Когда я смотрел эту криминальную драму, у меня даже как-то вопросов не возникло насчет отношения создателей кино к героям фильма. Может, причиной тому мой склад ума: как правило, я оцениваю только факты, а эмоции, атмосфера фильма, его «дух» остаются где-то на заднем плане. Что я увидел на киноэкране? Главные герои
— угоняют машину
— совершают грубое нарушение ПДД, и после этого пытаются «наказать» других участников инцидента
— избивают дальнобойщика
— вытряхивают всю капусту из фургончика несчастного торговца овощами
— грабят компьютерный салон
И когда в конце их почти всех перестреляли я воспринял такой финал как справедливое наказание за совершенные деяния. Мне и в голову не пришло сочувствовать героям или сопереживать, или горевать по безвременной гибели новых «джентльменов удачи».
Но потом в интернете я нашел знаменитую рецензию Алекса Экслера, где автор выражает сильное недовольство картиной. Якобы, «фильм порочен от начала и до конца«, а авторы требуют от нас сопереживания бандитам. И поэтому кино очень плохое.
Я, конечно, не эксперт, но я видел огромное количество фильмов. В том числе и зарубежные, и советские. «Бумер» не лучший из них, но далеко не худший. Чисто кинематографически, он снят отлично. Динамичная, бодрая картина с красивой натурой, напряженным сюжетом и колоритными персонажами. Чего стоят дальнобойщик Тормозной, или бабка Собачиха! Но мне стало любопытно, неужели режиссер (Петр Буслов) и продюсер (Сергей Члиянц) призывают нас поддержать «запутавшихся парней»? И я полез искать интервью с ними.
В 2004 году Петр Буслов сказал следующее: «Мы придумывали историю про живых парней — тех, что тут, рядом, на соседней улице. Сегодня они вот такими делами занимаются, потому что неприкаянные, а в Великую Отечественную они же могли идти под танки. Нам важно было разобраться — что, почему и какая плата за все это.» А в 2016-м Буслов добавил: «Преступная среда позволяет проявить качества людей быстрее всего, ведь герои этих передряг не просто существуют, они живут: проливают кровь друг за друга, защищают честь или, наоборот, предают, страдают, теряют.» Но на мой взгляд, такие слова режиссера совсем не значат, что бандитам из «Бумера» нужно сопереживать. Вспомните мужа Шуры Барановой из «Места встречи изменить нельзя»! Он без руки, и в военной одежде. Явно потерял руку на войне. Герой. Но как он ведет себя с женой, пьет, хулиганит. Очень неприятный персонаж, хотя и лишился конечности в боях за Родину на полях сражений.
Продюсер Сергей Члиянц в интервью 2012 года заметил: ««Бумер» смотрели в основном женщины, а точнее молодые девушки, которые не встречали в своей жизни еще достойного мужика, и в образе этих несчастных молодых людей они его находили.» Но это же не значит, что все остальные (которые не молодые, и может даже не девушки) должны искать в героях «достойного мужика»?
Может, были другие интервью. Но на мой взгляд, идея создателей «Бумера» как раз была в том, чтобы показать героев такими, какими они были, со всеми их неприглядными качествами и некрасивыми поступками. А уже как к ним относиться — тут каждый должен сам для себя решить. Лично у меня, например, некоторые преступники из сериала про ЗнаТоКов больше сочувствия вызывают. Ну конечно, не Виктор из «До третьего выстрела». А например, несчастный Толя Артамонов. Вот кто, действительно, запутался. Или утонувший Борис Бах. Хотя «Следствие ведут ЗнаТоКи» был официальным сериалом, который в каждой серии показывал идеальную сторону советской милиции. И преступники в нем уже по определению были антогонистами Пал Палыча с Томиным, а значит — «нехорошими людьми»…