В апреле 2024 известный советский актер Владислав Дворжецкий мог бы отпраздновать свое 81-летие. Однако судьба распорядилась иначе, и всеми любимого капитана Немо не стало в возрасте 39 лет. Несмотря на то, что главный герой «Земли Санникова», «Соляриса», «Однокашников» и других кинолент прожил совсем немного, он сумел добиться всесоюзной популярности.
В течение непродолжительной 10-летней кинокарьеры, он успел сняться в более чем 20 фильмах. Однако из-за огромной востребованности, колоссальной нагрузки ускорился его преждевременный уход…
Тяга к прекрасному
С искусством Дворжецкий был знаком с детства. Любовь к нему он унаследовал от матери Таисии Рэй – балерины и отца Вацлава Дворжецкого – известного актера.
Детские годы будущей кинозвезды сложно назвать простыми. Отца на 10 лет отправили скитаться по сталинским лагерям из-за так называемого «контрреволюционного настроения», после чего его никто не хотел приглашать работать в театре. Когда мальчику исполнилось 11 лет, родителям вздумалось развестись. Второй супругой папы стала кинорежиссер Риве Левите, с которой он познакомился в годы ссылки. Новобрачные в 50-х переехали в Саратов, где прошли школьные годы Дворжецкого.
Восхождение
Несмотря на то, что Владислав с детских лет любил театр, актером он стал не сразу. В 1956 году он вернулся в Омск, где стал учиться в медицинском училище. Далее последовала армия. После 2-х лет на Сахалине, он остался там еще на три года сверхсрочником на должности фельдшера. После службы он заведовал аптекой на Курильских островах и планировал продолжить обучение по основной специальности. Однако по возращению домой он не успел на вступительные экзамены.
Именно мать тогда и посоветовала сыну попробовать поступить в театральный и получить профессию актера. Пройдя обучение в Омском детском театре, Владислав стал регулярно участвовать в театральных выступлениях. Но отсутствие важных ролей не помогало продвигаться по карьерной лестнице и Дворжецкий начал задумываться о смене профессии, решив стать участником геологической экспедиции.
Интересно, но чтобы хоть как-то обеспечить нормальную жизнь актер занялся… вязанием. Переняв это мастерство у матери, он подрабатывал вязанием, создавая женские костюмы в театре. Позднее это превратилось в хобби и способ расслабиться. Мужчина мог много часов вязать какую-нибудь вещь и за пару секунд распустить ее, если что-то не понравилось. Несмотря на внешнее спокойствие и уравновешенность, внутри актера бушевала буря.
Слава
Актерская карьера началась поздно, только в 27 лет. Зато признания и любви поклонников дожидаться долго не пришлось, они ударили словно молния. Одаренный юноша с первой минуты приковывал к себе взгляды посторонних. Многие коллеги считали, что он вообще инопланетянин, из-за слегка необычного, завораживающего «марсианского» внешнего облика и широко раскрытых глаз, действовавших гипнотически на прекрасный пол.
Возможно, под аналогичным эффектом после просмотра фотографий молодого человека оказались режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, которым нужен был главный герой на роль в фильме «Бег» по пьесе Булгакова. Наверное, поэтому неизвестный актер, работавший в Омском ТЮЗе, был приглашен на пробы. Благодаря правдоподобной мимике, движениям и походке, Владиславу даже не потребовался грим, чтобы стать на экране 50-летним генералом Хлудовым.
Благодаря главной роли в киноленте «Бег» начался переломный момент в жизни Владислава. После нее от предложений сняться в очередной картине не было отбоя. Актер особо не перебирал сценариями, ему было важно работать с хорошим кинорежиссером.
Чтобы сыграть в «Солярисе», съемками которого занимался Тарковский, Владислав согласился на второстепенную роль, отказавшись от главной роли в картине «Моя жизнь» по Чехову, с участием его отца.
Любая кинолента с участием талантливого актера была обречена на успех. Даже критикам, оказавшимся под мистическим влиянием, не удавалось раскритиковать откровенно слабые роли Дворжецкого. Хотя ради справедливости нужно сказать, что таких в карьере актера практически не было.
Интеллигентный, утонченный, аристократичный, внешне сдержанный и загадочный от рождения Владислав легко вжился в роль капитана Немо. После съемок «Парового дома» и «Двадцать тысяч лье» актер добился всесоюзного признания.
По словам Земфиры Цахиловой, актрисы, которая играла супругу Немо, Влад был слишком замкнутым не потому, что это его актерское амплуа, а просто он полностью был увлечен делом. Да и в жизни Владислав был вдумчивой личностью. Нотки таинственности и отрешенности в характере, действовали на слабый пол как магнит. После выхода киноленты на голубые экраны, в студию поступали десятки тысяч писем с просьбой раскрыть адрес главного героя.
Предчувствие
У Дворжецкого было внутреннее предчувствие, что актерская карьера будет недолгой. Владислав пытался ускорить жизнь, в которой быстро менялись женщины, города и роли.
За 39 лет Дворжецкий четырежды женился. По словам Натальи Бондарчук, жизнь актера напоминала беспрерывный бег. Он убегал от обстоятельств, окружающих и женщин, надеясь, что защищен от несчастий ангелом-хранителем.
Уход
Два раза он избежал аварии с летальным исходом. Один раз он не успел на поезд, другой не догнал троллейбус. Однако сбежать от смерти, преследовавшей по пятам, актеру не удалось.
Бурная жизнь, бесконечные переезды, переутомление негативно отразились на здоровье Владислава. Он игнорировал больное сердце, так как не находил времени на врачей.
После двух инфарктов в 1976 Дворжецкий продолжил съемки вместо реабилитации, которую настоятельно рекомендовали в больнице. Мужчина буквально жил на съемочной площадке, колесил по городам, встречался с поклонниками.
Для многих бурная актерская жизнь Владислава могла показаться счастливой. В сравнительно молодом возрасте он смог добиться всего, о чем мечтают коллеги по кинематографическому цеху: квартира в столице, успешный четвертый брак, любящая супруга Наташа Литвиненко, нескончаемые предложения сняться в кино и всенародная любовь. Но в бесконечной погоне за призрачной целью актер приближал день смерти.
Отправившись на очередную встречу с поклонниками в Гомель, мужчина не думал, что сердце может не выдержать постоянной нагрузки. Однако после третьего инфаркта Владислава не стало. Случилось это 28 мая 1978 года.
По словам подруги Татьяны Ткач, актера все время преследовало чувство скорой смерти. Он мучился внутренней скорбью и не мог, как простой человек находить радость в жизни. Он словно каждый день и минуту прощался с дорогими сердцу людьми.
«Вот сейчас говорю и вижу его необыкновенные глаза, в которых всегда были любовь и доверие. Когда он смотрел на тебя, создавалось впечатление, что обогревает своим светом святой или представитель высшего, инопланетного разума, на время посланный из космоса к нам на Землю. Влад был уникальным, совершенным человеком».