Могла бы у нас быть вторая Проклова или вторая Зудина, но были в то время актрисы и со здравыми моральными устоями. Валентина Теличкина – женщина красивая, яркий славянский типаж. Да еще и профессиональная актриса! Могла бы заполучить любого, в том числе и влиятельных режиссеров – но вместо этого блюла собственный нравственный закон.
На фоне своих коллег в 60-е и 70-е, для которых частенько вообще мало что было свято (вспомним «подруг» Фатееву и Кустинскую и их уводы мужей, Золотухина, Шацкую, Вертинских, Тарковского и его женщин и многих других), Теличкина выделялась невероятно. Ну не было принято в творческой среде блюсти нравственность. А она сумела это сделать.
Из-за своей позиции Валентина Теличкина в свое время не стала женой любимого мужчины, упустила некоторые роли, да и вообще ее имя вспоминают сравнительно редко. Увы, но символами кинематографа 60-х и 70-х как раз таки и считаются те же Фатеева, Кустинская, Светличная, Проклова, Андрейченко, Терехова – в общем те, кто особо над нравственными принципами о том, с кем должна спать актриса, не заморачивались.
Валентина родилась 10 января 1945 года в Арзамасском районе Горьковской области. Валя стала седьмым ребенком в рабочей семье. В будущем, уже став успешной актрисой, она не раз назовет себя простой сельской девочкой. Своего происхождения она ни капли не стеснялась и никогда от нее не было ни жалоб, ни нытья на тему своего происхождения (как от той же Гузеевой, которая свое провинциальное детство во всех мрачных красках описывала – мол, ей завидовали все).
Валя выделялась из толпы сельских ровесников: пела частушки, имела прекрасный слух от природы, танцевала, читала стихи, играла на гитаре.
20-летняя Теличкина уехала в Москву поступать во ВГИК. Ей удалось влиться в ряды студентов с первой попытки (из известных однокурсниц Теличкиной можно вспомнить Екатерину Васильеву).
В студенческом творческом мире царили свои нравы. Скажем прямо – нравственностью там особо не пахло. Многие женились/выходили замуж уже к 20-22 годам. Валентина же выделялась в этом плане. Прилежной студентке было не до отношений: словно мама, она заботилась о менее приспособленных к жизни сокурсниках, делясь с ними обедами и делая стрижки.
Педагоги, а позже и режиссеры, ценили комфорт работы с трудолюбивой и смышленой Валентиной. Она не опаздывала, не строила глазки коллегам, не уходила в запои, не беременела, не уходила в декрет. Но и каких-то культовых ролей ей так и не досталось, потому что такие роли уходили как раз к артисткам-«вертихвосткам», назовем их так.
Несколько лет она оставалась заложницей одного образа. Но с годами, зарекомендовав себя профессионалом на съемочной площадке, Валентина начала представлять на экране разноплановые женские типажи. Например, в комедии Гайдая «Не может быть!»:
Теличкину рассматривали на одну из ролей в культовом х/ф «Москва слезам не верит». До сих пор неясно – сама отказалась, или Меньшов забраковал. Скорее всего, первое, потому что Валентина очень тщательно выбирала роли:
«Я не сыграла бы ничего, что несет за собой соблазн, растление, в любой, даже самой привлекательной форме. Даже когда очень нуждалась в средствах, я смогла отказаться от нескольких ролей, обещавших мне безбедное существование, но весьма сомнительных по своему духовному смыслу»(с)
Из-за принципов она отказалась и от любимого мужчины. Симпатия с Геннадием Корольковым была взаимной. Артисты вместе снимались в картинах «Три дня Виктора Чернышева» и «Потому что люблю», а романы на площадке, как известно, дело частое. Вот только Корольков был женат и воспитывал в браке сына. Эта история любви затухла в зародыше.
Уже в возрасте «за 30», что по советским меркам было поздновато для устройства личной жизни, наша героиня знакомится с архитектором Владимиром Гудковым, и в 34 становится мамой сына Ивана.
Семья – муж и сын – стала ее фундаментом в жизни, ее крепостью. И мы тут видим, что в отличие от импульсивных браков артисток, когда от страсти искрило в глазах, но спустя пару лет от чувств не оставалось и следа, такой вот скрупулезный разумный брак оказался куда как крепче и счастливее.
На заре 00-х Валентина Ивановна напомнила зрителям о себе, сыграв мать Саши Белого в «Бригаде».
Вообще, если просмотреть ее фильмографию, то видно, что в 00-х у нее очень много ролей (пусть не главных, но зато запоминающихся) матерей и бабушек. Можно только порадоваться за нее, ибо деньги лишними не бывают, да и в преклонном возрасте заниматься делом всей своей жизни – это дорогого стоит. Да и посмотрите сами, у нее такая добрая, умиротворяющая внешность, что она идеально подходит на роли бабушек-матушек:
Единственный сын Валентины Теличкиной окончил МГИМО, женился и подарил матери внука Колю. Окружающим остается лишь удивляться, как в свои годы Теличкина остается бодрой и моложавой. При этом никогда она не прибегала к привлечению внимания к своей персоне скандалами из прошлого, как это делали ее многочисленные коллеги-артистки.
Сейчас ей 79 лет. Пожелаем долгих лет и здоровья.