Ее знойная женщина, мечта поэта, стала лучшим воплощением мадам Грицацуевой на экране. А жена Бунша из “Ивана Васильевича…” и сегодня один из самых цитируемых эпизодов знаменитого фильма. Появление Крачковской на экране всегда было ярким, вызывало смех и восхищение.
И дело даже не в объемных формах, а в том, что актриса сумела придать образу комической толстухи ореол трогательной женственности. На премьерном показе фильма “Двенадцать стульев” никому не известной Наталье Крачковской зрители аплодировали не меньше, чем исполнителям главных ролей.
А она, просматривая свои эпизоды, страдала: “Я там такая толстая. Все смеются”. — Не морочьте себе голову, Наталья Леонидовна, — сказал ей Леонид Гайдай. -Катерину в “Грозе” Вам, конечно, не играть. Народ со смеху помрет во время фразы: “Почему люди не летают?” А вот отличная комедийная актриса из Вас уже получилась.
После этого Крачковская сыграла в сотне фильмов, оставаясь все такой же большой и обаятельной. Зрители воспринимали ее не как кинозвезду, а как очень душевного, близкого человека.
В спектаклях, в которых Крачковская играла в последние годы, ее вывозили на сцену в инвалидной коляске. Так полагалось по роли. И хотя в реальной жизни в последние годы актриса тоже передвигалась в коляске, на поклоны к зрителю она вставала и шла сама. И только близкие знали, какой ценой ей это давалось.
Отец Натальи Крачковской — актер камерного театра Леонид Белогорцев был таким же неисправимым оптимистом. И дочь, как она считала, унаследовала его характер. Отец прошел всю войну и погиб в Берлине уже после победы.
Похоронка пришла перед днем рождения Наташи. 24 ноября 1945 года ей исполнилось 7 лет.
Горечь сиротства, острая тоска по отцу, который дарил окружающим вечный праздник, сделали Наташу мечтательницей и фантазеркой. С детства Наташа мечтала сниматься в кино.
Заканчивая школу, она уже твердо решила стать актрисой. Однако это всегда вызывало конфликт с мамой.
Вспомним фильм Сергея Герасимова “У озера”. Роль учительницы в этом фильме сыграла мама Натальи, актриса Московского драматического театра им. Пушкина Мария Фонина.
Она всю жизнь прослужила в театре и лишь изредка получала роли в кино. А потому меньше всего хотела, чтобы дочь, упитанная и курносая Наташа, испытала разочарование на трудном актерском поприще.
-Наташенька, ты пойми. Не надо тебе в артистки. Вот посмотри на себя. Какая ты. Героинь, тоненьких и изящных девочек, ты играть не сможешь. Какой Ромео встанет под балкон, на который выйдет такая Джульетта, — убеждала она свою дочь.
Но Наташа была непреклонна и все-таки подала документы во ВГИК на курс Владимира Белокурова. Конкурс был огромный — больше 250 человек на место. Наташа читала монолог Иванушки-дурачка из сказки “Конек-горбунок”.
Она делала это так задорно, что в финале Белокуров расхохотался: —Вот эту дурочку надо брать!
Наташа была на седьмом небе от счастья, как вдруг произошел несчастный случай.
После того, как 17-летнюю Наташу сбила машина, девушка почти месяц ничего не видела. Зрение восстанавливалось очень медленно и врачи категорически запретили напрягать глаза: никакой учебы, никакого чтения. Наташа не сопротивлялась.
Выйдя из больницы, забрала документы из ВГИКа и устроилась лаборанткой в институт металлургии. Свои университеты влюбленная в кино девушка проходила в массовках на Мосфильме, где ее заметную внешность оценили и в 1959 году пригласили на крохотную роль в фильм “Всё начинается с дороги”.
В том же году она попала к самому Григорию Александрову на съемки комедии “Русский сувенир” с Любовью Орловой в главной роли. Наташе нужно было всего лишь произнести одну фразу. Но у нее ничего не получалось, слишком смущалась.
Любовь Орлова подозвала Наташу на разговор: -Вы почему так зажаты? Вам кажется, что вы слишком толстая в кадре?
Наташа залилась краской. Орлова попала в точку. На фоне изящной кинозвезды девушка казалась себе гигантской и неуклюжей.
Но Орлова сказала: -Вам не надо комплексовать. И уж тем более запомните мои слова: не надо худеть! У вас есть индивидуальность.
Следующий дубль был снят удачно и вошел в фильм.
Через два года после этой съемки у Наташи появился муж. Им стал звукооператор Мосфильма Владимир Крачковский. Они познакомились в Тарусе, на съемках фильма “Половодье”, где Наташа играла доярку Клаву.
Острая на язычок хохотушка очаровала Крачковского настолько, что он, стремясь понравиться своей избраннице, рано утром покупал у деревенских жителей творог, сметану, сливки, свежие булочки. И с таким своеобразным букетом шел к любимой.
Наташа радовалась по-детски. Она росла без отца и эта забота взрослого мужчины, который был старше на 20 лет, тронула ее сердце.
Тогда Наташа и вообразить не могла, что ее муж — не режиссер, не киночиновник, а всего лишь оператор станет ее пропуском в мир звезд экрана.
Их сыну Васе был всего год, когда родители взяли ребенка в Суздаль на съемки фильма “Женитьба Бальзаминова”.
Владимир был звукооператором, а Наталья играла крохотный, но очень характерный эпизод — даму легкого поведения.
В картине есть момент, когда Вицин приходит к сестрам и из большой будки вылезает огромная собака.
В одном из дублей следом за собакой прямо в кадре из будки вылез Вася Крачковский.
Никто не заметил, как он туда забрался.
-Ой, он такой шебутной был. Лет пять ему было. А мы на первом этаже жили. Смотрим, листочки какие-то летят. Оказалось деньги.
Это Вася со своим другом нашли сбережения родителей и пускали самолетики с балкона. Мы с мамой и папой собирали эти деньги. Когда Наталья приехала, и моя мама рассказала ей, что днем творилось, она обомлела просто.
Инна Константинова. Соседка, которая помогала по хозяйству.
В 1966 году Владимир Крачковский, один из лучших звукооператоров Мосфильма, работал с Гайдаем над фильмом “Кавказская пленница”. На съемки в Алушту Крачковский взял с собой жену и сына.
Там, в Алуште, Наталью впервые увидел режиссер Гайдай. Впечатление оказалось незабываемым. Через четыре года он начал подбор актеров для фильма “Двенадцать стульев”.
Но роль мадам Грицацуевой пробовались Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Одна из газет поспешила сообщить, что роль отдана Мордюковой. Худсовет настаивал на Волчек. Но сам режиссер дал задание найти актрису, похожую на жену звукооператора Крачковского.
Звукооператор возмутился и позвонил Гайдаю: -Зачем искать похожую? Наташа сама сыграет.
Вечером Наталья Крачковская прочла, как Ильф и Петров описали мадам: “Природа одарила ее щедро. Тут было все. Арбузные груди, кроткий, но выразительный нос, расписные щеки, мощный затылок и необозримые зады”.
Наташа заплакала и сказала: —Ну разве я такая?
В комедии оказалось много трюков, которые могла бы исполнить дублерша. Но подобрать кого-то, похожую на Крачковскую было просто невозможно. Ей все пришлось делать самой.
Две недели она бегала по лестницам, пока сцену погони не отсняли. Когда надо было спуститься на часах, актрису взялись подстраховать два невысоких худеньких мужчины. “Слава Богу, что я не сорвалась. Они бы рухнули вместе со мной”, — говорила она Гайдаю.
Но падение было. На жесткий пол с ленты транспортера рабочие забыли подложить маты. Актриса сильно ушиблась.
Но именно в этой роли Крачковская родилась как характерная комическая актриса. Снимая свой следующий фильм “Иван Васильевич меняет профессию”, на роль жены управдома Бунши Гайдай уже без сомнения, пригласил Наталью Крачковскую.
Съемки были в разгаре, когда актриса неожиданно заболела воспалением легких и вернулась к работе, похудев на 20 килограммов. Гайдай назначил диету наоборот. Недели хватило, чтобы восстановить пышные формы.
Успех в этой роли был огромным. После съемок у Гайдая она стала самой востребованной толстушкой советского экрана.
А летом 1988 года от сердечного приступа внезапно умер Владимир Крачковский. Наталья в то время была на съемках. Сын Вася жил отдельно, заканчивал институт. Ему и сообщили о случившемся. От сына узнала и Наталья Леонидовна. После похорон она слегла.
Помогли ей подняться коллеги-актеры. Режиссеры часто начали приглашать в эпизоды, лишь бы она отвлеклась от горя. Ее буквально завалили работой. В это время она снималась много и удачно.
В кадре оставалась смешной, а в жизни боль не проходила. Сын вырос и зажил своей жизнью. Оставшись в 50 лет вдовой, она даже думать не могла о том, что кто-то войдет в ее жизнь.
Позже, устав от одиночества, искренне пыталась создать новые отношения. Но обжигалась. Потом плакала и смеялась над собой.
-Что же режиссёры не видят твоих глаз! Для тебя же надо специально сценарии писать, — сказал ей коллега
Утром 28 февраля 2016 года актриса села завтракать. Соседка, которая в последние годы работала у нее помощницей по хозяйству, сварила кашу. Наталья призналась ей: — Что-то сердце сегодня давит.
Но на предложение вызвать “скорую” отказалась. Она не любила суеты по поводу своих болячек.
Наталья Леонидовна тяжело болела уже несколько лет. Сказывались диабет, больное сердце и пережитый инсульт. Но ее возраста и болезней никто, казалось, не замечал. Как только актриса появлялась, вокруг сами собой включались улыбки.
-Уже идти не может, а до последнего ходила. Пока она спустится один пролет, другой — слезы. Но идет. На съемки, на шоу, с театром они куда-то едут.
Плохо себя чувствует, но все равно едет.
Инна Константинова. Соседка, которая помогала по хозяйству.
Днем этого же дня соседка приготовила диетический обед. Но когда пришла пора садиться за стол, между ней и актрисой, как не раз это уже бывало, началась перепалка из-за еды. Крачковской, с ее диабетом и больным сердцем, многое было запрещено.
Однако держать себя в строгих рамках она не могла. И в этот раз потребовала: -Инна, порежь селедочки.
-Наташа, этого нельзя.
-Тебя не спрашивают.
-Сказала тебе, не дам!
-Ты меня все время шпыняешь.
-Наташа, а кто тебе правду скажет? Кто скажет тебе правду?
Под вечер Наталья отпустила Инну домой. Они весь день провели вместе, много разговаривали. Почему-то именно в этот день подробно вспоминали прошлое житье-бытье.
После ухода Инны к Наталье Леонидовне приехала знакомая масссажистка Вера. Актриса пригласила ее остаться ночевать, рассчитывая закатить в отсутствие от строгой Инны небольшой пир.
«У меня два увлечения: я очень люблю готовить и вязать. Я очень обижаюсь, если все не съедают. Так что стараются съедать, а если что-то остается — приезжают на следующий день». Наталья Крачковская
Уже потом Инна заметила, что из морозильника было выложено мясо, утром Наталья с подругой собирались лепить пельмени.
В час ночи в квартире Инны раздался телефонный звонок. Звонила массажистка Вера, которая осталась у Крачковской ночевать. -Инна, зайдите скорее, ей плохо.
Ей действительно было плохо. Инна вызвала Васю, сына, “скорую” и МЧС. В последний день високосного года ее увезли в больницу. Сын поехал с ней.
Когда ее увозили в реанимацию, сыну показалось, что она махнула рукой, словно прощаясь. В сознание от острого инфаркта Наталья Крачковская больше не пришла. Двое суток еще верили, что она победит.
Но Наталья Леонидовна, актриса огромного обаяния, ушла, оставив грандиозный, яркий след в жизни.
Да. За всю свою карьеру она не сыграла главной роли, хотя очень мечтала об этом. Зато она была счастлива.
Как она говорила про себя: —Я 150 килограммов чистого счастья.