Великий режиссёр Мартин Скорсезе всегда славился своими гангстерскими работами или другими картинами, ставшими впоследствии знаменитыми. Но именно криминальная драма «Отступники», выпущенная в 2006 году,стала его особенным фильмом во многих аспектах.
Вы на канале KINOPORTAL, и я хочу рассказать вам историю создания этой картины, ставшей впоследствии культовой и у зрителей, и даже у самых строгих кинокритиков.
Гонконгский оригинал и начало работы над сценарием
Наверно, многим из вас известно, что «Отступники» — ремейк гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка», вышедшего в 2002 году. Данный фильм пользовался особым успехом во всём мире, и американские боссы различных киностудий быстро им заинтересовались, ведь его основной сюжетный мотив можно было бы неплохо пересказать для американского зрителя. Поэтому вскоре кинокомпания «Warner Bros.» приобрела права на ремейк «Двойной рокировки» за 1 750 000 долларов.
Сценарий к будущему фильму доверили написать Уильяму Монахэну, тогда не самому известному автору в Голливуде. Хотя в начале 2000-ых он создал уже текст, который позже используют для фильма «Царство небесное» (2005 г.) Ридли Скотта. Но это совсем другая история, а пока Уильям начинает работу над адаптацией гонконгского оригинала.
Теперь напомню вам кратко сюжет фильма: Билли Костиган (Леонардо ДиКаприо) и Колин Салливан (Мэтт Деймон) — 2 лучших выпускника полицейской академии, которые вскоре оказались по разные стороны баррикад. Салливан становится агентом мафии в рядах полиции штата, а Костиган — «кротом», внедрённым в ту самую мафию.
Начинается двойная игра, где каждый старается всеми силами обнаружить и уничтожить противника, но у них обоих вскоре всё выходит из-под контроля…
Главное, что сделал Монахэн,— перенёс действие ремейка в город Бостон, США, а также придумал, чтобы многие основные отрицательные персонажи были из ирландской мафии. И это всё было неслучайно. В Бостоне до сих пор проживает большое количество потомков ирландских эмигрантов, которые переехали в Америку ещё во времена «Великого голода» (1845-1849 г.).
Но со временем из-за трудностей на новом месте некоторые из них осознанно становились бандитами и убийцами. И главный пик бандитизма ирландской мафии пришёлся на вторую половину 20-го века.
Монахэн решил уделить этой детали особое внимание в своём сценарии, не забывая и про основную историю. Прототипами двух главных отрицательных персонажей картины являются реально существовавшие люди. Прототип Фрэнка Костелло (его сыграл Джек Николсон) — босс ирландской мафии Бостона Джеймс Балджер, которого пытались поймать долгих 16 лет. Прототипом Колина Салливана (Мэтт Деймон) послужил бывший агент ФБР Джон Коннолли, поддерживавший особые связи с ирландской мафией.
Скорсезе, нуарное кино и название со смыслом
Когда сценарий Монахэна попал в руки именитому Мартину Скорсезе, тот сразу загорелся желанием снять это кино. Позже режиссёр признавался, что одна из главных причин, из-за которой он согласился на постановку фильма, заключалась в том, что сценарий сильно напомнил ему одну из его самых любимых кинолент — ч/б нуар «Белая горячка» (1949 г.). Её сюжет рассказывал о полицейском под прикрытием, который внедрился в опасную банду. Также Скорсезе особо хотел снять картину, действие которой будет происходить в настоящем времени, ведь такое в его карьере случается нечасто.
Интересно, что только после согласия на съёмку фильма Скорсезе понял, что он будет снимать ремейк. Поначалу Мартин даже слегка расстроился этому, но в итоге он сам понимал, что перед ним особый проект. К тому же режиссёр решил не смотреть оригинальный гонконгский фильм, чтобы сосредоточиться только на своём видении истории.
Скорсезе однажды рассказал, что чувствует особое родство с ирландским народом и сильно интересуется их поэзией и прозой. Вот что сам режиссёр говорил про своё кино:
«Я знаю кино Гонконга. Я чувствовал, что то, что они делают, — хорошо, а я не могу это сделать. Я должен был найти свой собственный путь, и я думаю, сценарий Билла (Уильяма) открыл этот путь. Я думаю, в миниатюре он описал людей: кто эти люди, как они вели себя, какой язык они использовали — суммировал это всё. История о доверии и предательстве, только поставленная в контекст ирландского католического мира Бостона — родственный характер народов мира, который он изображает…».
Кстати, почему фильм имеет название «The Departed»? В прямом переводе на русский это слово означает «ушедший» или даже «отплывший» (в значении судна). Также в Америке есть устойчивое выражение «Dear departed» (что-то вроде «усопший»), которое является стандартным обращением к покойному на похоронах. Возможно, в этом тоже кроется некий символизм, означающий, что почти каждый герой фильма уже обречён на определённый исход.
Подбор актёров, съёмки и крупный бюджет
Сценарий готов, режиссёр выбран, теперь осталось подобрать актёров. Скорсезе снова после «Авиатора» (2004 г.) хотел поработать с Леонардо ДиКаприо, но тот должен был сыграть главную роль в фильме «Ложное искушение» (съёмки которого шли одновременно со съёмками «Отступников»). Но, увидев интерес Скорсезе к себе, ДиКаприо отказался от той картины и согласился на роль Билли Костигана здесь. Он даже специально набрал 7 кг мышечной массы к началу съёмок.
Вообще между «Ложным искушением» и «Отступниками» много общего. Главную роль в первом фильме сыграл Мэтт Деймон, который тоже появляется в «Отступниках». Также режиссёр «Ложного искушения» Роберт Де Ниро отказался от предложенной ему роли капитана Куинана, чтобы полностью сосредоточиться на своём фильме. Куинана в итоге сыграет Мартин Шин, всегда мечтавший поработать со Скорсезе.
Мартин Скорсезе хотел пригласить на роль босса мафии Фрэнка Костелло самого Аль Пачино, но актёр отказался. Тогда режиссёр переключил всё внимание на Джека Николсона, но тот тоже первоначально отверг предложение сниматься в данном фильме. И только после личной встречи с Мартином Скорсезе и Леонардо ДиКаприо, Николсон согласился сыграть Костелло.
Джек Николсон тогда сказал режиссёру, что ему надоело сниматься в одних комедиях и он снова хочет сыграть настоящего злодея. Ещё известно, что Мартин Скорсезе не ограничивал Джека в импровизациях, а также разрешил ему переписать диалоги своего героя, доверяя огромному опыту актёра. Так, например, забавная сцена в кинотеатре или когда Костелло достаёт пистолет и наставляет его прямо на персонажа ДиКаприо — это всё чистая импровизация Николсона.
Изначально Брэд Питт должен был сыграть Колина Салливана, к тому же он следил за проектом с самого его зарождения. Но позже актёр ушёл сам сниматься в картину «Вавилон» (2006 г.). Тогда на роль Салливана взяли Мэтта Деймона, который ради подготовки к роли проводил много времени в настоящем полицейском участке и даже выезжал на экстренные вызовы.
Марк Уолберг с удовольствием согласился исполнить роль сержанта Дигнама. Для этого образа актёр вспоминал личный опыт, потому что в юности его арестовывали множество раз, и он знал, как ведут себя реальные копы.
Скорсезе хотел, чтобы роль психолога Мэдолин сыграла известная актриса, поэтому предлагал участие в своём фильме Кейт Уинслет, Хилари Суонк и Эмили Блант. Но все они отказались, поэтому роль решили отдать Вере Фармига.
Техническим консультантом на проекте был Том Даффи. Он почти 30 лет проработал в полиции и боролся с организованной преступностью. Именно Даффи принимал участие в поимке того самого криминального босса Джеймса Балджера, образ которого частично лёг в основу Фрэнка Костелло (Джек Николсон).
Особое внимание Мартин Скорсезе уделил созданию саундтрека к фильму. Специально для этого были приглашены многие известные группы и исполнители. Саундтрек содержит две различные версии: оригинальную, на которой есть песни всех исполнителей, принимавших участие в записи, и отдельный альбом, записанный композитором Говардом Шором.
В оригинальной версии есть такие песни: «Gimme Shelter» — «The Rolling Stones»; «Comfortably Numb» в исполнении Роджера Уотерса и Вана Моррисона; «I’m Shipping Up to Boston» — главная песня фильма бостонской панк-рок-группы «Dropkick Murphys». Что ж, сразу чувствуется музыкальная мощь этой картины.
Но от песен перейдём непосредственно к съёмкам фильма. Они прошли весной 2005 года. И всё было слишком хорошо — ни скандалов, ни каких бы то ни было серьёзных проблем у создателей не случилось. Хотя было кое-что. Действие «Отступников» происходит в Бостоне, но почти все съёмки прошли на самом деле в Нью-Йорке. Это было сделано из финансовых соображений, потому что в Бостоне было просто дороже снимать кино.
Кстати, по словам Мартина Скорсезе, первоначально его лента должна была стать малобюджетной, но когда в ней появилось множество знаменитых актёров, то бюджет увеличили до 90 млн долларов. Больше половины всего бюджета ушло на гонорары: например, только один Леонардо ДиКаприо получил солидные 20 млн.
Успех на «Оскаре» и культовый статус
В итоге фильм собрал 291,5 млн долларов по всему миру, став самым коммерчески успешным фильмом Мартина Скорсезе на тот момент. Такие сборы боссов «Warner Bros.» очень даже порадовали.
После выхода фильма «Отступники» в прокат он был высоко оценён и зрителями, и кинокритиками. Например, известный американский критик Роджер Эберт поставил картине четыре звезды из четырёх, похвалив Скорсезе за самобытную историю, за которой следишь, не отрываясь, и совсем забываешь об оригинале.
Фильм получил 6 номинаций на «Золотой глобус» в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая мужская роль» (Леонардо ДиКаприо), «Лучшая мужская роль второго плана» (Джек Николсон и Марк Уолберг) и «Лучший сценарий». Однако лишь в одной номинации ленте удалось получить приз — за «Лучшего режиссёра».
Поэтому «Отступники» не считались особо главным фаворитом на премии «Оскар» 2007 года, хоть фильм и получил 5 номинаций. Но он выиграл в четырёх категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» (Мартин Скорсезе), «Лучший адаптированный сценарий» (Уильям Монахэн) и «Лучший монтаж» (Тельма Скунмейкер). Только Марк Уолберг проиграл в «Лучшей мужской роли второго плана».
Помимо упомянутых премий, существует ещё более длинный список не менее достойных кинонаград и номинаций, которые были получены «Отступниками». Но особо радует то, что Мартин Скорсезе получил наконец-то свой первый и пока единственный «Оскар». Он к этому шёл долго и немного даже символично, что статуэтку режиссёр отхватил за снятый им ремейк.
Фильм получил признание,и во многом это было неожиданностью даже для самого Скорсезе. Он позже говорил, что снимал это кино, даже не думая о всевозможных премиях, его просто заинтересовала данная история.
Скажу своё мнение: «Отступники» — это отличная криминальная драма, которая и по сей день не теряет своей мощи. Сценарий фильма, режиссура, актёрские работы, музыка, монтаж — всё было выполнено на самом высоком уровне. История, показанная Скорсезе, совсем немного, но дублирует гонконгский оригинал. И всё-таки эти фильмы отличаются друг от друга.
«Отступники» кроме яркой картинки и отличной динамики дают также зрителю о многом подумать. Мы увидели насыщенную и непредсказуемую историю о безграничной человеческой лжи и её, зачастую, печальных последствиях. Скорсезе не был бы Скорсезе, если бы не вкладывал в свой каждый фильм (будь хоть это обычное гангстерское кино) глубокий смысл. В этом и кроется успех «Отступников» — эта картина прекрасно подходит и вполне понятна любому зрителю.
И, конечно, стоит отдать должное «Двойной рокировке». После ремейка как-то сильнее воспринимаешь особую силу гонконгского оригинала. Но вот какой фильм всё-таки из них лучше — решать вам.
Ну и ладно.