Кинопроизводство — это невероятно сложный процесс, в котором даже сотни и тысячи задействованных работников не всегда замечают ошибку в какой-то из сцен.
Одну ошибку находят лишь спустя годы, на существование второй закрывают глаза (ну видно стаканчик из под кофе или оператора, бывает), а третьи ошибки настолько хороши, что их даже не считают таковыми, а есть и такие ошибки, которые сделали специально. Давайте разберём несколько примеров, когда ошибка так органично легла в фильм, что стала его частью.
Приятного чтения!
Огромный халат Рокки (Рокки)
Вас легко простить за лёгкую ухмылку при взгляде на Рокки в его фирменной красной боксёрской робе в конце фильма. Халат явно великоват для Сильвестра Сталлоне, и кажется, что он просто переоделся в одежду более крупного парня.
Оказалось, что это вполне прямая ошибка костюмеров, поскольку на съёмочную площадку случайно доставили слишком большой халат. Не имея под рукой запасного варианта, было решено вставить его прямо в фильм, а Рокки даже мило спрашивает у Эдриан «а не слишком ли мешковат халат?».
Эта сцена отлично вписалась в фильм, поскольку подчеркнула статус Рокки как недооценённого аутсайдера — если у парня даже нет подходящей одежды, как он вообще может выдержать бой против Аполло? Иногда такие вот случайности в итоге и создают самые органичные моменты фильма.
Миссис Тиви не разбирается в музыке (Вилли Вонка и Шоколадная фабрика)
Самая упоминаемая ошибка фильма связана со сценой, в которой Вилли Вонка играет мелодию, которую Миссис Тиви уверенно идентифицирует как «Рахманинова». На самом деле, Вонка играл не Рахманинова, а увертюру Моцарта к «Женитьбе Фигаро».
Эта ошибка ускользнула от внимания большинства зрителей, хотя более взрослая аудитория, знакомая с классической музыкой, подметила эту ошибку с первого же просмотра.
Однако, в комментариях к фильму на DVD объяснили, что это не ошибка, а тонкий способ показать невежественный характер Миссис Тиви, мол, она не так умна, как ей кажется. Этот момент ошибочно называли оплошностью в течение десятилетий, и кто-то даже не верит в такой ловкий сценарный момент, веря, что ошибку просто удобно прикрыли, но даже если это и правда оплошность съёмочной команды, ошибка легла в эту сцену безупречно.
Странная планировка отеля Оверлук (Сияние)
Стэнли Кубрик держит репутацию одного из самых дотошных до деталей режиссёров, так что многие заметные «ошибки» в его фильмах — это не ошибки, а полностью преднамеренные детали и продуманные самым тонким образом решения.
Показательный пример связан с «Сияением»: на протяжении многих лет зрители отмечают, что культовый отель Оверлук не имеет особого смысла с точки зрения планировки. Любой, кто пытался составить хотя бы примерную карту отеля, понимал, что если ориентироваться на фильм, то есть двери, которые просто не могут вести в другую комнату. Они ведут либо в пустоту, либо в стену.
В руках менее опытного режиссёра это могло бы показаться колоссальной оплошностью, но только не в руках Кубрика. Принято считать, что он намеренно сделал Оверлук таким бессвязным и дезориентирующим, чтобы эффектно усилить и без того напряжённую атмосферу фильма.
Все монтажные ошибки (Остров проклятых)
«Остров проклятых» это один из самых известных фильмов Мартина Скорсезе, а следовательно, этот фильм подвергся наибольшей проверки на различные ошибки и ляпы.
Очень многие зрители раскритиковали фильм за нехарактерно грубый монтаж и ошибки. Например, в одной из сцен пациентка больницы Бриджет Кернс пьёт воду из стакана, которого…на самом деле нет, поскольку рука пуста. Буквально через кадр происходит магия, и стакан оказывается в руке.
Даже если великодушно предположить, что Скорсезе по какой-то причине ошибся в этой сцене, решив задействовать вместо настоящего стакана компьютерную графику, но не логичнее ли предположить, что режиссёр и остальная команда решили обвести вокруг пальца аудиторию? Учитывая, что это не единственная «ошибка», очевидно, что Скорсезе пытался держать аудиторию в напряжении, намекая на постепенно ускользающее здравомыслие Тедди.
Разговорчивый статист (Звёздный путь 4: Дорога домой)
События фильма вращались вокруг экипажа «Энтерпрайза», путешествующего назад во времени в Сан-Франциско 1986 года. У каждого из персонажей была своя цель, и Ухуре вместе с Чеховым было поручено найти ядерный реактор, который позволит вернуться в 23 век.
Дуэт начал расспрашивать местных жителей, статистов, но съёмочная команда поставила задачу перед ними не разговаривать и просто идти вперёд. Один из статистов не понял задачу. Девушка-статист остановилась и сказала паре несколько слов, и если присмотреться к актёрам повнимательнее, можно увидеть неподдельное удивление её ответом, а будучи профессионалами они даже выдали лёгкую импровизацию.
В итоге режиссёру настолько понравилась неожиданная разговорчивость статиста, что несмотря на отклонение от инструкций сцену решили оставить в фильме.
Джоэль и лук (Семейные ценности Аддамсов)
По сюжету Уэнздей и Пагсли отправляют в летний лагерь, где Уэнздей знакомится с таким же изгоем по имени Джоэль.
Среди многих лагерных мероприятий была стрельба из лука, но Джоэль сильно расстраивается своей неудаче. Недовольный, он раздражённо бросает стрелу на землю.
Забавно, что этой сцены не было в сценарии: юный актёр не смог совладать со стрелой и на самом деле разозлился, злобно швырнув стрелу. Режиссёр оставил эту сцену в финальной версии фильма, а учитывая, что кадр быстро обрывается, справедливо предположить, что вся съёмочная группа от души посмеялась над этой ситуацией.