Откуда взялись зелёные дети Вулпита, где похоронен Чингисхан и как в музейную диораму попал настоящий череп.
1. Кем на самом деле был Жеводанский зверь
C 1764 по 1767 год на севере графства Жеводан во Франции нечто или некто совершило порядка 250 нападений на местных жителей. 123 жертвы были жестоко убиты, 51 покалечена — точные цифры были зафиксированы в церковно‑приходских книгах. И до сих пор неизвестно, кто оказался способен на такие зверства.
Немногочисленные выжившие описывали некое создание, напоминающее волка, но размером с лошадь. У него якобы был длинный хвост с кисточкой, как у льва, и вытянутая морда с клыками, напоминающая голову борзой собаки. Зверь мало обращал внимания на домашний скот, но нападал на людей, особенно на женщин и детей.
Первой зафиксированной жертвой Жеводанского зверя 30 июня 1764 года стала четырнадцатилетняя девочка по имени Жанна Буле. В течение следующих двух месяцев он убил ещё 11 человек.
Ни капканы, ни западни, ни волчьи ямы, ни отравленная приманка не помогали остановить чудовище. Монстр играючи обходил все ловушки, и даже организованные по приказу короля Людовика XV масштабные облавы не принесли результата. С каждой неудачей охотников суеверные крестьяне только укреплялись в своих подозрениях: Жеводанский зверь — не просто волк, а оборотень, неуязвимый для обычного оружия.
Организовавшие охоту на чудовище стрелки и драгуны под командованием версальского лейтенанта Франсуа‑Антуан де Ботерна уничтожили 1 200 волков. Однако убийства продолжались.
Но однажды некий охотник Жан Шастель, вооружившись Библией и серебряными пулями, отправился в лес, выследил Зверя и пристрелил его. Из монстра сделали чучело и привезли королю. Только оно так воняло, что Людовик XV приказал выбросить его.
На этом убийства вроде как закончились, однако в истории Жана Шастеля сразу нашли много несостыковок. Тем более что представленное им чучело подозрительно смахивало на его охотничьего мастифа.
Как бы то ни было, историки до сих пор не знают, что из себя представлял Жеводанский зверь. Может, это был большой волк или даже несколько волков. А возможно, из королевского зоопарка сбежал лев, и именно поэтому очевидцы рассказывали о кисточке на хвосте?
Или то была эндемичная пещерная гиена — по описанию похоже, за исключением размеров. Наконец, есть и более безумная теория: убийства мог совершать маньяк или группа грабителей, натравливающих на жертв агрессивного пса.
2. Где захоронен Чингисхан
Согласно легенде, владыка Монгольской империи приказал, чтобы его похоронили без почестей и памятников. Так что где находится гробница Чингисхана и что в ней лежит интересного, до сих пор, к сожалению, неизвестно современной науке.
В летописи «Сокровенное сказание монголов» записан точный год смерти повелителя кочевников — 1227‑й (если перевести с китайского летоисчисления), но не сказано, где находится место его последнего упокоения.
Марко Поло в своих хрониках написал, что императора монголов похоронили 2 000 рабов, построивших ему мавзолей. А потом солдаты их убили. После чего другая группа воинов убила солдат, охранявших строителей. Ну а затем третья группа убила вообще всех, а потом и себя. Так все, кто мог знать, где лежит хан, отправились вслед за ним на очную встречу с Тенгри — верховным монгольским божеством.
Звучит впечатляюще, но непонятно, где Чингисхан нашёл столько готовых совершить харакири психопатов.
Современные историки полагают, что хан был похоронен где‑то в окрестностях горы Бурхан Халдун. Это священное для монголов место, где традиционно погребали самых знатных правителей кочевников. Но точное расположение усыпальницы неизвестно археологам и по сей день.
3. Откуда взялись зелёные дети Вулпита
В XII веке в Англии, в деревне Вулпит, что в графстве Суффолк, произошло необъяснимое событие. Как‑то раз тамошние крестьяне нашли в поле двух потерявшихся детей, которые, как позже выяснилось, приходились друг другу братом и сестрой. Им было лет по 12 или около того. И они не могли объяснить, откуда пришли и что с ними произошло, так как говорили на непонятном языке.
Но самая главная странность Вулпитских детей заключалась в их внешности. У них была зелёная кожа.
В записях тамошних монахов и летописцев не уточнялось, что именно подразумевалось под этим. То есть непонятно, как выглядели дети — как орки или гоблины либо просто у них был нездоровый землистый цвет лица. Хронист Ральф Коггсхоллский в своей «Хронике Англии» написал лишь «зелёная кожа» (лат. Chronicum Anglicanum) — и понимайте как хотите.
На этом странности не закончились. Дети мало того, что были необычного цвета и по‑английски не смыслили, так ещё и отказывались от любой пищи, кроме зелёных бобов. Однако крестьяне, в руки которых угодили найдёныши, были людьми добросердечными, поэтому покрестили их и обучили человеческому языку.
Мальчик после этого заболел и вскоре умер, а девочка, получившая имя Агнес Барр, выросла и даже начала есть нормальную пищу. После этого кожа у неё стала розовой, как у обычных людей.
Вскоре она смогла объясняться с приютившими её фермерами и рассказала, что они с братом родились и выросли в местности под названием Земля святого Мартина. Это подземная страна, где все люди зелёные, но в остальном вполне нормальные. Там всё время темно, и лишь вечером наступают чуть более светлые сумерки.
Когда девушка подросла и покинула приёмных родителей, она стала работать служанкой у некого рыцаря, сэра Ричарда де Калне.
Упоминалось, что она была буйной, распутной и несдержанной, но жила вполне обычной жизнью.
По сей день неизвестно, что это за Земля святого Мартина и почему дети были зелёные. Фанаты альтернативной истории уверяют, что имел место контакт с инопланетянами или существами другого мира, подземными эльфами какими‑нибудь. Скептики же утверждают, что детей никаких вовсе не было, а летописцы просто либо пересказывали старые сказки, либо много пили.
Историки выдвигают и другие версии. Например, дети могли быть беглыми фламандцами. История якобы произошла около 1173 года, при короле Генрихе II, а тогда в Англию нелегально эмигрировало много жителей Фландрии после неудачного восстания против монарха.
Осиротевшие дети потерялись в лесу, оголодали и спрятались в кремневых шахтах Граймс‑Грейвс. А кожа у них стала зеленоватой от гипохромной анемии, вызванной истощением, — это нередкое явление.
Ещё вариант: брат с сестрой сбежали из рабства с медных рудников. Этим объясняются их рассказы о подземном мире. А долгий контакт с медью вызывает позеленение кожи. Но мы вряд узнаем, что действительно случилось с Вулпитскими детьми.
4. Чей череп находится в диораме Музея естественной истории Карнеги
Музейные диорамы вообще довольно жуткие штуковины. Вряд ли найдётся на свете хоть кто‑то, кому нравится, как все эти безжизненные штуковины пялятся на посетителей своими пустыми глазами. Но некоторые экспонаты даже более пугающие, чем остальные, — из‑за того, что может храниться в их недрах.
Взгляните на фотографию выше. Это диорама «Арабский гонец, атакованный берберийскими львами», сделанная французской компанией Maison Verreaux в XIX веке. Впервые она была показана на Парижской Всемирной выставке 1867 года, где получила награду за реалистичность. Позже, в 1899 году, её купил Музей естественной истории Карнеги (нет, не того, что писал мотивационные книжки) в городе Питсбурге, США.
Все музейные работники давно отмечали, что у всадника на дромадере просто до отвращения реалистичные зубы.
И когда в 2016 году диораму реставрировали, выяснилось, что зубы‑то… настоящие. Когти львов, рёбра дромадера и некоторые другие кости были взяты у реальных животных. Но удивительнее всего, что внутри головы гонца находился самый настоящий человеческий череп.
Выяснилось, что композицию создали таксидермисты братья Верро. Один из них, Жюль Верро, отметился тем, что как‑то раз незаконно эксгумировал тело африканского воина в Ботсване. Эти ребята не останавливались ни перед чем, чтобы добывать материалы для своих работ.
До сих пор неизвестно, чью голову засунули в диораму и добровольно ли донор пожертвовал столь важную часть организма. Высказывались предположения, что Верро извлекли её из чьей‑либо могилы в Европе. Или же таксидермисты добыли череп более жестоким способом?
По установленным правилам человеческие останки из музея следует отправить родственникам для захоронения, но в этом случае череп пока остаётся невостребованным.
5. Кто скрывался за железной маской
В 1669 году во французскую тюрьму Пиньероль был помещён таинственный узник. На нём была чёрная бархатная маска, которую тюремщикам запретил снимать лично военный министр Людовика XIV, маркиз де Лувуа. Человек был чрезвычайно молчалив и редко обращался к камердинеру и надзирателям.
Согласно указаниям короля, камера пленника была расположена за несколькими дверями так, чтобы было невозможно подслушать, что происходит внутри. Узника внесли в списки заключённых под именем Эсташ Доже, но оно, естественно, было вымышленным.
В течении 34 лет он содержался в неволе, и его несколько раз переводили из одной тюрьмы в другую, в том числе — в знаменитую Бастилию. На протяжении этого срока, вплоть до смерти заключённого, его охранником был тюремщик Бенинь Доверн де Сен‑Мар.
Философ Вольтер как‑то предположил, что узник являлся ни много ни мало незаконным старшим братом Людовика XIV. Он же написал, что человек носил не бархатную, а железную маску.
Не обошёл вниманием эту загадочную личность и Александр Дюма, описав его возможную судьбу в шестом томе своей книги «Знаменитые преступления».
До сих пор неизвестно, кем был Железная (или Бархатная) маска. Всего было выдвинуто более 50 вполне вероятных версий, что это за важная птица такая и почему его лично король‑солнце засадил на пожизненное, да ещё в обстановке строжайшей секретности.
Возможно, это был его брат или отец, и Людовик устранил конкурента на трон. Или незаконный сын короля Англии Карла II, которого правитель взял в плен, потому что тот слишком много знал о внутренних делах Франции. Или итальянский дипломат и авантюрист граф Эрколе Антонио Маттиоли.
Доходило и до реально безумных версий. Якобы Человек в железной маске — это Пётр I, похищенный Людовиком во время визита того во Францию с «Великоим посольством». А в Россию вернули самозванца под личиной царя. Правда, историки не воспринимают эту идею всерьёз.