Анна Самохина и Михаил Боярский не раз снимались вместе в кино. Несмотря на это, коллеги так и не стали близкими друзьями. Более того, по слухам, между артистами пробежала черная кошка. За что Самохина затаила обиду на Михаила?
Проба пера
В 24 года начинающей актрисе Анне Самохиной улыбнулась удача: на нее обратил внимание известный режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Постановщик подыскивал девушку на роль Мерседес в своем новом фильме по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» — «Узник замка Иф». Первоначально на эту роль рассматривалась Ольга Кабо, однако актриса была занята в других проектах, и, таким образом, роль досталась Самохиной.
Сценарий фильма Юнгвальд-Хилькевич и Марк Захаров изначально писали под Михаила Боярского: они планировали сделать его графом Монте-Кристо. Однако предложение Боярского не заинтересовало, и он отказался от участия. Тем не менее, Юнгвальд-Хилькевич смог убедить любимого артиста сняться в его фильме, сделав его Фернаном.
Поговаривают, на съемках картины Михаил доставил Самохиной немало неприятностей. Он вроде как был неравнодушен к Анне и упрашивал режиссера вставить сцену, в которой ему надо было бы поцеловать красавицу. Юнгвальд-Хилькевич лишь разводил руками. И тогда Михаил решил взять все в свои руки. Отработав свой текст по сценарию, он начал импровизировать в кадре, покрывая поцелуями лицо опешившей Самохиной. Этот момент успел запечатлеть фотограф, работавший на площадке.
Несмотря на поползновения Боярского, актриса так и не ответила ему взаимностью. И дело было не в 14-летней разнице в возрасте. Во время съемок Самохина вступила в любовные отношения с другим актером, Арнисом Лицитисом. И да, кавалер актрисы был старше ее на 17 лет.
Увы и ах, оба тогда были несвободны. Арнис не собирался уходить из семьи ради молодой любовницы, да и Анна чувствовала, что творит глупости: дома ее ждал муж и маленькая дочка. Супруг Самохиной нашел в себе силы простить ее, но этот инцидент нанес серьезный удар по их семейным узам.
К слову, Боярский в одном интервью опроверг сплетни о его влюбленности в Анну. «Никакого романа у меня с Самохиной и в помине не было! Да и потом — она не совсем мой тип. Однако я сразу подметил ее актерские способности. Помню, еще подумал: «Далеко пойдет!» Безумно талантлива, с хорошо поставленной речью и потрясающей работоспособностью», — заявлял артист.
Вторая встреча
Успех «Узника замка Иф» принес Самохиной славу и множество предложений по работе. В 1989 году «Ленфильм» утвердил ее на роль в историческом музыкальном фильме «Дон Сезар де Базан». Кандидатка должна была обладать не только внешней привлекательностью, но и талантом к танцам. Анна идеально отвечала всем этим критериям.
Одним из ее партнеров по фильму снова стал Михаил Боярский. А еще в картине была задействована четырехлетняя дочь актрисы, Саша: в одной из сцен ее на руках держит персонаж Михаила.
Дочка Самохиной не знает, когда именно зародился конфликт между ее мамой и Боярским — и вообще, был ли он. «Якобы Михаил сказал какую-то непристойную шутку в сторону моей мамы, и она обиделась. Ну, типа, пойдем, девочка — может, ты мне что-нибудь, как-нибудь. Может, у него кризис среднего возраста произошел к тому моменту и он начал отпускать какие-то сальные шутки… Ну это как-то бредово звучит», — предполагает Александра.
Есть еще одна версия того, почему между артистами могли сложиться напряженные отношения. По некоторым данным, Михаил, будучи звездой экранов, подстраивал график съемок под себя. Это привело к тому, что Анне пришлось пропустить важный кинофестиваль. Когда Самохина упрекнула в этом коллегу, он отметил, что она еще слишком молода для участия в таких мероприятиях. Глубоко оскорбленная актриса с тех пор старалась избегать встреч с Михаилом.
Сам Боярский подчеркивает, что на съемках «Дона Сезара» он почти не общался с артисткой. По его словам, Анна была настоящим тружеником: могла по шесть-семь часов подряд оттачивать свой танец — до, во время и после съемок. Балетмейстер, который разрабатывал для нее хореографию, был настолько измотан, что едва мог ходить. Но Самохина была полна сил и решимости! Если требовалось три часа танцевать с бубном в адскую сорокоградусную жару, актриса выкладывалась на 100% и даже не думала жаловаться.
«В общем, нам с ней не по пути, потому что она могла только работать. А я не такой. Когда Ян Фрид командовал: «Спасибо, на сегодня все!» — я тотчас убегал восвояси», — делится Михаил.
Попытка номер три
С распадом Советского Союза мир отечественного кинематографа переживал не лучшие времена. Бюджеты сократились, многие фильмы и сериалы стали производиться с минимальными затратами. Все это сказывалось и на выбираемых сюжетах, и на «картинке».
Самохина остро ощущала нехватку качественных сценариев. Временами ей приходилось соглашаться на роли в проектах, которые она считала недостойными своего таланта. Особняком в ее портфолио тех лет стоит лента Яна Фрида «Тартюф», которую Анна считала одной из самых удачных своих работ.
В последнем фильме Фрида (режиссер снимал его, когда ему было уже за 80) Самохина сыграла со своим первым мужем и отцом ее дочери, Александром Самохиным. Им не впервые довелось оказаться на одной площадке: до этого супруги появились в драме Бориса Яшина «Женский день» (1990).
А еще в «Тартюфе» снова сыграл Боярский. Причем, к началу съемок Михаил, выбранный Яном Борисовичем для исполнения главной роли, находился в Одессе: он снимался в продолжении истории о мушкетерах под руководством Юнгвальд-Хилькевича. Каждый день ожидания Боярского обходился Фриду очень дорого. От безысходности режиссер пробовал снимать те части фильма, где не требовалось присутствие актера. Однако долго так продолжаться не могло…
Роль Тартюфа в итоге предложили Юрию Соломину, но тот по ряду причин отказался. Производство фильма окончательно встало. К счастью, спустя несколько дней Боярский освободился и смог приступить к съемкам у Фрида.
Ну а Анна… Конечно же, она не могла диктовать условия столь уважаемому постановщику и уж тем более не собиралась отказываться от ценной роли из-за каких-то личных предпочтений. Впрочем, по словам близкого друга Самохиной, никакой неприязни и антипатии по отношению к «д’Артаньяну» актриса не испытывала. «Михаила Боярского и Валентина Гафта она считала учителями, даже побаивалась их как строгих учителей, которые могут критиковать», — пояснил Константин Кулешов.
После съемок в «Тартюфе» в жизни Анны произошло немало перемен. Развод с первым мужем, свадьба с бизнесменом Дмитрием Коноровым, открытие двух собственных ресторанов в Петербурге. Потом снова развод, еще пара романов, возвращение на театральную сцену после долгого перерыва. И, наконец, неутешительная новость — рак желудка.
Анны Самохиной не стало в 2010 году. Последние три фильма с участием актрисы вышли уже после ее смерти. «Мама до последних дней надеялась, что поправится и вновь сможет радовать публику своими ролями. Она хотела, чтобы ее помнили молодой и красивой. Даже к этой трагической ситуации относилась с улыбкой, не воспринимала все происходящее всерьез. Так она и сгорела буквально на глазах, за считанные дни», — сокрушается дочь актрисы. Незадолго до своей кончины актриса призналась, что прожила, в общем-то, несчастливую жизнь.