О том, какие неприятности им доставляли фамилии — читай в материале Lisa.ru.
Сейчас нас не удивляют артисты и прочие селебрити под псевдонимами, а раньше это было достаточной редкостью. Советским актерам вынужденно приходилось заменять свои «неудачные» фамилии или же имена ради хорошей репутации в сфере, в которой они хотели развиваться.
Кто знает, как бы сложилось их будущее, если бы они не пошли на этот шаг. А о ком именно идет речь — смотри ниже.
Фаина Раневская
Открывает нашу подборку Фаина Георгиевна Раневская, женщина, которая не стеснялась в открытую высказывать свое мнение о людях, работе, красоте и делах сердечных.
«Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт», — сказала она как-то раз.
Раневская родилась в Таганроге в обеспеченной многодетной еврейской семье: отец владел пароходом «Святой Николай», фабрикой по изготовлению красок, торговыми лавками, мельницей и недвижимостью. А вот звали Фаину тогда вот так: Фанни Гиршевна Фельдман. После революции семья Фельдман переехала в Прагу, Фанни же осталась в СССР, чтобы осуществить свою подростковую мечту — стать актрисой даже несмотря на то, что родители не особо были рады этой идее.
Уже в 21 год девушка стала жить в Москве и работать в составе разных трупп. Имя Фаины Раневской зародилось в день, когда родители отправили дочери деньги, и она пошла получать их в кассу вместе с приятелем. Выйдя из нее, Фаина выронила деньги, и они от сильного ветра разлетелись. Реакция девушки не была слишком экспрессивной. Фанни просто сказала: «Денег мне не жалко, посмотрите только — как красиво они летят…».
В тот же момент ее монолог подловил коллега и добавил: «Да ведь вы Раневская из «Вишневого сада!». Только она могла так сказать!». К слову, Чехов был не только любимым писателем Фаины Георгиевны, но и уроженцем того же города, что и она.
Таким образом Фанни Фельдман превратилась в Фаину Раневскую. К слову, поступила актриса так и из-за работы — ради того, чтобы свободно играть на сцене и уверенно держаться в кадре:
«Самым большим открытием было то, что тогда, когда я играла, я переставала быть Фаней Фельдман, а перевоплощалась в другого человека. Понимаете, это было для меня очень важным — стать другой… Ведь кто такая была Фаня Фельдман? Заикающаяся некрасивая девочка, которую не слишком любили родители, глупая и неловкая. Разочарование семьи. Но оказывается, я могла стать кем угодно! Умной. Красивой. Любимой. Любой, какой мне только хотелось! Все дело только в том, что Фаина Фельдман решительно не могла быть актрисой».
Андрей Миронов
Андрей Александрович Миронов родился в 1941 году в семье эстрадных артистов Марии Мироновой и Александра Менакера, потому с юных лет его интересовало все, что могло быть связано с театром.
В детстве Андрей носил отцовскую фамилию и, возможно, не менял бы ее всю жизнь, если бы не «борьба с космополитизмом» (идеология единства мира и универсализма).
Тогда, в конце сороковых, творческие личности с любыми признаками еврейского происхождения (имя/фамилия — неважно) могли в один счет лишиться и профессии, и свободы. По этой причине родители не хотели рисковать будущим своего сына, потому дали фамилию по линии мамы.
Как Миронов, он числился с третьего класса, а затем прославился как народный артист РСФСР.
Иннокентий Смоктуновский
Иннокентий Михайлович Смоктунович родился в деревне Татьяновка, Томской губернии. В семье он был вторым из шести детей по счету, любил озорничать и прогуливать уроки — все ради того, чтобы играть в массовке театра. По этой причине будущая знаменитость и не окончил школу, а вообще родители хотели, чтобы сын отучился на фельдшера, но тот настоял на своем — отправился в техникум строить карьеру киномеханика.
Актер был вынужден сменить фамилию из-за не лучшей ее репутации: в тридцатых годах его деда арестовали, посадили в тюрьму на десять лет, а потом убили. Отца раскулачили, лишили на год свободы и сослали на три года. Третьим родственником с «несчастливой» фамилией был дядя. Его расстреляли за «создание кадетско-монархистской организации».
Про прадеда актер говорил так:
«Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то настучал, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьей».
Как минимум этого аргумента для смены фамилии достаточно, потому Смоктунович стал Смоктуновским — претерпел «трансформации» актер в Норильске. К слову, Иннокентий Михайлович на протяжении многих лет скрывал о себе правду, а также говорил, что смена фамилии произошла ради ее более красивого звучания.
Зиновий Гердт
Зиновий Ефимович родился в 1916 году в небольшом городке под названием Себеж, в Витебской губернии (сейчас — Псковская область). Близкие и друзья звали парня ласково Зяма, а при рождении его полное имя было таковым: Залман Афроимович Храпинович.
Будущий актер обучался в еврейской школе, в тринадцать лет опубликовал на идише (еврейском языке) стихи о коллективизации, которые разместили в детской газете. Затем, по окончании школы, будущий актер переехал к брату в Москву и поступил в фабрично-заводское училище Московского электрозавода имени В. Куйбышева. Там же он познакомился с драматургом Исаем Кузнецовым, с которым впоследствии начал играть в ТРАМе (театре рабочей молодежи).
Зяма настолько отметился своими талантами, что его пригласили в известную Государственную московскую театральную студию под руководством А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека («Арбузовскую студию»). Поначалу Зиновий выступал под настоящей фамилией, а затем сам Арбузов предложил взять ему псевдоним (чтобы двигаться дальше по карьерной лестнице), вспомнив о популярной балерине двадцатых годов Елизавете Павловне Гердт.
Есть и другая версия происхождения обновленной фамилии народного артиста СССР: в его семье были родственники с фамилией Герд, а для звучания он дополнил ее буквой «т».
Леонид Утесов
Актер, народный артист СССР и РСФСР, а также создатель первого джазового оркестра в стране родился в 1895 году в еврейской семье в Одессе. Родители дали ему имя Лазарь (Лейзер) Вайсбейн, и носил он его до тех пор, пока в 1911 году артист Ефим Скавронский не пригласил его сыграть в миниатюре «У разбитого зеркала». Единственным условием было избавиться от «Вайсбейна» и придумать себе что-то другое.
Лазарь тогда стал искать фамилию, которая была бы похожа на что-то красивое возвышенное:
«Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе!
Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм… «Что же есть на земле еще выдающееся? — мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной. — Боже мой, — подумал я, — утесы, есть же еще утесы!
Наверное, Колумб, увидя после трех месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости. И сегодня я вижу, что не сделал ошибки, ей-богу, моя фамилия мне нравится. И, знаете, не только мне».
Леонид Иосифович подтвердил свою изобретенную фамилию, добившись высот во многих творческих сферах.
Георгий Милляр
Георгий Францевич родился в 1903 году, и была у него тогда фамилия де Милье. Отметим и беззаботное будущее актера, которое сыграло не последнюю роль в его судьбе. Так, благодаря наличию иностранных иностранных воспитателей Георгий с ранних лет говорил на нескольких иностранных языках, вдобавок ко всему мальчика обучали музыке и хорошим манерам. Заслуга была в этом родителей. Отец, француз Франц де Милье, работал инженером-мостостроителем, а мать, Елизавета Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.
Де Милье-младший рано остался без отца, а революция лишила его с матерью всех прелестей жизни, оставив им скоромную комнату в коммуналке. Именно это время заставило выбрать другую фамилию, так как показывать свое аристократическое происхождение стоило и жизни, и работы. Выбор пал на Милляра.
Мы помним Георгия Францевича Милляра, который стал если не самым, то наиболее узнаваемым Кощеем, легендарной Бабой-ягой и другими сказочными персонажами советского кинематографа. К слову, существует даже «алфавит Милляра», где находятся все его высказывания. Например:
«Евангелиеучит любить врагов, если друзья вышли из доверия»;
«Кощей —каждый Кощей думает, что он бессмертный»;
«Эгоцентризм — отравление самим собой».
Татьяна Васильева
Настоящая фамилия Татьяны Григорьевны — Ицыкович. Она действительно мешала развитию карьеры в начале ее пути: несмотря на то, что 22-летнюю выпускницу Школы-студии МХАТ в 1969 году приняли в Московский театр сатиры, где сначала она сыграла клоуна Бука в спектакле «Пеппи Длинный чулок», а затем — в постановке «У времени в плену», но все оказалось менее позитивным.
Казавшийся на тот момент успех стал фикцией: критики были недовольны перфомансами, а последний спектакль с участием Тани вовсе назвали «самой большой неудачей театра». В стенах сатиры поговаривали, что беды девушки исходят от фамилии.
Ицыкович начала ее стесняться, а коллеги придумывали для актрисы псевдонимы: Базо, Ковач…:
«Женщина из отдела кадров сказала: «Деточка, фамилию менять давайте — вам с этой никак нельзя» — и разные варианты придумывать стали. Я Ковач была (это остаток от Ицыкович), потом Базо (первая часть фамилии мамы, в девичестве Базловой)… Думали-думали, в конце концов замуж я вышла».
Теперь успех Татьяны Григорьевны точно на ее стороне. В копилке народной артистки РФ более 156 работ, а одними из известнейших остаются «Самая обаятельная и привлекательная», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Ревизор», «Сказки старого волшебника», «Закрытая школа», а также «Привет, Киндер!».