26 октября 2018 года после продолжительной болезни скончался народный артист РСФСР Николай Караченцов.
Такого бешеного темперамента не было ни у одного актера на советском экране. В нем чувствовалась сила настоящего мужчины, благородства и невероятная правда в каждом жесте и взгляде. Он летел по жизни, как птица и казалось, что все ему дается легко. Но злой рок грубо прервал его полет.
Осенью 2008 года в театре Ленком был сорван культовый спектакль “Юнона и Авось”.
В финале, когда главного героя один из партнеров окликает: “Граф Резанов!” — вдруг раздался ответ из зала.
Тихий голос произнес: “Я здесь. Я живой”. Все замерли, увидев, как со своего места в партере поднялся Николай Караченцов, исполнявший роль графа Резанова почти четверть века.
На мгновение воцарилась тишина. А затем раздался грохот аплодисментов.
Последние три года актер не появлялся на публике, восстанавливался после пережитой автокатастрофы. Но в тот вечер пришел поддержать жену, актрису Людмилу Поргину, которая играла в спектакле и казалось вновь пережил миг триумфа.
Однако бывший кумир поразил всех своим нездоровым видом.
28 февраля 2005 года Караченцов мчался на своей машине по обледенелой трассе к жене, чтобы утешить, поддержать в горе. В тот момент у нее умерла мама, которая стала родной и для Николая. Он был подавлен и забыл пристегнуться ремнем безопасности.
Автомобиль занесло, и он врезался в фонарный столб. Подушка безопасности не сработала. Караченцов был госпитализирован с тяжелейшими травмами. 26 дней провел в коме. А когда пришел в себя, его с трудом узнавали друзья и знакомые.
Врачи предупредили родных: в такой ситуации у пациентов нередки попытки суицида. От актера спрятали все острые предметы, ни на минуту не оставляли одного и напряженно ждали, какой будет реакция, когда он впервые увидит себя в зеркале.
-Когда он впервые пошел в туалет, где было большое зеркало, мы замерли. А он выходит и пишет: Ребятки, я вас очень люблю, но жизнь я люблю больше.
И мы вздохнули с облегчением. Открыли балконы, ножи вернули.
Людмила Поргина.
Но самые тяжелые испытания были впереди. Не болезнь, а общественное мнение. Увидеть такого Караченцова многие поклонники оказались не готовы. Коллегам тоже больно было смотреть на своего Колю, который больше не Коля.
Между тем, Караченцов не собирался прятаться. Они с женой не пропускали ни одной крупной премьеры в театре, ходили на светские мероприятия, путешествовали. Пока досужие сплетники обсуждали здоровье актера, Николай Караченцов совершил, казалось, невозможное.
Он вернулся в “Белые Росы”. “Белые Росы 2” стал продолжением комедии 1983 года, где Караченцов исполнил одну из главных ролей безалаберного Васьки.
Глядя на его органичность в кадре многие полагали, что актер и сам простой деревенский парень, хотя Николай родился в семье интеллигентов, коренных москвичей.
Отец — Заслуженный художник РСФСР. Мама — известный балетмейстер, ставила спектакли в Большом и других знаменитых театрах, создала первый национальный ансамбль Вьетнама. Много работала за рубежом.
Казалось, что сыну таких родителей дорога только в художественную школу или балетный класс. Но Коля просто не мог усидеть в четырех стенах. Караченцов всегда улыбался, сложно найти фотографии, где бы он хмурился.
Еще в детстве Коля усвоил мамину заповедь: Никогда не показывай дурное настроение, плохое самочувствие, всегда “держи лицо”.
Хотя тяжелых моментов в его жизни было предостаточно. Мальчик жил в интернате, потому что мама, расставшись с его отцом, месяцами пропадала в командировках.
Николаю не хватало ее внимания всегда. Даже когда он стал взрослым. Она для него была эталоном и красоты, и ума. Именно мама заставила его выучить в семь лет всего Евгения Онегина.
Караченцов быстро заучивал громадные тексты, легко решал задачи по физике, сидя при этом на шпагате. Ведь в будущем он видел себя артистом балета. Мама была категорически против. Она слишком много знала о сложностях этой профессии.
В конце-концов нашли компромисс. В 18 лет Коля поступил в школу-студию МХАТ. Он закончил ее с отличием и в 1967 году стал актером Ленкома. Николай сразу заявил о себе в постановках Анатолия Эфроса.
В 1973 году в театр пришел новый художественный руководитель Марк Захаров. Благодаря его прозорливости, Караченцов получил главную роль в постановке “Страсти по Тилю”.
С этого спектакля началась слава Караченцова. Его энергия нашла выход. Николай рвался доказать, что он еще и не на такое способен. Несмотря на успехи на сцене, похвастать вниманием кинорежиссеров Караченцов не мог.
Актеру исполнилось уже 30 лет, а он продолжал мелькать лишь в эпизодах, да и то нечасто. За семь лет сыграл всего в пяти фильмах. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы не Евгений Леонов.
Когда его пригласили сыграть в фильме “Старший сын”, Леонов предложил на другую главную роль своего партнера по сцене Николая Караченцова.
Хотя режиссер Виталий Мельников сомневался, стоит ли даже пробовать никому не известного актера и дал поручение своему ассистенту: “Поезжай в театр, погляди, что там Караченцов играет. Так ли он хорош”.
В тот вечер в Ленкоме шел спектакль “Тиль”. Вокруг театра стояла толпа людей, и пробираясь сквозь нее ко входу ассистент только и слышал восторженные возгласы: “Караченцов. Вы уже видели Караченцова?”
Едва актер появился на сцене, публика замерла. Он буквально гипнотизировал зал.
После спектакля ассистент позвонил режиссеру прямо из театра и закричал в трубку: “Нам нужен только Караченцов! Вы не представляете, что он творит”.
Психологическая драма “Старший сын” прошла на экранах с большим успехом. Казалось, что предложения о съемках в кино должны были посыпаться на Николая, как из рога изобилия, но этого не произошло.
К моменту знакомства с 25-летней Людмилой, Николай считал себя закоренелым холостяком. Женщин вокруг было немало, но ни к одной он не испытывал сильных чувств. Вдруг в труппе появилась новенькая. Когда Николай осознал, что по уши влюблен в эту новенькую, выяснилось, что она замужем.
Казалось, что у него нет шансов. Он считал, что ничего еще в жизни не добился и не мог поверить, что эта легкомысленная красавица тоже его любит. Инициативу проявила Поргина. Она развелась с мужем.
А первого августа 1975 года они сыграли свадьбу.
Перемены в личной жизни совпали с творческими. В 1977 году он снялся в музыкальной комедии “Собака на сене” в роли незадачливого жениха.
А через год Караченцов получил главную роль. Это снова была музыкальная комедия “Пока безумствует мечта”. Зритель увидел эту работу лишь десять лет спустя. Автор сценария Аксенов эмигрировал в США и фильм положили на полку. Для актера это был болезненный удар, пережить который помогли перемены в личной жизни.
Еще во время съемок у пары родился сын Андрей. Николай бы на седьмом небе от счастья.
Он был бесконечно заботливым молодым папой. Даже первым словом мальчика было не мама, а папа. Никто не понимал, как у Николая хватало сил на все. Дома хлопоты и бессонные ночи из-за маленького сына. В театре премьера “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”, где он исполнил роль смерти. В кино постоянные съемки.
Один за другим на экраны вышли фильмы, которые на долгие годы завоевали любовь зрителей. Среди них «Короли и капуста«, “Следствие ведут Знатоки”, ”Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. Однако популярность образов, созданных Караченцовым в этих фильмах ни в какое сравнение не шла с его Урри из фильма “Приключения Электроника”.
Для юных братьев Торсуевых Караченцов стал эталоном отношения к профессии. Когда снималась сцена, в которой Урри похищает Электроника, 35-летний актер удивил всю группу.
— Я в чемодан не помещался. А вот Николай Петрович влез, сложившись пополам.
Владимир Торсуев. Электроник.
Великолепную физическую форму, его темперамент и вокальные данные режиссеры наконец оценили.
Он снимался в нескольких фильмах в год, но главные роли были еще впереди. 80-е годы стали настоящим расцветом кинокарьеры Караченцова. Его утвердили на главную роль в фильме “Благочестивая Марта”.
Потом были “Дамы приглашают кавалеров”.
А главной удачей актера в эти годы стал Васька из фильма “Белые Росы”. Смешной, веселый парень, которому выпало пережить пронзительную семейную драму.
И все же подлинный триумф ждал актера в родном театре.
В 1981 году состоялась премьера рок-оперы “Юнона и Авось”, где Караченцов исполнил главную роль.
История трагической любви 43-летнего русского мореплавателя и 16-летней дочери испанского коменданта покорила всех.
Спектакль стал театральной бомбой. Возле Ленкома дежурили наряды конной милиции. Зрители штурмом брали кассы театра, ломая двери и снося препятствия.
Спустя два года после премьеры вышла телевизионная версия спектакля, а затем “Юнону и Авось” увидел весь мир.
Случилось это благодаря знаменитому кутюрье Пьеру Кардену. В 1983 году он приехал в СССР и по совету друзей посмотрел “Юнону и Авось” в Ленкоме. Модельер был так покорен, что организовал театру гастроли сначала во Франции, затем в США, Германии и Голландии.
Караченцов не мог забыть премьеру в Париже. Французская публика встретила постановку холодно. Виной тому были недавние события. Был сбит южнокорейский воздушный самолет, который отклонившись от курса, оказался в воздушном пространстве СССР.
Накануне спектакля в Париже до артистов дошли слухи, что театр будет взорван, если русские выйдут на сцену.
Когда подняли занавес, оказалось, что зал полупустой. Оттуда слово веяло холодом. Но едва на сцене появился Караченцов, градус сразу стал выше.
На следующий день зрителей стало больше.
А через неделю в театре был аншлаг. Забыв обо всем, публика рукоплескала русским артистам.
А критики одолевали вопросами: -Вы всегда так играете? На разрыв аорты. Или только для нас?
Французские коллеги не могли поверить, неужели на сцене можно так существовать без допинга. Но когда его спросили, что запрещенное он употребляет, он только расхохотался.
Гастроли в Париже прошли с триумфом. Спектакль играли каждый вечер, а иногда и дважды в день. И Караченцов каждый раз демонстрировал запредельный накал страстей.
Близкие переживали за актера. Подобные нагрузки не могли пройти бесследно. Его уговаривали пощадить себя. И тут же понимали, что по другому он просто не может. Он стал предметом мечтаний миллионов поклонниц.
Сплетники приписывали ему множество романов. С актрисой Мариной Нееловой Караченцов снимался в комедии “Дамы приглашают кавалеров” и с тех пор они дружили.
Как-то вместе они возвращались в поезде в одном СВ. Проводницы подслушивали под дверью, в надежде узнать жареные факты о своих кумирах.
И вдруг услышали: -Ну я прошу тебя, Марина.
-Не дам.
-Я очень прошу.
-Нет и не проси.
-Я больше не могу терпеть. У меня нет сил.
-Сказала нет. Значит нет.
Последовала пара крепких ругательств, дверь резко открылась и Караченцов выскочил из купе в тренировочных штанах и голый по пояс.
Проводница замерла, домысливая услышанное, как вдруг из купе вышла Неелова и закричала Николаю вслед: -Да черт с тобой. Кури в купе!
Окружающим трудно было поверить, что кумир миллионов не ищет любовных страстей на стороне, а больше всего тоскует по тихим посиделкам на кухне с любимой женой. Душой он отдыхал только дома. Каждую свободную минуту отдавал любимому сыну Андрею.
В тот момент они с женой и не знали, что их собственная история любви и преданности станет легендой, не уступающая по силе истории графа Резанова и Кончитты.
15 сентября 2018 года Людмила везла мужа на очередной прием к врачу. Проезжая мимо Ленкома она притормозила. Актер с тоской смотрел на родные стены, пробегая глазами по афишам.
С возрастом Караченцову ролей предлагали все больше. В 90-е, когда кинематограф переживал не лучшие времена, он по-прежнему много снимался. Он работал так, словно боялся чего-то не успеть, не сделать , не сказать. Поэтому все, за что брался, делал через край.
В 2004 году Николаю исполнилось 60 лет. Обычно в таком возрасте жизнь становится более размеренной, неспешной. Но только не у Караченцова.
Ночью 28 февраля 2005 года актер попал в автомобильную аварию. Следующие 13 лет стали годами отчаянной борьбы с тяжелым недугом. Один курс лечения сменял другой. Жена возила его в лучшие клиники Израиля, Германии, Китая. Но прежнего Николая Караченцова вернуть было невозможно.
Ему потребовалось несколько лет, чтобы свыкнуться с мыслью, что он больше никогда не сыграет на сцене, не споет ни одной песни. Единственное, что держало его на этом свете и ради кого он каждый день открывал глаза, это семья. Ради них он заново научился ходить, держать ложку, открывать дверь, улыбаться.
В 2017 году у Николая диагностировали неоперабельную раковую опухоль в легком. В сопровождении жены и сына он уехал на Афон, подальше от слухов и сплетен. Он прошел несколько курсов химиотерапии.
На какое-то время даже показалось, что болезнь отступила. Почувствовав себя лучше, он первым делом попросил отвезти его в кино.
15 сентября 2018 года. Поселок Загорянский. Николай Караченцов, несмотря на раннее утро, уже проснулся. Закутавшись в плед он в одиночестве сидел на скамейке. После автокатастрофы ему рекомендовали больше находиться на свежем воздухе.
Утро 16-го сентября 2018 года Николай Караченцов, как обычно, начал с прогулки. Он медленно шел по тропинке, как вдруг начал задыхаться. Прибывшая “скорая” отвезла актера в 60-ю онкологическую больницу.
Он провел там полтора месяца, почти все время под воздействием лекарств, которыми врачи пытались облегчить его страдания.
Утром 26 октября 2018 года Николая Караченцова не стало.
Роль графа Резанова в театре Караченцов исполнял почти 25 лет без единой отмены.
Однажды прямо во время спектакля у него выскочил сустав в ноге. Побледнев от боли, Караченцов кое-как уполз за кулисы. Там вправил себе сустав и снова вернулся на сцену.
Александр Абдулов хотел немедленно прервать спектакль, но Николай не позволил, сказав: “Мужчина только раз в жизни может сказать: Нет больше сил. И после этого умереть”.