов, выручка от которых даже не покрывала расходы на эксплуатацию сети. Компания Iridium в 1999 году обанкротилась.
Потеря инвестиций в Iridium очень сильно ударила по финансовому состоянию фирмы Motorola. Ситуацию пытались выправить за счет реорганизаций и сокращений персонала, но это только ускорило ухудшение ситуации. Из лидера рынка Motorola перешла в разряд постоянно догоняющих, что губительно сказывалось на продажах.
В 2008 году убытки компании достигли рекордных 4 миллиарда долларов. Дальнейшая деятельность вела только к банкротству, поэтому единственным выходом осталась продажа компании. Для этого фирму разделили на две части: Motorola Mobility и Motorola Solutions. В 2011 году компания Google купила Motorola Mobility за 12,5 миллиарда долларов. Звучали противоречивые планы возрождения бренда, но через 3 года Motorola Mobility продали компании Lenovo по цене в 4 раза дешевле- за 2,9 миллиарда долларов. Причина уценки: 15000 патентов принадлежащих Motorola Mobility, Google оставила себе-это оказалась единственной ценностью от некогда могущей фирмы Motorola.
Практически одна необдуманная инвестиция в глобальный проект и нет легендарного монстра экономики США.
Lenovo выпускает телефоны на купленных фабриках, но только собственной разработки и под новым брендом Мото. О фирме Motorola напоминает лишь сиротливый значок на корпусе