10 жанров в кино, которые практически вымерли или исчезли полностью

Нуар

Жанры в кино иногда возникают не сами по себе, а потому, что этого требует та или иная эпоха. В 1940-х – 1950-х годах в США все было достаточно мрачно, и благодаря этому родился такой же мрачный жанр под названием «нуар», в котором царят цинизм, жестокость, недоверие и пессимизм. Сцены в таких фильмах обычно происходят ночью, в вечернее время или в слабо освещенных помещениях, камера смотрит на персонажей снизу вверх, саспенс, который был популяризирован Хичкоком, развивается на протяжении всего повествования, персонажи не вызывают особой симпатии, а сюжет ведется нелинейно.

В этом жанре были сняты «Обвиняемая», «Туз в рукаве», «Акт насилия», «Асфальтовые джунгли», «Сильная жара», «Глубокий сон» и множество других картин 40-х и первой половины 50-х годов. Затем, когда напряжение в обществе стало спадать, нуар был вытеснен романтическими и историческими фильмами.

Нуар возродился через два десятилетия и, порой, до сих пор возникает, как неонуар. Его можно отметить в «Бегущем по лезвию», «Городе грехов», «Соучастнике», «Драйве» и «Черной орхидее».

Рисованная анимация

Популярность мультфильмов никогда не ставилась под сомнение. Но вот с поджанрами ситуация иная. В двадцатом веке из-за отсутствия привычной всем сейчас анимации мультфильмы в прямом смысле рисовались. Рисованная анимация представлена и в «Пиноккио», и в «Бэмби», и в «Короле Льве», и в «Кто подставил кролика Роджера», и в «Железном гиганте».
Но затем появились «Шрек» и «История игрушек», которые буквально перевернули жанр мультфильм, задав тенденцию на вытеснение рисованной анимации. При этом это все равно никуда не делась и продолжает появляться то у небольших студий, то у Хаяо Миядзаки.

Вестерны

Отличный пример угасания вестернов показан в фильме «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, в котором персонаж по имени Рик Далтон в исполнении Леонардо Ди Каприо испытывает серьезный актерский кризис из-за упадка вестернов и пытается найти себе в телевизионных сериалах. Вестерны были особенно популярны в середине двадцатого века, но со временем их становилось все меньше, так как зрители устали целыми десятилетиями смотреть на ковбоев в шляпах посреди пустынь. Вестерн при этом является достаточно гибким жанром, и он настолько вцепился в кинематограф, что представить кино без него практически невозможно, поэтому даже в 21 веке есть такие яркие примеры, как «Йеллоустоун», «Дедвуд», «Убийцы цветочной луны», «Поезд на Юму», «Джанго освобожденный» и «Выживший». Однако в сравнении с тем, что было 60 лет назад, вестерн живым жанром назвать можно только с натяжкой.

Мюзиклы

Мюзиклы всегда были весьма узким жанром, который каким-то удивительным образом из театра смог перекочевать в большое кино. Но, что еще более удивительно, так это то, что в 60-х мюзиклам удалось обрести настолько широкую популярность, что они даже не раз оказывались на «Оскаре». Правда, начиная с 70-х, у них началось свободное падение, которое будет продолжаться, пока кино существует, ведь и 2000-е, и 2010-е, и 2020-е отмечаются примерно одинаковым количеством картин этого жанра. Так, самыми яркими представителями в 2000-х были «Мулен Руж!» и Суини Тодд: Демон-парикмахер с Флит-стрит», в 2010-х – «Ла-Ла Ленд», а в 2020-х – «Тик-так, бум!».

Ситкомы

Ситкомы хоть и не относятся к большому кино, но упомянуть их стоит, потому что, пожалуй, каждый зритель видел хотя бы один ситком. Изначально они появились на радио, но через десятилетия перекочевали на малые экраны, где и окончательно закрепились. Трудно выделить лучшее десятилетие для ситкомов, так как они были безумно популярны и в 80-х, и в 90-х, и в 2000-х. Самыми хорошими примерами являются «Друзья», «Офис», «Клиника», «Теория большого взрыва» и другие. В России – это «Кухня», «Отель Элеон», «Универ», «Сваты», «Ивановы-Ивановы». Причем, если в США ситкомы угасают, то в России их продолжают делать беспрерывно, хотя, как и в США, их явно смещают более серьезные сериалы, в которых каждые серии связаны.

Эпические фильмы

Эпические фильмы характеризуются одним лишь своим названием: у них грандиозные масштабы, а длятся они обычно не менее двух часов и нередко превышают целых три часа. Из эпических фильмов самыми популярными являются «Бен-Гур», «Война и мир», «Клеопатра», «Падение Римской империи», «Титаник», «Аватар», «Властелин колец», «Унесенные ветром» и другие. У таких фильмов проблемы были изначально, так как их раздутые бюджеты часто раздувались еще сильнее. Но ситуация усугубилась, когда стали появляться первые телесериалы с меньшими бюджетами и меньшими объемами, но большими просмотрами. Сериал, один сезон которого мог стоить пару-тройку десятков миллионов долларов, по количеству просмотров многократно превосходил трехчасовые фильмы с бюджетами в 200-300 миллионов. На этом фоне эпические фильмы проигрывали, так как они были обычной рулеткой.

Именно поэтому сейчас многие студии не решаются на производство огромных фильмов, и лишь иногда дают шансы тем режиссерам, которые успели себя зарекомендовать, как, например, Джеймс Кэмерон.

Фильмы-катастрофы

Фильмы-катастрофы появились еще в 70-х, но новую жизнь они получили в 90-х, когда стали появляться фильмы не про техногенные катастрофы, а те, что связаны с природой и чем-то внеземным. Тогда, а также в 2000-х, появились «Армагеддон», «День независимости», «Послезавтра», «Война миров», «2012» и другие.

Со временем фильмы-катастрофы просто начали исчезать. В 2020-х уже тяжело вспомнить хоть что-то достойное, кроме голливудской «Гренландии» и российской «Миры».

Пародийные фильмы

Пародийные фильмы в своем первом виде изначально обрекли себя на забвение, так как этот жанр прямо зависит от других фильмов и не может жить без того, что можно высмеять. Когда люди устали смеяться над этим, пародийный жанр пришел в упадок. Однако за годы его существования вышли такие картины, как «Аэроплан», «Голый пистолет», «Робин Гуд: Мужчины в трико», «Самый лучший фильм» и «Очень страшное кино».

Фильмы о зомби

Проследить возникновение того или иного жанра очень тяжело. Непросто найти даже первые успешные фильмы или те, которые хотя бы начали популяризацию. Но вот с фильмами о зомби все просто – основу для них заложил Джордж Ромеро со своими «Ночь живых мертвецов», «Рассвет мертвецов» и другими. Этот жанр сразу же был подхвачен другими режиссерами, благодаря которым появились «28 дней спустя», «Обитель зла», «Зомби по имени Шон», «Репортаж» и ремейк «Рассвета мертвецов». Однако уже в 2010-х ситуация в корне изменилась. Последние достойные фильмы из этого жанра – это «Война миров Z» и «Поезде в Пусан», которые вышли в 2013 и 2016 годах соответственно.

Впрочем, зомби-жанр процветает на телевидении. В нем есть и «Мы все мертвы», и «Ходячие мертвецы» с их спин-оффами, и «Эпидемия», и «Счастье».

Ансамблевые романтические фильмы

Ансамблевые романтические фильмы подкупают зрителей своими актерскими составами. В «Реальной любви» сыграли Хью Грант, Эмма Томпсон, Колин Ферт, Лиам Нисон, Кира Найтли, Алан Рикман и Эндрю Линкольн. В фильме «Немножко беременна» появились Сет Роген, Кэтрин Хейгл, Лесли Манн, Пол Радд, Джона Хилл и Джейсон Сигел. А «Обещать – не значит жениться» может похвастаться Скарелтт Йоханссон, Брэдли Купером, Дженнифер Энистон, Беном Аффлеком, Дженнифер Коннелли, Джастином Лонгом и Дрю Бэрримор.

Было бы опрометчиво предполагать, что ансамблевые романтические фильмы проживут долго, ведь они зависят не столько от романтического жанра, сколько от актеров, которые популярны сразу у двух-трех поколениях. Хью Грант, Колин Ферт, Лиам Нисон, Кира Найтли, Эндрю Линкольн, Пол Радд, Кэтрин Хейгл и многие другие перешли на более серьезные картины. Алана Рикмана, который хотел покорить Голливуд романтическими фильмами, и вовсе уже нет. А какие-то актеры уже просто-напросто не востребованы.

Чтобы ансамблевые романтические фильмы возродились, должно появиться новое поколение романтических актеров, но с учетом того, что романтические фильмы сами по себе находятся в упадке, вряд ли это произойдет в ближайшие годы.

Load More Related Articles