Звездой всесоюзного масштаба талантливого советского актёра Павла Луспекаева сделала роль таможенника Павла Верещагина в легендарном фильме «Белое солнце пустыни». Небольшая роль, всего 15 минут экранного времени, но по сей день Верещагин — народный герой, а все его фразы большинство уроженцев СССР знают «на зубок» и весьма часто цитируют.
Зрители не знали, что осталось за кадром культовой картины и чего эта роль стоила великому актёру, какие муки ему приходилось терпеть каждый день. Почему так вышло, и что стало причиной столь трагического и раннего ухода Павла Луспекаева?
Тяжёлое детство и украденная войной юность Павла Луспекаева
Павел Луспекаев был сыном донской казачки Серафимы и армянина по имени Богдасар. Настоящая его фамилия — Луспекян. Мальчик унаследовал от родителей лучшие черты — он был рослым, красивым, с зычным голосом и неудержимой страстью к приключениям. Горячий нрав не позволял Павлу вести спокойную размеренную жизнь.
Родившийся в селе Большие Салы Ростовской области, он поступил в Луганское ремесленное училище в 1941 году. Тогда же сменил фамилию на более звучную — Луспекаев. Когда началась война, был эвакуирован в город Фрунзе.
Два года спустя, 16-летний мальчик сбежал к партизанам. Не мог он усидеть в тылу! Его приняли с радостью. У мальчика была феноменальная память, благодаря чему он был бесценен как разведчик. Однажды пришлось несколько часов пролежать неподвижно в холодном снегу.
Павел сильно обморозил ноги. В завязавшемся ближнем бою был тяжело ранен в руку разрывной пулей. Луспекаеву раздробило локтевой сустав. Хирург готовил парня к ампутации, но Павел не дал к себе прикоснуться врачам до тех пор, пока они не поклялись ему сохранить руку. После выздоровления вернулся на фронт.
После окончания войны Павел поступил в Щепкинское училище. Однажды профессор Зубов поставил ему четвёрку. Луспекаев пришёл в такую ярость, что решил ехать к преподавателю домой и ругаться. Тот находился в этот момент на даче и пока скандальный студент туда добрался, была уже глубокая ночь. Павел напугал всех соседей, разбудил Зубова, а потом просил у него на коленях прощения и называл отцом родным.
Старые раны дают о себе знать
Когда Павлу исполнилось 30 лет, стали давать знать о себе старые раны. Сказались последствия обморожения и началась гангрена. Луспекаев требовал спасти ноги и врачам пришлось резать его буквально по кусочкам. Сначала ампутировали пальцы на одной ноге, потом на другой, а после поочерёдно обе ступни. Актёра заботило только одно: он должен закончить съёмки. Всего он пережил 8 операций. За то, чтобы поставить актёра на ноги, боролась сама «железная леди» советской культуры, Екатерина Фурцева. Она выписывала ему все самые лучшие заграничные лекарства и даже добилась изготовления специальных протезов.
Боли, которые приходилось переносить Луспекаеву, были воистину адскими. Чтобы помочь их перенести, врачи выписали одурманивающий сильный препарат – пантопон. Почти год актёр прожил в состоянии полубреда. Потом понял, что с этим нужно заканчивать, ведь это не жизнь. Неимоверным усилием воли Павел отказался от терапии, пережив ужасные муки и ломку. Он выстоял, потому что для него не было ничего невозможного. Больше всего он боялся стать беспомощным инвалидом, что не сможет больше выходить на сцену. Он жил театром.
Триумф в «Белом солнце пустыни»
Несмотря на фактурную внешность и неверотный талант, пробиться в кино у Павла долго не получалось. Ему давали в основном роли второго плана, которые не приносили славы. Профессиональные неудачи и боли от старых ран Павел заливал алкоголем.
Роль таможенника Верещагина была не очень значительной по времени, но весьма сложной физически. Там требовалось выполнять различные трюки. Несмотря на все мучения и сложности с ампутированными конечностями, все их Павел Луспекаев выполнял сам. Интересно, что изначально по сценарию таможенник носил имя Александр, но Луспекаев настолько сжился с ролью, что режиссёр решил переименовать героя в Павла. Его принципиальный и честный служащий таможни на долгие годы стал народным героем и настоящим символом этой службы.
Сцены с Луспекаевым снимали в Туркмении. Жара стояла невыносимая — 50 градусов по Цельсию в тени. Транспорт для съёмочной группы был не предусмотрен и к месту съёмок приходилось всем добираться пешком. Павла сопровождала жена Инна. Актёру было очень тяжело идти и он довольно часто останавливался передохнуть. Супруга для этой цели несла специальный стульчик, который заботливо подставляла Павлу каждый раз. Каскадёры сделали для актёра палку, на которую он опирался при ходьбе. После изнурительного съёмочного дня жена заботливо обрабатывала в кровь стёртые культи Луспекаева.
Несмотря на все те адские муки, которые ему приходилось переносить, Луспекаев не только не пропускал ни одного рабочего дня, но и успевал участвовать в актёрских попойках. И тут буйный нрав Павла сыграл свою роль. Он всегда был главным зачинщиком всех скандалов и даже драк. Например, эпизод картины, где пуля рассекла Верещагину бровь, был придуман на ходу. Причиной тому была ножевая рана на лице Луспекаева, которую он получил в драке с местными завсегдатаями ресторана. Грим не помог и пришлось придумать такой сюжетный ход.
Самое ужасное, что прекрасный фильм советские граждане могли не увидеть. Картина очень не понравилась партийным чиновникам и её положили на полку. Помог ленте выйти на экраны счастливый случай и тогдашний генсек Леонид Ильич Брежнев. Однажды он решил посмотреть кино и приказал привезти какую-нибудь новинку. Посыльный ошибся полкой и взял не ту коробку. Так генсек с друзьями посмотрел «Белое солнце пустыни». На следующий день он позвонил руководителю Госкино и поблагодарил его за прекрасный фильм. Леонид Ильич был в восторге и сказал, что картина «прям как в Голливуде».
После этого высочайшего одобрения, чиновники тут же приказали выпустить фильм на большой экран. Успех был феноменальным. В кинотеатры народ валил толпами. Фильм разошёлся на цитаты и стал классикой советского кинематографа, а Верещагин — народным героем. Фильм купили для показа в 130 странах мира. Ленту трижды выдвигали на Госпремию, но чиновники отказывались её давать. Создатели её получили лишь почти три десятка лет спустя после премьеры.
Личная жизнь
Павел Луспекаев имел колоссальный успех у женщин, чем вызывал зависть у самых прославленных ловеласов в актёрской среде. Женщины буквально падали к его ногам. На спектакли с его участием было трудно достать билет. Он был не только обаятелен и красив, но и невероятно талантлив. Играл он всегда настолько убедительно, что, казалось, жил ролью.
Со своей будущей супругой Инной Кирилловой Павел познакомился ещё будучи студентом театрального ВУЗа. Строгая девушка с длинной косой и мягкой улыбкой подавала большие надежды и быстро пленила молодого человека. Правда, Инна была несвободна — она была замужем за режиссёром Владимиром Мотылём. Противостоять Луспекаеву Инна не смогла и ушла от мужа. Режиссёр на Павла зла не затаил, потом именно роль в его фильме сделала соперника звездой всесоюзного масштаба.
Со своей супругой Инной актёр прожил в счастливом браке до самой своей смерти в 1970 году. Конечно, если бы не мудрость, всепоглощающая любовь и бесконечное терпение супруги, никакой семьи бы не было. Но Инна была сильной женщиной. Раз полюбив — она всю свою жизнь положила на алтарь их брака. Хотя, сам Луспекаев понимал цену такой преданности. После своих загулов он на коленях молил жену простить его и клялся, что это больше не повторится. Но повторялось. Снова и снова. А она терпела и прощала. Возможно, потому что чувствовала — не так много лет отпущено её любимому Паше.
«Вся королевская рать»
Роль в этом фильме стала для Павла Луспекаева последней. Жаль, что он не успел довести её до конца. Он успел сняться только в трёх сценах. Съёмки остановить было нельзя и на съёмочной площадке его сменил Георгий Жжёнов. В роли Вилли Старка он был безусловно очень хорош. Он прекрасно играл. Только вот Луспекаев не играл, он жил ролью. О нём говорили все коллеги, что он был просто неудержимой мощью, бушующей стихией таланта.
Легендарный оскароносный британский актёр Лоуренс Оливье, который в середине 1960-х годов приехал в Советский Союз, посетил несколько спектаклей с участием Павла Луспекаева. Его игрой он был просто поражён. Он назвал актёра «абсолютным гением», но сетовал на то, что не может воспроизвести его фамилию.
Вспыльчивый нрав и привычка рубить правду-матку в глаза
Актёр был невероятно вспыльчив. Он мог поругаться и подраться с кем угодно, если считал, что его честь задета. В его биографии есть забавный эпизод. Однажды актёр с театральной труппой был на гастролях в Берлине. Павла с товарищами пригласили на приём к министру культуры ГДР. Луспекаева сразу предупредили держать себя в руках. Общаться помогал заместитель министра. Он неплохо говорил по-русски и помогал переводить всё, что говорилось за столом.
Павел очень старался вести вежливую светскую беседу. Поначалу всё шло как по маслу. Все шутили и рассказывали интересные истории. В какой-то момент Луспекаев стал рассказывать о том, как он любит Ленинград, какой это прекрасный город и так далее. Переводчик внезапно довольно дерзко сказал, что он тоже видел в своё время Ленинград. В бинокль с Пулковских высот. Павел медленно встал, схватил переводчика, поднял его как щепку и, тряся, прокричал ему прямо в лицо: «Ну, что, сволочь, видел Ленинград?» Потом с силой бросил испуганного немца на его стул, опрокинул стакан водки и ушёл.
Трагический уход
Одной апрельской ночью 1970 года Павел гулял вместе со своим другом Евгением Весником. Они присели на лавочку. Луспекаев поставил рядом свою палочку. Перехватив взгляд товарища, актёр спросил: «Нравится моя палка? Это мой талисман. Люблю с ней ходить, привык. Чувствую, если потеряю её — умру». После этого к ним подошла компания молодых людей. Они попросили спички, подкурили и ушли. Чуть позже Луспекаев обнаружил, что пропала его палка и… заплакал.
Павел Луспекаев скончался от разрыва сердечной аорты 17 апреля 1970 года. Интересно, что его жизнь оборвалась в 42 года. Именно на счёт 42 взрывался баркас Павла Верещагина в «Белом солнце пустыни»…
Руководство страны в этот момент было занято организацией 100-й годовщины рождения Владимира Ильича Ленина и до похорон артиста им не было никакого дела. Для прощания не соглашались выделять никакой зал. Друзья перевезли тело актёра в Ленинград. Там тоже были проблемы. В конце концов в дело вмешался директор Ленфильма Киселёв. Он был готов положить на стол свой партбилет, чтобы обеспечить достойные проводы великому актёру. Киселёв, вопреки приказу, выделил для прощания с актёром один из павильонов Ленфильма. Несмотря на запрет, зал был всё равно набит битком.
После прощания коллеги говорили, что в гробу Павел Луспекаев лежал с улыбкой на устах. Возможно потому что теперь у великого артиста уже ничего не болело…
Уже в 21 веке таможенники установили на его могиле мраморное надгробие. Возле штаб-квартиры службы в Москве поставили памятник Верещагину.