Сойти с ума из-за погружения в роль — большинству нынешних артистов это не грозит! Во-первых, не погружаются, а просто говорят текст по очереди, а во-вторых, почти нет тех, кто истинно служит профессии, а не просто красуется, набивая карманы. Но есть мнение, что почти все действительно хорошие и настоящие актёры страдают от тех или иных психических отклонений. Актёрская профессия подразумевает проживать чужие жизни и чувства, а это может наложить серьёзный отпечаток на психическое здоровье. Поговорим об актёрах с отклонениями психики и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, эта тема ещё со времён театрального института волнует меня. Я видел огромное количество очень талантливых студентов, которые как только брали в руки текст, уже перевоплощались в другого человека. Смотреть на их игру было большим удовольствием, но некоторые из них были, как говорится, не от мира сего. Конечно, есть актёры, которые только изображают свою гениальность, напускают флёр загадочности вокруг своей персоны, что-то наигрывают в жизни и следуют известной фразе Александра Абдулова: «Не знаешь как играть — играй странно, и можешь сойти за гения». О таких артистах мы говорить с вами не будем, как и о тех, кому действительно необходима помощь специалиста, как Алексею Панину.э, например. Начнём с коротенькой истории со съёмок.
На втором курсе института я играл эпизод в сериале. Приехал на съёмочную площадку и меня отправили репетировать сцену с прекрасным актером Валерием Бариновым. Сцена очень простая — маленький диалог, в котором он меня отчитывает за то, что я ему принёс не те бумаги (играл его помощника). Мы быстренько прочитали текст и решили попробовать сыграть без бумажек. И тут я действительно испугался. Его лицо покраснело, голос изменился, всё тело задрожало и он так меня отчитал, что я сам затрясся. Потом Валерий Александрович выдохнул, извинился и отошёл в сторону. Я видел как он ещё минут 15 приходил в себя. А во время съёмки этой сцены, он повторил сцену раз в 10 эмоциональнее. После чего он просто сидел на кушетке и смотрел в одну точку долгое время.
Режиссёр и вся съёмочная группа зааплодировали Баринову, а я просто стоял после съёмки и не понимал как он так быстро включается и играет на разрыв, не щадя себя ни на секунду, А вот ребята — постановщики тихо посмеивались, называли его сумасшедшим и в таком духе. Я запомнил эту съёмку на всю жизнь, как пример истинного погружения в профессию. Я потом обсуждал Валерия Баринова со своими педагогами и они мне сказали, что он всегда влетает роль, теряет самого себя во время игры, но потом долго не может выйти из образа. Это мешает ему в жизни, он вспыльчив и часто вылетает из реальности, но на сцене и в кадре он прекрасен!
Станиславский и Чехов (Михаил) писали, что актёр должен уметь чувствовать грань между персонажем и собой, не заигрываться до потери реальности, а не то можно даже навсегда потерять самого себя и сойти с ума. Марина Неёлова рассказывала как она однажды почувствовала на сцене, что теряет себя, начинает думать мыслями своей героини и перестаёт чувствовать опасность. Тогда она решила снизить градус погружения и искренне испугалась.
Вообще, многим зрителям часто думается, что артисты сумасшедшие и страдают от психических отклонений. Но честно вам скажу, что абсолютное большинство играет на органике, особо не погружаясь в роль. Глядя на наше кино, это заметно невооружённым глазом. Да и играть в большинстве нынешних сценариев — нелогичных, плохо написанных и неглубоких — не нужно быть гением. А вот те, кто действительно погружается, иногда страдают. Так, например, Виктор Сухоруков даже проходил лечение в психиатрической клинике после роли в фильме «Про уродов и людей». Он тоже рассказывал что изменился, начал думать как его герой, у него полностью изменилось поведение, манеры и сны он видел не свои. А мой товарищ по институту настолько зарепетировал роль Мышкина в «Идиоте» Достоевского, что обращался к психотерапевту. Он рассказывал, что его больше ничего не заботило в жизни, что не хотел ни с кем разговаривать и видеть свою жену.
У меня тоже было что-то подобное после роли Феликса в спектакле «Скользящая Люче». Я не мог отделаться от грубой манеры в речи и цинизма моего персонажа, которым я себя пропитывал для роли. В таких случаях нужно полностью отключиться от работы, можно посмотреть кино или пообщаться с компанией друзей. Кому-то помогает выпивка, но я этого не одобряю. Считаю, что такой способ — путь в никуда.
Многие наши великие актёры были не от мира сего. Но были и те, кто действительно имел некие психические отклонения. Например, Олег Даль любил общаться сам с собой и со своими персонажами. Имел вспыльчивый и переменчивый нрав. Игорь Кваша рассказывал как на гастролях Даль спокойно сидел за столом, а потом резко перевернул стол, наорал на всех и ушёл всю ночь бродить под дождём. Нашли его смеющимся и напевающим какую-то песню. А потом он выдохнул и начал общаться как ни в чём не бывало. Но на сцене и в кино они показывали настоящую жизнь.
А Иннокентий Смоктуновский мог просто вылетать из жизни и отключаться от всего. Общается с человеком, а потом, вдруг, «зависнет» и выпадет из реальности со стеклянным взглядом в одну точку. Сейчас мало таких артистов, но появилась странная новая мода — прикидываться странным и сумасшедшим. Я много раз видел, как артисты нарочито изображают свои отличия от остальных. Не понимаю только зачем. Хорошему актёру это не надо, да и некогда — он занят делом.