На страницах этого канала по разным поводам регулярно случаются стычки крайней степени интенсивности, в которых читатели выражают свое несогласие с мнением автора. Особенно сильно в свое время мне досталось за неприятие Вина Дизеля как актера – на мой взгляд, отсутствие у него артистического таланта очевидно, но аудиторию устраивают те роли, которые он исполняет, а значит, кто я такой, чтобы его критиковать. Однако, при всем этом, я всегда выделял менеджерский дар Дизеля – он отлично выбирает для себя проекты, на него работает несколько франшиз, он способен создавать команды единомышленников не только в кадре, но и за пределами съемочной площадки. И в этом ракурсе кейс Ван Дамма и «Форсажа» выглядит совершенно иначе…
Напомню, что не так давно в одном из интервью звезда «Универсального солдата» и «Кровавого спорта» Жан Клод Ван Дамм рассказал о том, что студия Universal в какой-то момент была заинтересована в его появлении во франшизе «Форсаж». Актер уверяет, что его возможное участие в знаменитой серии фильмов было с воодушевлением принято всей производственной командой, кроме одного человека – против выступил Вин Дизель. Казалось бы, силы неравны, но, как мы знаем, бельгиец в «Форсаж» не попал», и это довольно интересный для изучения сюжет.
К сожалению, в интервью не был указан год, в котором это предложение возникло, но по ряду косвенных причин можно предположить, что контакт состоялся после выхода, как минимум, четвертого фильма серии – раньше Дизель просто не имел достаточного веса, чтобы диктовать условия или ветировать чужие решения. Кроме того, Ван Дамм не указывает, на какую роль его звали – а это ведь тоже крайне важно для восприятия общей картины. Автомобильные приключения семьи Торетто не назовешь особенно сбалансированным произведением, но и в нем очевидна кропотливая работа над образами, взаимоотношениями и ситуациями. И «лишние» люди здесь могут серьезно навредить.
Полагаю, многих воодушевила внезапно возникшая возможность представить себе «Форсаж» с Ван Даммом – я и сам люблю придумывать альтернативные вселенные, начинающиеся со слов: «Что было бы, если бы…». Но в данном случае в первую очередь любопытно понять, чем руководствовался Дизель, когда высказывал свое категорическое «Нет!» В «Форсаже» ведь нет никакого внутреннего запрета на появление новых персонажей, в том числе сыгранных заметными актерами и актрисами. Кто-то появлялся на один небольшой эпизод, кому-то достался целый фильм, а кто-то стал полноценной частью Семьи или ее постоянным противником. Неужели нельзя было принять в компанию Ван Дамма? Оказывается, нельзя. И у меня есть три весомых аргумента.
«Форсажу» не нужна ностальгия
Первая и наиболее очевидная причина – возраст и послужной список Ван Дамма. Безусловно, миллионы зрителей относятся к нему с большой симпатией, но строго говоря, лучшие его дни и самые запоминающиеся роли давно позади. Как я уже отметил, «Форсаж» никогда не страдал от недостатка новых лиц в кадре, и нужно отдать должное авторам – они не делали ставку на ветеранов, а продвигали звезд сегодняшнего дня. От Тайриза Гибсона до Галь Гадот, от Шарлиз Терон до Джона Сины, от Скотта Иствуда до Джеймса Момоа – за руль крутых тачек усаживаются исключительно актуальные актеры. О Скале или Стэтеме и говорить не нужно – эти двое вообще находятся на вершине карьеры. Что в этой компании делать «пенсионеру», пусть и с регалиями, решительно непонятно.
Тем более, что опыт у авторов франшизы имеется – Курт Рассел, звезда «Побега из Нью-Йорка» и «Нечто», крутых боевиков из 1980-х и 1990-х, в свое время отказался от работы в «Неудержимых» ради роли в «Форсажах». Его Мистер Никто появился в «Форсаже 7» и даже выполнил какую-то существенную сюжетную функцию, однако ни в драках, ни в перестрелках, ни в погонях этот персонаж не участвовал. Старикам везде у нас почет, но когда дело доходит до экшена, семья предпочитает оставить ветеранов в теплом безопасном месте. Ван Дамм, вероятно, много энергичнее, физически подготовленнее и активнее Рассела, но нашлось бы для него место в «цветнике» актеров, которые младше его на 15-20 лет? Да и аудитория у бельгийца совсем другая. Ему место в банде наемников Сильвестра Сталлоне или в стариковских комедиях с Морганом Фриманом.
Это вам не «Неудержимые»
Раз уж я вспомнил «Неудержимых» Сталлоне, нужно отметить и вторую весомую причину отказа. Еще раз оговорившись о том, что мы не знаем, когда Ван Дамму было сделано предложение присоединиться к касту «Форсажа», стоит понимать, что Вин Дизель всегда старался дистанцироваться от любых других голливудских боевиков. Появление Ван Дамма означало бы дополнительное к уже имеющемуся Джейсону Стэтему проникновение в «Форсаж» актера из «Неудержимых». Два «связующих звена» – это уже перебор, тем более что две киносерии и без того не сопоставляет только ленивый. «Неудержимые 3» и вовсе подверглись массированной критике за обилие сцен с гонками и погонями – Сталлоне и Ко обвиняли в подражании «Форсажу», и Дизелю ни к чему было подливать масло в этот пожар.
Да, Жан Клод появился только в одной картине о Барни Россе и его команде, но безусловно стал самым ярким событием не только второго фильма, но и, возможно, всей франшизы – зритель неминуемо стал бы сравнивать «Неудержимых» и «Форсаж», если бы Ван Дамм засветился в обоих проектах. А Вин очень не любит, когда его сопоставляют с конкурентами – это можно понять по тому, как он яростно защищает все свои проекты: от «Риддика» по «Последнего охотника на ведьм», и от «Бладшота» до «Трех иксов». В былые времена стоило журналистам на интервью задеть тему вторичности сюжетов и образов в этих картинах, как актер переходил в контрнаступление. Ничего плохого в этом нет, и абсолютно очевидно, что Вин был против того, чтобы у стороннего наблюдателя появлялся дополнительный повод сопоставить «Форсаж» и «Неудержимых». Ради этого стоило отказать Ван Дамму.
Конкуренция – лишняя головная боль
Наконец, третья причина – последняя по счету, но не последняя по значению. При всем разнообразии приглашенных в «Форсаж» именитых актеров, невооруженным глазом видно, насколько дозировано Вин Дизель пускает их в кадр. Гибсона, Лудакриса и Кана Дизель актерами, кажется, не считает, поэтому в их отношении не особенно беспокоится, а вот с рыбами покрупнее Вин ведет себя иначе. С Дуэйном Джонсоном он спровоцировал вражду и вытеснил Скалу сперва на второй план, а потом и за пределы истории. Люка Эванса и Джона Сину быстро пустили в расход. Джейсон Стэтем был отправлен в злодеи и лишен всякой зрительской симпатии. Вин Дизель никому не оставляет места возле себя. Полагаю, что и Полу Уокеру не поздоровилось бы в восьмом фильме, просто судьба распорядилась по-своему.
И в этом тоже нет ничего плохого – для артистической натуры вполне логично бороться за каждую дополнительную минуту в кадре, за каждый крупный план, за каждую ступеньку вверх в открывающих и финальных титрах. Учитывая, что Дизель уже достаточно давно дирижирует «Форсажами», его подбор «спарринг-партнеров» вполне логичен. Это только мне, возможно, кажется, что Ван Дамм Дизелю не конкурент, а Вин вполне мог посчитать иначе (мы, опять же, не знаем, что за роль была предложена Жану Клоду) – и перестраховался. Благо, зритель не особо задается вопросами вроде того, куда делся герой Скалы, или зачем было убивать персонажа Сины, аудиторию больше интересует экшн. В этом экшене Вин Дизель долгое время находится на вершине, и потрясения ему ни к чему.
Повторюсь, с точки зрения маркетинга, Вин действует крайне эффективно и рассудительно – он не допускает ненужных сравнений и пересечений, понимает запросы аудитории и четко отслеживает свой собственный уровень популярности в ряду остальных актеров франшизы. Это высочайший уровень для опытного агента или матерого продюсера – тут я снимаю шляпу. Однако, и снова повторяюсь, великим актером эти менеджерские решения Дизеля не делают. Да даже заурядным не делают – артист он ниже среднего, и как раз патологическое отсутствие у него умения перевоплощаться влечет за собой решения по отбору потенциальных коллег. Дизель не потянет прямой и равной конкуренции даже с Ван Даммом – от того и ставит свое «вето».
Вы, разумеется, не обязаны разделять со мной это мнение – оценки талантов во многом дело субъективное и даже предвзятое.