В «Острове проклятых» нет оригинальных саундтреков
Обычно режиссеры сотрудничают с лучшими композиторами, чтобы они привнесли в их фильмы то, чего нельзя добиться без музыки. И, конечно же, чтобы за эти композиции фильм мог получить лишний «Оскар». Но Мартин Скорсезе пошел на шаг, который сразу же лишил его возможности даже получить номинацию – он позвал своего давнего друга Робби Робертсона и попросил его использовать не оригинальные саундтреки, а классическую музыку, созданную культовыми композиторами. Так, Робертсон собрал альбом почти на два часа и закономерно не получил ни одной номинации.
У Эндрю плохие отношения с водой
Некоторые детали в «Острове проклятых» Мартин Скорсезе показывает таким образом, что их можно понять без необходимости знать финал, но то, что связано с водой, невозможно разгадать сразу. Эдвард Дэниелс, который на самом деле является Эндрю Леддисом, сошел с ума после того, как пережил потерю всех своих утонувших детей, а также обезумевшей жены. Вода стала триггером для Эндрю, так что он старался игнорировать ее, а, когда это было невозможно, Леддис испытывал сильнейший дискомфорт. Так, например, когда Эндрю разговаривает с одной пациенткой, зритель смотрит глазами главного героя и видит, что она лишь делает вид, будто берет стакан с водой и выпивает ее, а в следующем кадре уже со стороны видно, как пациентка поставила стакан на стол, так что стакан с водой на самом деле был, но Эндрю попытался исключить его из своего сознания. Однако он не мог сделать это в начале фильма, когда плыл на остров на пароме. Его мозг не был в состоянии придумать картину, при которой паром плывет не по воде, так что Эндрю приходилось смотреть на нее и страдать. То же самое произошло и позже, во время надвигающегося шторма, когда нескончаемый дождь на протяжении 20 минут хронометража медленно усугублял состояние Эндрю и довел его до галлюцинаций.
Расположение охранников во время допроса
Чтобы пролить свет на всю ситуацию, Эдвард принялся допрашивать обычных пациентов. В это время, как и положено, стояли охранники, санитары и медсестра, готовые удержать буйного пациента и вколоть ему успокоительное. И в этой сцене интересно расположение охранников. Один из них стоит почти прямо за пациентом, а второй – за Эдвардом Дэниелсом, при этом третьего, который стоял бы за Чаком, не было. Не менее интересно, что медсестра с успокоительным сидела со стороны Эдварда, а не со стороны тех, кого он допрашивал.
Почти весь персонал боится Эдварда
Завязка «Острова проклятых» строится на том, что два федеральных маршала прибывают на территорию психиатрической лечебницы, чтобы разыскать сбежавшую пациентку. Этих двоих должны были встретить с распростертыми объятиями, однако с самого начала показано, что ни охрана, ни врачи, ни медсестры, ни медбратья не рады новоприбывшим. Это можно заметить практически в каждой сцене. В начале, когда Эдвард и Чак только прибыли, вся охрана окружила их и вцепилась в свои ружья. Спокойно себя вел только заместитель начальника тюрьмы МакФерсон. В одной из следующих сцен медсестры и медбратья в разговоре с Эдвардом практически в открытую смеялись над его рассуждениями и вопросами, но, когда он делал злобное выражение лица, все сразу пугались. Похожее было и с врачами, которые раздражались при виде Эдварда и явно не хотели его видеть. Лишь позже окажется, что Эдвард/Эндрю был самым опасным и буйным пациентом, которого боялись не только многие другие пациенты, но также охранники.
Охрана не ищет Рэйчел Соландо
В конце фильма раскрывается, что спектакль с побегом опасной пациентки проводится уже не в первый раз. Каждый раз весь персонал играл определенные роли и в фильме запечатлена та попытка, на которой уже все явно устали. Наблюдая за охраной, можно заметить, что ее уже практически никто не пытается искать, хотя поиски по задумке начались совсем недавно.
Закон четырех
На 47-й минуте фильма Эдвард приходит на совещание врачей, чтобы поговорить с доктором Джоном Коули насчет записки Рэйчел Соландо, в которой она написала: «Закон четырех. Кто 67-й?». Когда Эдвард упоминает про записку, один человеку за столом шепотом говорит: «Закон четырех шикарный». Если бы Эдвард услышал это, то у всех присутствующих возникли бы проблемы, так как эти слова прямо говорят о том, что им что-то известно про закон четырех, который на самом деле заключается в анаграмме четырех имен: Эдвард Дэниелс – Эндрю Лэддис и Рэйчел Соландо – Долорес Ченел.
Чак кое-как вытащил кобуру с пистолетом
Когда МакФерсон просит маршалов сдать оружие, Эдвард ловким движением вытаскивает кобуру вместе с пистолетом и отдает ее заместителю начальника тюрьмы. Следом за ним Чак пытается провернуть то же самое, но у него уходит на это почти 10 секунд. Эдварду это кажется странным, ведь Чак говорил ему, что работает маршалом уже 4 года.
Эдвард не хочет читать дело Эндрю Леддиса
Подыгрывая Эдварду, Чак Оул берет из картотеки дело Эндрю Леддиса, то есть Эдварда Дэниелса, и пытается отдать ему его в руки, но Эдвард не берет, хотя понимает, что это улика. Проблема в том, что он подсознательно понимает опасность этой карточки для себя. Если бы он прочитал ее, то мог бы вспомнить, кем на самом деле является, и поэтому он дважды отказался ее брать.
Анаграмма есть даже у названия фильма
На самом деле в фильме правило четырех можно назвать правилом шести, так как еще одна анаграмма заключена в названии фильма. «Shutter Island» («Остров проклятых») можно обставить, как «truth and lies» («правда и ложь») или «truth/denials» (правда/отрицание). Обе эти анаграммы по смыслу подходят идеально, так как Эдвард/Эндрю не мог понять, где правда, а где ложь, а также отрицал свое прошлое, стерев его из памяти.
Это была комната Эндрю
Из-за того, что данный фрагмент произошел в начале, к концу его уже легко забыть из-за большого потока запутанной информации. Оказавшись в комнате у Рэйчел, Эдвард за минуту находит спрятанную записку, которая заставляет его впервые серьезно задуматься о том, что происходит в лечебнице. Но к финалу становится понятно, что в действительности это была комната Эндрю. На это указывают три момента: Эдвард слишком быстро нашел записку; Рэйчел, как пациентки, не существовало; Из шкафа Чак достал мужскую обувь, хотя, если там жила Соландо, обувь должна была быть женской.
Во время разговора с персоналом много отсылок на Лестера Шина
На протяжении нескольких минут Эдвард Дэниелс допрашивает персонал из медсестер и медбратьев, но смотреть в это время нужно не на него, а на его напарника Чака Оула. В одном из кадров, когда Эдвард не видит, Чак с одним из медбратьев переглядываются и улыбаются друг другу, а затем, разговаривая с медсестрой, Эдвард узнает про лечащего врача Рэйчел Соландо, доктора Лестера Шина. Говоря о нем, медсестра несколько раз переводит взгляд в ту сторону, где сидит Чак Оул, который стал заметно нервничать, а после перехватил инициативу, чтобы Эдвард ничего не заподозрил.
Солнце появляется только в конце фильма
Погода в «Острове проклятых» играет немаловажную роль, так как отражает состояние Эндрю. В начале фильма, когда он только влился в роль и ничего не подозревал, погода пасмурная. Когда у него начали появляться первые сомнения насчет дела, стал идти дождь, и по мере возрастания сомнений дождь усиливался до шторма. В конце концов, наступило прозрение, а за ним и ясный день с наконец-то появившимся солнцем. Это означает, что Эндрю полностью излечился и принял свое прошлое, но не захотел жить со своими воспоминаниями и смиренно пошел к маяку, притворившись, что у него наступил рецидив.