Ее выгнали с актерского факультета, за то, что студентка-третьекурсница сыграла одну из лучших ролей в истории отечественного кино. И не исключено, что главная красавица тогдашнего кинематографа пострадала из-за своего именитого мужа-однокурсника.
Народная артистка РФ Татьяна Евгеньевна Самойлова (1934-2014) прожила ровно 80 лет. Родилась и ушла в мир иной в один и тот же день – 4 мая. После первого триумфа на экране ей прочили блестящее будущее, а она сыграла всего в девяти советских фильмах и рассталась с кинематографом.
Зато зрители так и не увидели, как старела одна из самых ярких актрис Советского Союза. В редких эпизодах в российском кино начала 2000-х ту самую Веронику из душераздирающей ленты «Летят журавли» или Анну Каренину из одноименного фильма, уже никто не узнавал.
Она четырежды была замужем, родила сына, но свои последние годы провела в одиночестве и забвении.
Татьяна Самойлова родилась в семье будущего Народного артиста СССР Евгения Самойлова (1912-2006), прославившегося в фильмах сталинской эпохи («Щорс», «Сердца четырех» и др.). Как и многие актерские дети, юная Таня все свободное время проводила за кулисами, ходила на все спектакли и на все фильмы своего отца и уже с раннего детства мечтала только об одной профессии.
На решение стать актрисой не повлияли ни годы занятий (с третьего класса), ни серьезные достижения в балетной студии. Преподаватели убеждали ее совершенствоваться дальше, видя прекрасные задатки балерины, но Татьяна мечтала играть драматические роли, а не танцевать.
Во все времена абитуриенты, готовые пройти конкурсы в 100 человек на место, подают документы сразу в несколько театральных вузов Москвы. Не повезет в одном, всегда будет шанс исправиться в другом. Тем более творческую программу (стихи, басни, песни, пляски) готовишь одинаковую для всех приемных комиссий.
19-летняя Татьяна Самойлова в год смерти Сталина подала документы в Школу-студию МХАТ, Театральное училище имени Щепкина при Малом театре и Театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова.
В мхатовской альма-матер она могла бы учиться на одном курсе с Олегом Табаковым, Валентином Гафтом и Евгением Урбанским, но решающий творческий тур на вступительном экзамене закончился провалом. Творческие номера, которые Татьяна подготовила заранее, педагогам Школы-студии МХАТ пришлись по душе, но они предложили девушке импровизационный этюд – кричать «Пожар», «Горим» и т.д., как будто она стала жертвой настоящего пожара.
Вчерашняя школьница и несостоявшаяся балерина растерялась, и вообще не смогла что-либо прокричать. Как вспоминал Валентин Гафт из аудитории Самойлова «выскочила на лестницу и горько рыдала, с ней была просто истерика».
Забраковали будущую звезду советского кино и в Щепкинском училище. В интервью 2004 года Татьяна Евгеньевна рассказывала, что приемная комиссия не впечатлил ее голос: слабоват для выступления на сцене. А так могла бы учиться с Юрием Соломиными, Романом Филипповым и Алексеем Эйбоженко на одном курсе.
Правда, в этот раз Татьяна Самойлова не плакала. Девушку уже зачислили в Щукинское училище. Вахтанговцам понравилась ее пластичность и балетная грация.
Курс Щуки 1953-1957 гг. стал фактически курсом одного актера – Василия Ланового (1934-2021). А всего дипломы получили 16 выпускников, из которых только самые преданные поклонники советского кино вспомнят еще несколько фамилий.
Одногодки Татьяна и Василий сразу почувствовали обоюдную симпатию. Вместе сидели на лекциях, дуэтом репетировали отрывки из спектаклей, вдвоем гуляли по ночной Москве. Татьяна Евгеньевна потом расскажет, что Лановой стал ее первой любовью и первым мужчиной. В 1956 молодые люди расписались и стали жить у родителей Татьяны.
Их брак продлился всего два года. И это тема отдельной истории. Но впервые им придется расстаться сразу после свадьбы. Расстаться в родном вузе…
Обычно в театральных институтах в советское время студентам запрещали сниматься в кино. Нарушителям грозило отчисление, и подобных примеров среди звездных артистов немало. Но многие режиссеры, в поисках новых лиц обязательно посещали студенческие курсовые спектакли, а потом хитростями и уговорами заманивали талантливых юношей и девушек в свои фильмы. Использовали административные рычаги (через руководство киностудий, через комсомол) или личные отношения с ректорами и деканами вузов.
Василий Лановой еще на первом курсе дебютировал с главной роли в картине «Аттестат зрелости». А следом получил роль Павла Корчагина в экранизации романа «Как закалялась сталь». Даже всесильный ректор Щукинского училища Борис Захава (1896-1976) не мог запретить Лановому сниматься в такой картине, хотя и пытался. Старый вахтанговец не был завистником или врединой, просто прославленный театральный педагог искренне верил, что актерская слава до завершения обучения, до постижения всех тайн актерской профессии, студентам противопоказана.
Татьяна Самойлова впервые оказалась на съемочной площадке тоже первокурсницей. А в 1956 году ее утвердили на главную женскую роль в будущий фильм «Летят журавли». Едва Захава узнал об этом, как тут же последовал приказ об отчислении студентки-третьекурсницы (всего учились 4 года).
Татьяне вменяли несдачу экзаменов и зачетов, которые она пропустила по состоянию здоровья. У девушки действительно были серьезные проблемы с легкими, она перенесла операцию, восстанавливалась в санатории. Но вместо того, чтобы наверстывать упущенное, студентка подписала договор на новые съемки.
Известно, что Борис Захава пытался запретить Василию Лановому сниматься в фильме «Павел Корчагин», даже писал письма в Министерство культуры, объясняя, почему студентам нельзя доверять роли в кино. Его доводы чиновники от кинематографии проигнорировали.
Так может быть, демонстративное отчисление Татьяны Самойловой было не только делом принципа, а своего рода местью «неприкасаемому» студенту? Не можешь выгнать Ланового, тогда отыграемся на его жене?
Татьяна Самойлова осталась без диплома, но зато стала мировой звездой. Ей рукоплескали Канны и миллионы иностранных зрителей. После европейского триумфа фильма «Летят журавли», факт отчисления из театрального вуза звездной актрисы просто позорил советское кино.
Татьяна Евгеньевна заканчивала обучение заочно, в четвертом театральном вузе столицы ГИТИСе – Государственном институте театрального искусства. В 1959 году после долгих мучений наконец-то получила диплом об актерском образовании.
В самом разгаре шли съемки в фильме «Неотправленное письмо», но теперь никто не мог запретить ей сниматься в кино…