Многие не знают, что на роль панночки-ведьмы в знаменитом фильме 1967 года «Вий» первоначально была утверждена популярная актриса Александра Завьялова.
На одной из телепередач режиссёр Георгий Кропачёв вспоминал, что исполнительницу этой роли выбирали тщательно и долго.
Пробы успешно прошли такие актрисы, как: Жанна Болотова, Ада Роговцева, Ёла Санько, Светлана Коркошко, Валентина Малявина и ряд других менее известных актрис.
У Гоголя панночка была молодой и очень красивой девушкой, поэтому перебрали всех советских кинокрасавиц тех лет подходящего возраста. Но, как рассказывал Кропачёв, были и такие актрисы, которые прочитав сценарий, сразу отказывались от роли. Им не нравились съёмки в гробу и тем более в роли зловещей ведьмы.
Например, известная актриса Нонна Терентьева позже рассказывала, что очень хотела сниматься в каком-нибудь фильме по классическому произведению. Но когда узнала об этой роли, то сразу же отказалась. Так как была верующим человеком и посчитала для себя такую роль грехом. Мол, готова играть отрицательные роли и роли ведьм в детских сказках, но не роль антихриста во взрослом сюжете.
Были и те, кто считал роль в гробу плохой актёрской приметой. Но, тем не менее, желающих сыграть панночку было много, и предстоял нелегкий выбор.
В итоге кинопробы лучше всех получились у Завьяловой. При необыкновенной женской красоте у неё был самый зловещий и завораживающий взгляд. На худсовете она была утверждена единогласно.
Но когда начались съёмки и актриса узнала, что ей предстоят полёты в гробу на приличной высоте, она сразу призналась, что не сможет это сделать. Хотели в этих сценах снять куклу, но резко против выступил главный куратор фильма Иван Пырьев. Дескать, получится детская сказка, а фильм делали для взрослых. Поэтому надо обойтись не только без кукол, но и желательно с минимумом комбинированных съёмок.
И вот тогда вспомнили о циркачке Варлей. Удивительно то, что первоначально среди множества претенденток режиссёры её вообще не рассматривали. Хотя после фильма Гайдая она уже была признанной кинозвездой.
Её пригласили, объяснили роль и суть трюков. Наталья сразу же согласилась, но при условии, что оборудование для полётов будут устанавливать её коллеги из цирка. На том и порешили.
Правда, пришлось переснять уже отснятые материалы с Завьяловой, которые создателям было особенно жалко удалять из будущего фильма. Но съёмки ведьмы в реально летающем гробу для картины были ценнее.
Александра Завьялова в сцене прощания отца с дочерью.
Вот так, за счёт своих цирковых качеств, Варлей попала и в этот фильм. Если вы помните, то для Гайдая тоже было очень важно, что Наталья сама могла выпрыгнуть из окна дачи Саахова, да и в остальных трюках тоже обошлась без дублёров. И это было решающим обстоятельством выбора её на роль Нины.
Фильм «Вий» был закуплен многими странами, в том числе и американцами. В Голливуде высоко оценили картину, хотя в те годы считалось, что именно они снимали лучшие в мире ужастики.
В СССР в 1968 году фильм вошёл в тройку лидеров проката, и его посмотрели более 32-х миллионов зрителей. Сегодня картина режиссёров Константина Ершова и Георгия Кропачёва заслуженно входит в Золотой фонд отечественного кино.