Джеки Чан — без сомнений самый легендарный и один из самых известных азиатских актёров в истории. Наверное, это и один из самых ярких представителей категории актёров одной роли, тем не менее сумевших завоевать сердца зрителей. Начинал актёр пополнять свою фильмографию в Гонконге, где вышли его самые культовые работы. Среди его проектов было и много весьма известных франшиз — «Доспехи бога», «Полицейская история», «Пьяный мастер» и «Проект А». Освоение Голливуда Джеки предпринял в середине 90-ых, а кассовая победа «Часа пик» закрепило его успех. В 21 веке актёр пережил много кассовых неудач, а в 10-ых вновь подался в Китай, мелькая в голливудских проектах очень редко. В 2023 году с Джеки вышло сразу два фильма, даже залетевших в российский прокат, — классический трешачок и действительно интересный «Кунг-фу жеребец». Сейчас хотелось бы выделить в карьере актёра 10 самых лучших фильмов, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино — КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два — сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
10. Иностранец (2017), (73+70+(67+55)/2)/3=68.0
Последние несколько лет Джеки Чан снимается только в фильмах китайского производства, но для «Иностранца» Мартина Кэмпбелла он всё-таки сделал исключение. Несмотря на недовольства со стороны критиков, я считаю кино очень крутым политическим триллером. Правда, всё политическое завязано на персонаже Пирса Броснана — ведь именно он тут является основным персонажем истории. Плетёт все интриги и разбирается со всеми проблемами именно Броснан, тогда как для Джеки Чана тут роль скорее второго плана. За фильм он появляется на не самый продолжительный хронометраж, но зато все его появления очень запоминаются. Драма с дочерью пусть и до одури банальная, но зато прекрасно работает на образ персонажа. Ну и классический мордобой с Джеки соблюл правила живых трюков, но в этот раз поставлен он куда как более жёстко. Если «Час пик», «Пьяный мастер» или «Полицейская история» больше завязывали экшен на несерьёзном подходе, то в «Иностранце» все удары воспринимаются максимально реалистичными. Серая мораль фильма тоже подана интересно — итог смотрится как минимум необычно. На мой взгляд, у Мартина Кэмпбелла получился пусть и не шедевральный, но очень классный политический триллер и боевик, 8 из 10.
9. Час пик (1998), (77+70+(62+60)/2)/3=69.33
Думаю, по рецензиям на второй и третий фильм понятно, что для меня оригинал является лучшим в серии, хотя обычно сиквелы я люблю больше. В этот раз сработала оригинальная история. Пусть фильмов про напарников инь и янь было снято очень много, недаром на роль Картера изначально должен был попасть Мартин Лоуренс ( он же Маркус из «Плохих парней»). Да и вспомнить то же «Смертельное оружие», «Крепкого Орешка 3: Возмездие» и т.д. Но именно «Час пик», на мой взгляд, лучше всего справился с подачей персонажей и их диаметрально противоположных характеров. Первое время дуэт буквально не общается в полном понимании слова, а также оба хотят отделаться друг от друга. Но сплачивает их миссия — нужно спасти маленькую девочку. Для Ли это очень личная миссия, а Картер не может бросить крошку в беде. Эта драматическая линия пусть и до одури проста, но безумно цепляет и даже без диалогов раскрывает обоих героев тандема. Не могу не отметить и самый лучший юмор в серии. В оригинале оба героя для зрителей в новинку, соответственно, меньше знаешь, чего от каждого из них ждать, ну и возникает множество забавных и незаезженных передряг, куда, собственно, парочка и попадает. Ещё первый «Час пик», по-моему, может похвастаться самым качественным экшеном в трилогии. Очень люблю моменты с фильмами с Джеки, где он во время драк старается спасти какой-нибудь артефакт или важную, но хрупкую вещь. Это добавляет и комичности, и разнообразия боёвке, ну и запоминаются такие сцены намного лучше банальных драк. Ну и финальная треть просто разрывная по части трюков и юмора. На мой взгляд, получилась просто потрясающая роуд-муви-комедия с налётом прекрасных трюкаческих сцен, 8 из 10.
8. Доспехи бога (1986), (79+69+(71+54)/2)/3=70.16
Наконец-то был пересечен рубеж в 70 баллов, а открывают его первые «Доспехи бога». И вообще, меня поразило то, что оригинальная картина не то чтобы о различных поисках сокровищ в дикой природе. Примерно первый час ( даже чуть больше, ну и без учёта первой сцены) происходит комедия положения, где Джеки Чан вместе с друзьями шутит и попадает в нелепые ситуации. И в этот раз актёры умудрились и разыграть должную диалоговую комедию, и наполнить кино визуальными гэгами. Правда, фирменного «Джеки Чанского» экшена оказалось всё же недостаточно, но зато последние минут 20 было прям очень весело, хотя и ничего не понял. Правда, немного подвела операторская работа, которая в целом мне понравилась, но было слишком много частых склеек. Но в целом получилось весело. Это вряд ли действительно представитель лучших фильмов с Джеки Чаном, но он классный. Я бы даже сделал скидку на немного устаревшее качество съёмки и просто отвратительный перевод.
7. Разборка в Бронксе (1995), (77+67+(80+61)/2)/3=71.5
Подходя к созданию данной подборки, я уже был неплохо знаком с карьерой Джеки Чана и видел порядка двух десятков его фильмов. «Разборка в Бронксе» стала последним фильмом этой подборки, который мне нужно было посмотреть, что не делает кино плохим, но при этом не выделяет на фоне других лент с Джеки. Многие фильмы с актёром и без того похожи друг на друга, ну а Разборка выглядит натуральным продолжением франшизы «Полицейская история» с очень похожим экшеном, персонажами, историей и развитием сюжета. Плюс, я не знаю, что за приколы с русской озвучкой, но почему-то внутри одного фильма персонажа Джеки Чана зовут по-разному. В какой-то момент называют настоящее имя персонажа, а в какой-то почему-то зовут Джеки — причём такое повторялось как на «Разборке в Бронксе», так и на вышеупомянутой «Полицейской истории». Хотя Разборку интересно смотреть, но совершенно неинтересно обсуждать — это прям классика боевиков с Джеки Чаном с трюкачествами, милым подсюжетом с любовной линией, бесконечными противниками и попросту весёлым настроем.
6. Доспехи бога 2: Операция Кондор (1991), (80+72+(80+54)/2)/3=73.0
В 90-ые, похоже, умели снимать сиквелы, которые превосходят оригинал. Операция Кондор заметно больше понравилась зрителям, и мне в том числе. В этот Джеки Чан разошёлся на все 100. Трюков просто невероятное количество. И все они поставлены очень круто. Актёр действительно выложился, было очень много отличных экшен-сцен. Ну и оператор не подвёл, проделав в сиквеле работу над ошибками. Ещё Доспехи бога 2 стали более целостной историей. Оригинал будто бы разбивался на несколько анекдотов, подкреплённых условным сюжетом с охотой за сокровищами. Операция Кондор же стала чем-то средним между первой частью и третьей. Она сохраняла душевность и лёгкую приключенческую атмосферу оригинала, но по своей структуре была похожа на триквел, что в общем и целом сделало сиквел лучшим в трилогии. Ещё, быть может, сыграло то, что я с детства полюбил этот фильм ( первые «Доспехи бога» тогда я не посмотрел) , но «Доспехи бога 2: Операция Кондор» стали для меня одним из самых любимых фильмов с Джеки Чаном.
5. Шанхайский полдень (2000), (76+66+(80+77)/2)/3=73.5
«Шанхайский полдень» по праву считается одним из лучших фильмов с Джеки Чаном — это классический для него комедийный экшен, но есть в нём много занятных вещей. К примеру, это дуэт Джеки с Оуэном Уилсоном. Парочка выигрывает диким контрастом, но в то же время у них много общего. Плюс, по классике «Часа пик» напарник обучает Джеки Чана местным премудростям, они вместе веселятся и косячат. Небольшим нововведением стал и приятный антураж. Это уже не улицы Лос-Анджелеса «Часа пик» или просто непроходимые джунгли «Доспехов бога», это дикий запад, где Джеки с длиннющей косой и на лошади верхом всё так же отлично себя чувствует. Герою действительно дали надолго поиграть в Джеки Чана, но и не забыли про Оуэна Уилсона и револьверы, поэтому перестрелок тоже было в избытке. История тут скорее просто существует фоном, но замес всё равно интересный. Кино в целом мне кажется потрясным — это один из лучших комедийных боевиков Джеки Чана. Меня лишь расстраивает тот факт, что у фильма существует дубляж, но вот найти его мне так и не удалось.
4. Полицейская история 2 (1988), (77+71+(83+68)/2)/3=74.5
Мне очень понравился первый фильм линейки «Полицейская история», а Джеки знаменит тем, что его вторые части зачастую могут быть даже круче первых («Доспехи бога» и «Пьяный мастер» не дадут соврать) — это к третьей частям вырисовываются вопросы. Сиквел, конечно, хорош и мало чем отличается от оригинала, но меня несколько удивили подход и атмосфера проекта. Первая коп-стори была дико фановым боевиком, где даже лишняя минута боялась уходить от комедии. Продолжение вроде как это всё тоже повторяет, но заметно сдаёт в фановости происходящего. Кино всё так же полно классных шуток и крутых драк, но как будто бы воспринимает себя заметно серьёзнее. Причём, второстепенные персонажи не поменялись. Их образы остались верны себе — та же Мия в сиквеле тоже великолепна. Как будто, серьёзность обусловлена только одной конкретной причиной — сам Джеки стал более серьёзным. Хотя серьёзным относительно. Если в вакууме рассматривать историю продолжения, то в целом это тоже не особо серьёзный комедийный боевик. С точки зрения юмора первый фильм, конечно, веселее, но второй в целом как будто бы мне понравился больше.
3. Пьяный мастер (1978), (78+74+(80+68)/2)/3=75.33
«Пьяный мастер» — по сути, именно тот самый фильм, с которого начался так хорошо известный нам Джеки Чан. Ранее актёр снимался в фильмах разной категории, даже играл отрицательных персонажей (например, в фильмах «Кулак ярости» или «Разборка в Гонконге»), но именно с «Пьяного мастера» пришёл к той формуле, которую использовал на протяжении нескольких десятилетий. Правда, этот фильм, о чём я ещё вспомню на обсуждении «Полицейской истории», просто поражающе несерьёзен. Примерно каждая сцена построена на каких-нибудь комичных или нелепых ситуациях, намеренно вычурной постановке — а драма или хоть какие-то серьёзные моменты полностью затемнены юмором и визуалом. «Пьяный мастер» состоит ровным счётом из трёх типов сцен: Джеки разыгрывает комедию с кем-нибудь; Джеки тренируется у мастера, попутно делая тоже что-нибудь комедийное; Джеки очень комично с кем-нибудь дерётся. Самое прикольное, на мой взгляд, это взаимодействие персонажа Джеки Чана со своим мастером. Химия между персонажами прям очень крутая, ну и по комедии это тоже просто золото. Но так как для титульного актёра это был один из первых типичных работ в карьере, то привычный экшен всё-таки несколько выделяется. Да, он привычно натуральный и частично комедийный, но уровень постановки намеренно чересчур мультяшный. Что, кстати, любопытно. Если обычно во всех азиатских боевиках негодяя отбрасывало метров на сто от главного героя, то тут все улетают метров за двести. Ну и это ещё один пример комедийного боевичка с Чаном, где темп ну просто до невероятия бешеный. Все три типа сцена сменяют одна другую в считанные минуты, так что перевести дух «Пьяный мастер» не даёт от слова совсем. На мой взгляд, кино крутое — классический чересчур весёлый и чересчур экшоновый фильм с Джеки Чаном.
2. Пьяный мастер 2 (1994), (76+75+(84+74)/2)/3=76.66
Удивительно, но «Пьяный мастер 2» пошёл по пути второй «Полицейской истории» — по сравнению с дикой фановостью и запредельным количеством шуток и буффонады оригинала продолжение несколько теряется на его фоне. Но у «Пьяного мастера» даже имеется проработанный сюжет с мотивацией и всем таким прочим ( не то чтобы в первой части сюжета не было — но там Джеки просто обучался быть крутым драчуном, сцены мало зависели друг от друга). Персонаж первого пьяного мастера в исполнении Юаня Сяотяня по понятным причинам в сиквеле отсутствует (так как актёр скончался в 1979), так что в этот раз отдувается Джеки лично. Теперь его сюжетное предназначение не в том заключается, что нужно стать мастером, надрав кому-нибудь зад, — теперь он должен надрать миллион задниц, чтобы остановить войну между рабочими завода и нехорошими владельцами этого завода. В этом случае, правда, мои ощущения от сиквела и оригинала другие. Если в случае с «Полицейской историей» мне больше понравилась вторая часть, то в случае с «Пьяным мастером» уже первая. Наверное, тут дело в том, что дилогия в целом больше опираются на юмор, нежели чем на экшен и сюжет, так что максимально простой, но очень душевный и забавный оригинал мне понравился больше.
1. Полицейская история (1985), (78+75+(93+78)/2)/3=79.5
В этот раз подборку тоже обошли стороной более менее все современные проекты с актёром — основной костяк, как видите, состоит из гонконгских культовых боевичков 80-ых. Вообще, занятно было смотреть «Полицейскую историю», зная тот факт, что это был буквальный ответ Джеки Чана Голливуду. Пусть по-настоящему прославился актёр в США только с выходом «Часа пик», но предпринимал попытки стать звездой и там гораздо раньше — ещё в 1980 снялся в довольно забытой «Драке в Бэттл Крик». Именно на этом фильме можно заметить не особо выдающуюся хореографию и постановку боёв, что в фильмах Джеки обнаружить очень трудно. Я бы назвал «Полицейскую историю» гонконгским предзнаменованием для «Часа пик» — это прям аналогичный комедийный экшен с дикими трюками, только что История полностью фокусируется на Джеки, напарника в фильме у него нет. Вообще, меня несколько удивляет тон картины — боевики с актёром в большинстве своём комедийные и несерьёзные, но «Полицейская история» вышла просто на новый уровень. Это, наверное, один из немногих фильмов, построенных на комедии абсолютно в каждой сцене. Мы дерёмся, но Джеки не упустит шанса комично исполнить какой-нибудь трюк, звучно улетев метров за сто. Мы просто ведём обычный диалог, но Джеки не упустит моментов остроумно кого-нибудь подколоть или в целом создать забавную ситуацию. Смотреть кино в связи с этим совершенно не скучно, так как темп просто не даёт продохнуть — Джеки просто балансирует между драками и шутками. Так что среди лучших работ «Полицейская история» своё место определённо заслуживает, хотя мне больше по душе именно «Час пик».
Достойные упоминания:
Шаолинь (2011), (72+68+(74+53)/2)/3=67.83
Шанхайские рыцари (2003), (73+62+(66+58)/2)/3=65.66
Каратэ-пацан (2010), (71+62+(66+61)/2)/3=65.5
Запретное царство (2010), (71+65+(63+57)/2)/3=65.33
Проект А (1983), (79+73+(77+☓)/2)/3
Проект А 2 (1987), (77+70+(71+☓)/2)/3
Драконы навсегда (1988), (77+71+67+☓)/2)/3
Криминальная история (1993), (71+67+(93+☓)/2)/3