Порой талант может стать не только путевкой в счастливую жизнь. Особенно если он проявляется в раннем возрасте — сначала кажется, что данный свыше дар вознесет и сделает из тебя успешного человека. Только вот потом все оборачивается с ног на голову: нашим героям пришлось заплатить слишком высокую цену.
Кто-то из них решил покинуть мир по собственному желанию, кого-то настигли болезнь и несчастный случай.
Об одаренных в СССР детях, которые получили большую славу — рассказываем далее.
Ника Турбина
«Я — полынь-трава,
Горечь на губах,
Горечь на словах,
Я — полынь-трава…
И над степью стон.
Ветром окружен
Тонок стебелек,
Переломлен он…
Болью рождена
Горькая слеза.
В землю упадет —
Я — полынь-трава…».
Эти строчки написала маленькая девочка-поэтесса Ника Турбина, родившаяся в 1974 году. «Полынь-трава» вошла в список кандидатов на звание одного из ста лучших стихотворений за все время. А что же не так в жизни Ники?
Она была дочерью творческого союза — художницы Майи Никаноркиной и певца Георгия Турбина, отец не принимал участия в воспитании девочки, потому вся ответственность ложилась на маму и бабушку. Именно последняя и узнала о таланте будущей поэтессы: однажды ночью она услышала, как внучка говорит невнятные слова во сне, впоследствии оказавшиеся строчками ее стихотворений.
Турбина страдала аллергией на животных, астмой, диабетом, а к пяти годам заработала хроническую бессонницу. По этой причине мама давала ей снотворное, от которого выработалось привыкание. К слову, поэт и биограф Александр Ратнер даже написал книгу «Тайны жизни Ники Турбиной («Я не хочу расти…»)», в которой отметил — родители принуждали ее писать:
«Ника действительно плохо спала ночами, но не из-за астмы, которая беспокоила ее в основном днем, а из-за психического нездоровья. Когда она была совсем маленькой, во сне она выкрикивала какие-то слова, обрывки фраз, которые дописывались, додумывались, и наутро ребенку говорили, что она ночью надиктовала стих.
Потом эти стихи Ника заучивала, но неохотно. Она взрослела и, убежденная в своей гениальности, уже сама наговаривала строки. В выходные дни к ним присоединялась бабушка, Людмила Карпова, тоже поэтесса, и они уже втроем играли в стихосложение — по очереди придумывали строчки, пока не выстраивалось стихотворение».
Как итог — в девять лет Ника выпустила свой первый сборник, «Черновик», переведенный на двенадцать языков. В этом большом деле девочке помог поэт Евгений Евтушенко. Еще через три года юное дарование покорило венецианский поэтический фестиваль и получила статуэтку «Золотого льва». Была Турбина и в США, где познакомилась с Бродским.
Там же Майе Никаноркиной говорили, что ребенку требуется психологическая помощь, только просьбы прошли мимо ушей, из-за чего Нику в 16 лет отправили на лечение в Швейцарию. Там же поэтесса стала жить с 74-летним психиатром Джованни Мастропаоло. Именно он, как утверждают биографы, и подсадил девушку на крепкие напитки. По возвращении в Москву Турбина не была уже прежней — она привязалась к алкоголю и запрещенным веществам, а попытки восстановить жизнь оказывались тщетными. Девушка даже поступала в Институт культуры, однако дурные привычки не позволяли ей влиться в обычную жизнь.
Александр Ратнер отмечал, что у Ники был и актерский талант, который полностью раскрыть не удалось:
«По сути, она повторила судьбу своей матери — была иждивенкой, встречалась с мужчинами и пила. Она успела немножко поработать со своим последним гражданским мужем Сашей Мироновым. Где-то на окраине Москвы была студия «Диапазон» для неблагополучных детей, и они ставили там спектакли. Саша говорил, что она играла блестяще. А блестяще, потому что девочке бог дал артистический дар, но никто его развивать не хотел и не собирался».
Одним майским днем прославленная личность отдыхала в компании друзей, сидя на подоконнике (на пятом этаже). С него она упала и получила серьезные травмы — умерла поэтесса в 27 лет. Только вот до сих пор неизвестно, был ли это намеренный поступок или же последствия алкоголя.
Максим Трошин
Загадочная смерть настигла музыканта Максима Трошина. У него была тяжелая форма астмы, потому врачи посоветовали ему спасаться пением. Свою первую композицию он сочинил в девять лет, а еще он писал музыку к стихам Есенина, Кольцова, Рубцова и других.
Вдобавок к этому Трошин был руководителем хора в воскресной школе и играл на гуслях. Уже в девяностых парень стал собирать полные концертные залы. Выступал он со знаменитыми народниками, его приглашали на телевидение и на радио, а радовал слушателей Максим собственно составленной программой.
Летом 1995 года, незадолго до семнадцатого дня рождения, тело Максима нашли в реке Десна, что расположена в Брянской области. Причины его смерти до сих пор неизвестны.
Саша Путря
Несмотря на то, что Саша прожила всего 11 лет, она также успела многих поразить своими навыками, а именно — рисованием. Всего она создала 2279 работ, в числе которых еще и стихи, изделия из бисера и древесины.
«Когда я вырасту большой, я стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью!», — говорила она.
К сожалению, ожидала ее другая участь. Врачи в пять лет диагностировали ей лейкемию. Они утверждали, что Саша не проживет и года… но плохое самочувствие меркло в процессе создания очередного шедевра. Даже в больнице Путря находила силы на творение. Рисовала она Михаила Боярского (обожала фильм «Три мушкетера»), создавала чертежи, в которых указывала, как можно создать прочное асфальтовое покрытие, и трудилась над проектированием маршрута до Луны.
Идеи не покидали голову Саши, но зимой 1989 года даже они оказались бессильными перед недугом. В больнице она нарисовала автопортрет, а потом попросила папу, члена Союза художников, положить ладонь на лист бумаги. Девочка обвела его руку, а через два дня скончалась. Когда отец нашел рисунок, увидел, как дочь нарисовала его руку со своей ладонью внутри.
О Саше сняли пять документальных фильмов, а в Полтаве, ее родном городе, открыли Детскую художественную галерею имени Саши Путри.
Паша Коноплев
Мальчик с уникальными математическими способностями родился в 1971 году в семье инженеров. Врачи говорили, что он будет слишком слабым и начнет отставать в развитии. Настолько Паша «отстал», что в шесть лет его IQ ровнялся 142 баллам, что на 37 единиц выше, чем у сорокового президента США Рональда Рейгана.
Паша регулярно читал научную литературу, которую ему приносила мама, работавшая в НИИ. В семь лет мальчик уже подружился с логарифмами и начал изучать программу за десятый класс. Одна удивительная история произошла с мальчиком, когда он вместе с родителями отправился в кинотеатр на просмотр «Сталкера»: герой фильма бросил в колодец камень, а Коноплев по звуку определил его глубину — 33 метра.
Еще вундеркинд был увлечен темой космоса, причем настолько, что создал эскиз чайника, который можно было бы использовать в невесомости.
А однажды мама рассказала ему о Плутоне, на котором почти нет света:
«Зачем туда лететь? Там ведь темно… Я читала, что на Плутоне солнце светит, как 15-свечовая лампочка». Паша, недолго думая, ответил: «Ты ошиблась почти в семь раз, на самом деле там 100 свечей». В качестве подтверждений он предоставил собственные расчеты. За ними уже последовало поступление в школу при Астрономическом институте им. Штернберга — там 10-летний ученик занялся научной работой. Называлась она «Исследование переменных V1076 и V1077 Змееносца», впоследствии ее опубликовали в журнале Академии наук.
В 14 лет родители подарили сыну компьютер, но умная машина в те времена еще не имела математического обеспечения. Коноплева эта новость нисколько не расстроила — он сам разработал программу. Такими темпами парень уже в пятнадцать лет поступил в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики, а позже — в аспирантуру.
Все было прекрасно, только юный гений не был готов ко взрослой жизни. Ну, например, когда Паша держал путь из вуза домой, с ним, подростком, поздоровалась девочка и назвала дядей. Это расстроило парня, потому он расплакался у себя в комнате. Затем у него случилась безответная любовь, и, чтобы привлечь внимание, гений вскрыл вены. Спасти Пашу успели, но у него начались проблемы с психикой, он впал в депрессию. Поместили вундеркинда на лечение в клинику, и о том, как прошли его последующие десять лет, ничего неизвестно.
В 29 лет Коноплев умер от «тромбоэмболии легочной артерии». Предположительно, это произошло из-за неправильных препаратов, которые ему давали доктора. В память о сыне мама, Наталья Павловна, написала книгу под названием «Вселенная Паши Коноплева».
Володя Полетаев
«Но вы забыли, что в итоге
Стихи становятся травой,
Обочинами вдоль дороги
Да облаком над головой.
И мы уходим без оглядки
В неведенье и простоту
Затем, что давние загадки
Разгадывать невмоготу», — сказал Полетаев, переводчик и поэт, в своей предсмертной лирической записке.
Он переводил стихи с немецкого, белорусского, грузинского, а также сочинял сам. Единственное — в момент жизни были опубликованы всего три его работы (в «Московском комсомольце» 1969-го), остальные же издали спустя 13 лет (в 1983-м). Тогда люди узнали о сборнике под названием «Небо возвращается к земле» — там были невышедшие стихи Полетаева и его переводы.
Неизвестно, что заставило Вову покончить жизнь в 18 лет, но тогда он выпрыгнул с пятого этажа своего дома. Для близких и друзей эта новость стала шоком, поскольку у него было, по их словам, все: любящая семья, надежные товарищи и многообещающее будущее.
Есть версия, что поэт был влюблен в женщину, которая была намного старше и с дочерью на руках. Вероятно, он не смог пережить отказа.
Надя Рушева
Еще одна поэтесса с оборванной жизнью — Надя Рушева. Она была дочерью художника и балерины, потому и сама предпочла развиваться в области искусства. Всего в ее коллекции насчитывается около 12 тысяч работ, которые путешествовали по выставкам в СССР и за рубежом. Сейчас они находятся в Государственном музее А.С. Пушкина.
Вообще, девочка стала рисовать в пять лет (без обучения): пока папа читал ей сказки, она рисовала представленных героев. За один только вечер она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане»! Затем на бумаге стали появляться рисунки к «Медному всаднику», «Евгению Онегину» и «Мастеру и Маргарите» Булгакова.
«Я живу жизнью того, кого рисую», — как-то раз сказала Надя.
Особенностью работ девочки было то, что она не использовала ластик и не делала эскизы. Она же стала первым иллюстратором романа «Мастер и Маргарита», рисунки к которому создала в 16 лет.
«Чем больше смотришь, тем больше это затягивает. Какая амплитуда чувств! Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила», — говорила вдова писателя, Елена.
Не сомневаемся, Рушева подарила бы этому миру куда больше своих творений, если бы не инсульт. В 1969-м он отнял у художницы жизнь — девушке было 17 лет.
Интересный факт: кентавр, который был одним из любимых изображений Нади, стал эмблемой общественной организации «Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр», а в 2003-м в Санкт-Петербурге установили его памятник у входа в «Дом кино» на Караванной улице. Как говорят туристы, кентаврик исполняет любую мечту, которой с ним поделишься.