Совместная советско-итальянская кинокомедия «приключения итальянцев в России» снятая Э. Рязановым, вышла на советские экраны в апреле 1974 года. Совместная работа советского и итальянского кинематографа, обрела небывалый успех в СССР. Но сюжет был заложен значительно раньше. Э. Рязанов придумал сюжет к фильму об итальянских аферистах ещё в конце 60-х годов. В 1970-м году был готов сценарий под названием «спагетти по-русски» после чего была подана заявка в ГосКино.
Итальянский продюсер/кинорежиссёр Дино-де-Лауреттис имевший крупный долг перед Мосфильмом по картине «Ватерлоу» (С. Бондарчука) был выбран в качестве режиссёра от итальянской стороны. По договорённости с Мосфильмом долг Д. Лауретти после съёмок фильма, будет полностью исчерпан перед Мосфильмом.
Дополнительно сценаристы итальянцы, попросили добавить много итальянского юмора в картину. Сам же Рязанов прочитав новый сценарий к фильму воскликнул: «мне жаль режиссёра который будет, это снимать!» По настоянию ГосКино, ему самому и пришлось, это снимать. Э. Рязанов даже предлагал Л. Гайдаю стать режиссёром картины, но тот был занят съёмками: «Иван Васильевич меняет профессию» и отказался от предложения.
Фильм снимали как в СССР так и в Италии. Итальянская сторона решила экономить во всём, поскольку итальянская сторона не верила в успех фильма. на роли приглашали низкооплачиваемых актёров. Сам же Рязанов просил от итальянцев, актёров не менее известных по-уровню известности как у советской стороны. На все предложения по итальянским актёрам, которых предлагал Э. Рязанов, режиссёр Д. Лауретти отвечал отказом. Объясняя, это тем, что якобы актёры заняты на съёмках. По сути итальянский режиссёр просто хотел закрыть свой долг, меньшими затратами с большим гонораром.
Так в фильме оказалась Антония Сантилли, звезда мужских журналов и звезда эротических фильмов, которая на тот момент получила два предложения участия в съёмках. Первое предложение советская комедия, а второй фильм, это незначительная роль с Аль-Пачино. Но начинающая звезда итальянского кинематографа, выбрала главную роль в советском фильме.
Роль Антония сыграл, обычный артист пародии на телевидение Алигьеро Носкезе. Алигьеро Носкезе спустя 6 лет после съёмок фильма покончил собой. Причина, сильная депрессия с которой актёр не мог справится многие годы, на момент смерти, актёру было 47 лет.
Мафиози Розарио, сыграл актёр кукольного театра Тано Чимароза. Тано Чимароза так и не получил на родине признание. ему доставались лишь эпизодичные роли. Умер в забвении и бедности 24 мая 2008 года в возрасте 86 лет.
Профессора клиники сыграл эпизодник Джиджи Баллиста. Джиджи Баллиста снялся в более 50 фильмах после советской картины, но все роли были эпизодическими. Умер 02 августа 1980 год от сердечного приступа. Ему был 61 год.
Более-менее известный был Нинетто Даволи в роли Джузеппе. Нинетто Даволи снимается по сей день, очень востребован в итальянском кинематографе. Ему сейчас 75 лет, он женат и имеет 2х сыновей.
С целью экономии Дино-де-Лауретти пошёл на нарушение закона, он не стал покупать разрешение на уличные съёмки в Риме, из-за чего многие итальянские сцены снимались скрытно, фактически тайком, надеясь, что полиция не докопается и не спросит разрешения. Хотя как выяснилось позже, разрешение на съёмки стоило копейки.
В сцене проезда скорой помощи, едва не погиб каскадёр. Водитель не рассчитал траекторию и проехал буквально по тому месту, на котором стоял человек. Спасла каскадёра, его быстрая реакция, он успел отскочить.
Костюмы которые прислала итальянская сторона, были настолько ветхими, что возмущённый Рязанов отправил Дино-де-Лауретти телеграмму:- «Мосфильм не лавка старьёвщика.» Однако, чтобы не портить отношения с зарубежными партнёрами, телеграмму не пропустили.
Когда снимали сцены в Италии, то итальянская сторона заказала для советской, съёмочной группы самые дешёвые отели, а также сильно урезая расходы на массовку. Эта картина немало потрепала нервы Рязанову.
На роль милиционера Э. Рязанов планировал изначально И. Смоктуновского, но затем остановился на Андрее Миронове, так как его типаж больше подходил под героя фильма.
Евгений Евстегнеев оказался на роли хромого случайно, тк итальянцы не могли найти человека на такую роль. И хотя роль практически без слов, да и на итальянца он не похож, Но всё же с ролью справился отлично.
В СССР, съёмки проходили в Ленинграде и в Москве. В Ульяновском аэродроме снимали сцену с посадкой самолёта на шоссе. Взлётную полосу фактически превратили в шоссе. А пилот самолёта, потребовал от Э. рязанова распоряжение по которой ему, можно было бы нарушить инструкцию.
В качестве автомобилистов, были задействованы пилоты гражданской авиации, которые смогут вовремя сориентироваться, если, что-то пойдёт не так.
Для сцен с погонями были использованы 5 москвичей и 5 жигулей. Антониа Сантилли не умела водить автомобиль, но её быстро научили в СССР для съёмок. Во всех сценах с погонями, она сама и принимала участие, без каскадёров, кроме тех моментов с перевёрнутыми машинами, где участвовал каскадёр.
Сцену где А. Миронов ныряет в реку снимали в Милане, а с гостиницы Астория, Миронов сам спускался на ковровой дорожке из окна, без каскадёра.
Для взрыва бензоколонки, построили её макет. Его сделали настолько похожим, что машины проезжавшие мимо, останавливались, чтобы заправиться.
Льва из фильма звали Кинг, его львёнком из зоопарка забрала знаменитая семья Берберовых. Кинг был болен и его хотели усыпить. Берберовы выходили львёнка и обучили трюкам. Лев на съёмках был упрям. Чтобы снять сцену с матрёшками, потребовалось три дня. Пока были съёмки, льва держали в спортзале школы, что не подалёку от Мосфильма.
Однажды Кинг набросился на парня, который проходил мимо школы со своей девушкой. На счастье парня, неподалёку оказался милиционер, который за считанные минуты буквально расстрелял льва. После смерти Кинга, семья Берберовых завела другого льва. Когда он вырос, то уже загрыз саму хозяйку Нину Берберову.
Фильм принёс Антонии Сантилли небывалую славу в СССР её озвучивала в картине Н. Гурзо. А вот в международном прокате, картина собрала мало денег. И именно роль русской Ольги стала последней ролью в кино для Антонии Сантилли. Она вышла замуж за богатого человека, родила сына и больше никогда не снималась в кино. Уже долгие годы актриса не даёт интервью и не любит вспоминать свои роли. Сейчас Антонии 74 года.
Спустя много лет на одной из телепередач кинопанорамы Э. Рязанов скажет об, этой картине, как о самой нервной и хлопотной за всю свою карьеру.
31 января 1974 года в Риме состоялась Премьера фильма «эта безумная, безумная, безумная, безумная гонка по России» именно так, фильм называется в итальянском варианте и является отсылкой к фильму «этот безумный, безумный, безумный, безумный мир«. Фильм провалился в прокате. Итальянские актёры в последующем давая интервью, не любили вспоминать об участиях в съёмках, этого фильма.
В советском прокате, фильм появился лишь через три месяца, под названием «невероятные приключения итальянцев в России» и по итогам года, занял 4е место. И даже сегодня для избалованного зрителя спецэффектами, картина вызывает восторг.