65 лет назад, весной 1959-го, состоялась премьера фильма Василия Ордынского «Сверстницы», в котором трех подруг сыграли Лидия Федосеева-Шукшина, Людмила Крылова и Маргарита Кошелева.
Студенту Школы-студии МХАТ Владимиру Высоцкому было 20, когда режиссер пригласил его на эпизод в этой картине. Молодому артисту досталась роль, в которой и играть-то было нечего, ведь его «назначили» студентом театрального училища. Эпизод был настолько мелким, что даже упоминания в титрах Высоцкий не удостоился.
«Забраковал» Пырьев
Позже он наверстал упущенное — сыграл несколько заметных ролей, в том числе главных. Достойным завершением карьеры стал Жеглов в детективе Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Но картин могло быть больше. И удач — тоже. Высоцкий ушел слишком молодым…
В начале 1960-х (не было еще ни «Стряпухи», ни «Вертикали») Владимир даже называл себя иронично фотоактером, ведь приглашение на роли начиналось и заканчивалось пробами. Но уже к концу десятилетия его фильмография пополнилась крепкими работами в картинах «Интервенция», «Короткие встречи», «Служили два товарища», «Опасные гастроли». Потом были «Плохой хороший человек», «Маленькие трагедии», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»…
«Кладбищем несыгранных ролей» назвал актера кто-то из великих. У Высоцкого «могилок» на этом кладбище было много. При том, что снялся он в трех десятках фильмов.
Дважды приглашал его на пробы Андрей Тарковский. Сначала — в «Иваново детство» (1962 г.) на роль капитана Холина (ее сыграл Валентин Зубков). Позже — в историческую картину «Андрей Рублев» (1968 г.), где Высоцкий мог примерить костюм сотника Степана, но режиссер отдал его Николаю Граббе.
Тогда же кандидатурой Высоцкого заинтересовался Натансон, предложив ему модный плащ физика Электрона в мелодраме «Еще раз про любовь» (1968 г.). Сценарист Радзинский вспоминал потом, что пробы были удачными, и общий язык с Татьяной Дорониной, утвержденной на роль Наташи, Владимир нашел легко. Но руководитель Творческого объединения «Луч» Пырьев «забраковал» Высоцкого. Роль отдали Александру Лазареву.
«Вдруг заболел. И надолго»
В 1969-м Эльдар Рязанов планировал снять картину «Сирано де Бержерак» и видел в главной роли Евгения Евтушенко. Узнав о подготовке к съемкам, Высоцкий напросился на пробы. Хотя режиссер сразу сказал ему, что хочет снимать не актера, а поэта. Высоцкий мог обидеться. Но пробовался наравне с Ефремовым и Юрским.
Остановился режиссер все равно на Евтушенко. Как задумывал. Правда, потом жалел о «невероятной бестактности», которая сквозила в его ответе Высоцкому. Да и проект этот так и не состоялся — руководство Госкино не разрешило снимать Евтушенко.
Звали Владимира и на роль Остапа Бендера. Михаил Швейцер пробовал его в «Золотом теленке» (1968 г.), но посчитал, что Высоцкий на экране чересчур драматичен, и сделал выбор в пользу Сергея Юрского.
Второй раз сыграть великого комбинатора Высоцкий мог в «Двенадцати стульях» (1971 г.) Леонида Гайдая. Пробы с актером проходила Наталья Крачковская, вспоминавшая потом Владимира как «прекрасного партнера». Да и Гайдаю он понравился. Но, как рассказывал режиссер, перед началом съемок «Высоцкий вдруг заболел. И надолго. А план «горел». Поэтому пригласили Арчила Гомиашвили».
Не реализовал себя Высоцкий и в двухсерийном «Беге» (1970 г.) Алова и Наумова, где мог бы сыграть генерала Хлудова. Выигрышная роль досталась Владиславу Дворжецкому.
Не стал д Артаньяном
Шепитько пробовала Высоцкого в картину «Ты и я» (1971 г.) на роль Петра. Но сыграл ее Леонид Дьячков. Актер и автор-исполнитель песен Юрий Визбор рассказывал: «Утомительный и нервный путь переговоров, фотопроб, кинопроб приводил Володю к неудачам… Так случилось и в картине «Ты и я»».
Среди невоплощенных Высоцким также образ офицера-авантюриста Крестовского в ленте «Земля Санникова» (1973 г.). Поэт и актер был увлечен сюжетом, написал к картине три песни, в том числе «Кони привередливые». К тому же невесту Ильина должна была играть Марина Влади. Но после передачи на Deutsche Welle, где Высоцкого выставили бунтарем и диссидентом, путь к «Земле…» супругам был закрыт. Вместо них сыграли Олег Даль и первая жена Павла Чухрая Елена. Песни Высоцкого в фильм тоже не вошли. В письме Говорухину актер жаловался: «Надо просто поломать откуда-то возникшее мнение, что меня нельзя снимать, что я — одиозная личность».
Пробовался Владимир и на главную роль в фильме Алексея Салтыкова «Емельян Пугачев» (1978 г.). Но уступил Евгению Матвееву.
Не достался Высоцкому и легендарный образ бедного гасконского шевалье в картине Юнгвальд-Хилькевича «Д Артаньян и три мушкетера» (1978 г.). Режиссер очень хотел, чтобы актер сыграл у него. Но съемки Юнгвальд-Хилькевича совпали по времени с производством картины Говорухина «Место встречи…» (1978 г.), где Высоцкий мечтал сыграть Глеб Егорыча.
По воспоминаниям Боярского, он согласился на роль, только когда Высоцкий отказался. И когда режиссер дал отставку Абдулову — Александр не справился с вокальными номерами.