Советский фильм «Трест который лопнул», стал одной из лучших экранизаций по рассказам американского писателя О. Генри. Три увлекательных серии фильма погружали зрителя в интересные истории о приключениях двух молодых людей, которые мечтали обогатиться нигде не работая, и облапошивали своих простодушных сограждан.
Картина вышла в 1982 году и была снята в жанре комического приключения, мюзикла и вестерна. Песни, которые пели исполнители главных ролей в начале и конце каждой серии до сих пор поют, а некоторые реплики героев разошлись на цитаты.
В фильме очень хорошо были подобраны декорации, и зритель ощущал Америку начала 20 столетия. Для СССР, где не было разнообразия в одежде, где не было ярких журналов и мало у кого были цветные телевизоры, этот фильм стал глотком воздуха, окном в другой мир.
Картину снимали на Одесской киностудии. Режиссер А. Павловский старался максимально приблизить происходящее в картине к рассказам талантливого писателя. Советские люди очень любили произведения О. Генри и зачитывались ими. В фильме есть ковбои, индейцы, погони, перестрелки, красивая природа, и много музыки.
На роль главных героев и забавных мошенников пригласили Н. Караченцова и Р. Адомайтиса. Причем за персонаж последнего работали еще два человека — А.Демьяненко озвучивал актера, так как у того был сильный акцент, и пел за актера П. Смеян. А вместо Караченцова приглашали М. Боярского, но он отказался из-за занятости в другом фильме.
Остальные роли исполняли: И. Понаровская, В. Басов, М. Светин, Л. Куравлев, В. Ильичев, Ю. Мажуга, В. Абдулов, Ю. Вотяков, Т. Яценко, Б. Новиков, П. Винник, Е. Аминова, М. Скрибный, Н. Ильина, Ю. Волович, А. Павловский, М. Муромов. Актерская группа очень сдружилась на съемках и органично вписалась в картину. Хоть работа и была трудной, люди психологически отдыхали и расслаблялись, пребывая в компании друг друга. Это наложило положительный отпечаток на всю картину.
Песни к фильму написаны на стихи Л. Филатова, Н. Олева, музыка М. Дунаевского.
Их исполняли Н. Андрейченко, она пела песенку вдовы, М. Муромов, он играл в фильме роль уличного музыканта, И. Понаровская, которую при монтаже вырезали, Н. Караченцов и П. Смеян.
Съемки картины проходили в Одессе, Львове и Таллине. В Одессе всю съемочную группу чуть не арестовали за гигантский флаг США, который надо было снять в конце фильма, и который натянули на старой башне в одесском порту. Приехали органы госбезопасности и потребовали объяснений. Чтобы успеть снять сцену с флагом, актер Караченцов отвлек внимание «товарищей» на себя, раздавая им автографы и рассказывая анекдоты, и сцену удалось отснять.
Съемки паровоза снимали в степях Молдавии. В некоторых местах попали в кадр мирные советские дачные участки, расположенные близко к полотну дороги.
Из творческих ляпов в картине периодически попадают элементы современности на заднем плане. На переднем плане ковбои и индейцы, а на заднем — советские автомобили на дорогах. Дотошные поклонники картины увидели бутылку пепси с современной этикеткой и несоответствие костюмов и автомобилей — они были из разных временных отрезков. Но фильм это делала только ярче и интересней.
Занятная история попадания в картину И. Понаровской. Режиссеру нужна была актриса на роль псевдо Сары Бернар, которая сможет продемонстрировать заграничный шик. Среди актрис такой подобрать не смогли, и тогда решили попробовать найти среди певиц. Так и остановились на И. Понаровской.
А М. Муромову так понравилось петь в эпизоде, что он напросился остаться со съемочной группой и снимался весь фильм в массовке, то за индейцев, то за ковбоев. Побывал даже в роли тарана в одной из сцен, где его головой вышибали стекло в баре.
В фильме много каскадерской работы. Это и взрывы, и скачки на лошадях, и прыжки на поезд и с домов. Во время съемок один из каскадеров сломал ногу.
Из-за киношных долларов разразился нешуточный скандал, когда сын сценариста принес в школу пачку липовых денег со съемок картины. Остальные «доллары» поделили между собой члены съемочной группы в качестве сувениров.
Интересный факт — картину отказывались пропускать худсовет и комитет по цензуре, усмотрев в ней диссидентство, сатиру на существующий строй и антисоветчину. Спас картину Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. Андропов, которому ее показали и ему она очень понравилась.
После этого фильм вышел на широкие экраны и триумфально пошел по стране, а о поющем Караченцове узнала уже не только Москва.