За тридцать лет режиссерской деятельности, с 1975г. по 2005 г., Владимир Меньшов снял пять полнометражных художественных фильмов. Три при социализме — «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» (абсолютные хиты кинопроката своего времени) и два при капитализме — «Шырли-мырли» и «Зависть богов».
В 2005 г. Меньшов приступил к съемкам своего шестого фильма. В начале фильм предполагалось назвать «Салонная драма», затем название поменяли на «Большой вальс». По замыслу режиссера это должен был быть шикарный костюмный фильм, снятый в дворцовых интерьерах из жизни австро-венгерской высшей аристократии накануне Первой мировой войны. Экранизация пьесы «Олимпия» одного из самых знаменитых венгерских драматургов начала ХХ века Ференца Мольнара. Пьеса написана в 1928 г.
Наш читатель может спросить — 2005 г., с начала года происходят народные акции протеста в связи со вступлением в силу закона о т.н. называемой «монетизации» системы социального обеспечения, существовавшей еще с советских времен. На Северном Кавказе продолжаются боестолкновения с террористами, чеченские боевики попытались захватить Нальчик. На Украине приходит к власти поклонник Бандеры и Шухевича президент Ющенко. Да и вообще неспокойно ни в стране, ни в мире. А Меньшов собирается снимать костюмированную «салонную драму» из жизни даже не русской, а австро-венгерской аристократии прошлого века.
При этом легкую комедию Мольнара он решает сделать драмой.
Действие пьесы разворачивается на одном из австрийских курортов, где проводит время семья герцога Эттингена, бездарного генерала, склонного часами рассказывать о дружеском расположении к нему самого императора, — других тем для разговора у него нет. Его супруга, высокомерная особа, день за днём просиживает за карточным столом в обществе венгерского гусара Ковача. А их надменная красавица дочь Олимпия охотно развлекается с тем же Ковачем, сопровождая его в прогулках верхом. Постепенно Олимпия увлекается гусаром и добивается его взаимности. Но на её пути встаёт хранительница семейных аристократических традиций, чванливая и лицемерная родственница Лина. Она пробуждает в Олимпии «голос благородной крови», и та грубо отталкивает человека «низкого происхождения».Оскорблённый Ковач придумывает хитроумную интригу, в результате которой спесивые аристократы оказываются в самом дурацком положении.
Пьеса эта в свое время была достаточно популярна в мире. Неоднократно ставилась во многих странах и четыре раза экранизировалась. Первая экранизация была сделана еще в 1929 г. в Голливуде под названием «Его славная ночь». Главные Олимпии и Ковача играли звезда немого кино Джон Гилберт и дебютантка Нэнси Оуэн.
Но самая знаменитая экранизация пьесы — совместная американо-итальянская постановка 1960 г. «Дуновение скандала», снятая голливудским режиссером, эмигрантом из Венгрии Михаем Кертишем (в Голливуде он работал под именем Майкла Кертица). Он был лауреатом двух «Оскаров», самый знаменитый его фильм — «Касабланка».
То есть отечественный «оскароносец» Владимир Меньшов решил посоперничать с фильмом американского «оскароносца» Майкла Кертица. Фильм Кертица в СССР не шел и, может, Меньшов рассчитывал, что отечественный зритель не будет иметь возможности сравнивать его фильм с картиной Кертица.
А превзойти фильм Кертица именно в параметрах костюмности, красивости интерьеров и пейзажей, а на это делал главную ставку Меньшов, было практически невозможно. От слова совсем.
Фильм снимался в исторических интерьерах дворцов австрийских императоров, натурных съемки проходили в красивейших местах Австрии. А уж про актерский состав и говорить нечего. Главную роль принцессы Олимпии играла суперзвезда мирового кино София Лорен, находившаяся в зените своей творческой карьеры.
Ее партнером был американец Джон Гэвин, на тот момент один из популярнейших голливудских актеров. Сценарий фильма был несколько изменен. Вместо гусара Ковача, влюбленного в Олимпию, главным героем сделали американского инженера Чарли Фостера, который приехал в Австрию искать бокситы.
Раз фильм костюмный, то наряды Олимпии составляют одну из главных достопримечательностей картины. Вот Олимпия в обыденной одежде сельской жительницы. Император отправил «веселую вдову», принцессу Олимпию, в один из ее замков в сельской местности за не очень приличное поведение, в результате любовной интрижки из-за нее застрелился офицер.
Роль отца Олимпии принца Филиппа сыграл легенда французской эстрады Морис Шевалье. Не так много он сыграл в кино, поэтому не упустите случая полюбоваться на этого обаятельнейшего шансонье и актера. На его неповторимую улыбку. В фильме он даже поет шансон «Дуновение скандала»
И еще одна звезда — Анджела Лэнсберри, знаменитая Джессика Флетчер, которая «Она написала убийство». Здесь она играет графиню Лину, что строит козни принцессе Олимпии.
В общем, мировые звезды в шикарных костюмах на фоне исторических дворцовых интерьеров и красивейших тирольских пейзажей. Фильм не шедевр, он на это и не претендует, но как костюмная комедия — идеален. А еще посмотреть на роскошную Софию Лорен, обаятельнейшего Мориса Шевалье, интригующую Анджелу Лэнсберри, простодушного красавчика Джона Гэвина — и время, потраченное на просмотр, прошло не зря.
И чем же собирался конкурировать с этим Владимир Меньшов? Хотя может он и не собрался конкурировать, может он хотел создать что-нибудь свое? Принцессу Олимпию должна была играть Юлия Меньшова, а гусара Ковача Анатолий Лобоцкий.
Староват тут Лобоцкий для гусара, а Меньшова молода для «веселой вдовы»
Мать принцессы Олимпии принцессу Евгению должна была играть Вера Алентова.
Вместо Мориса Шевалье принца Филиппа изображает Александр Адабашьян. Не, ну это не принц, это какой-то местечковый нотариус. А ректор Школы-студии МХАТ, альма-матер Владимира Меньшова, Игорь Золотовицкий, наверное, австрийский император.
А вот это прусский принц Руперт, за него принцессу Олимпию хотят выдать замуж. Очень колоритный прусский принц мог получиться в исполнении Романа Мадянова
А вот Мария Аронова. Она играет интриганку графиню Лину.
В 2005 г. Меньшов снял пятнадцатиминутный проморолик будущего фильма. Но дальше дело не пошло. Ни Министерство культуры, ни частные спонсоры — никто не заинтересовался выделением средств на этот фильм. Несколько лет Меньшов искал деньги, но никто их не дал. В результате работа над фильмом так и не была начата.
А может и правильно? Не собрал бы фильм кассы. Заграничный зритель сравнивал бы его с фильмом с участием Софи Лорен, там и костюмы как костюмы, и дворцы настоящие и мировые звезды. А нашему зрителю все эти австрийцы столетней давности — не актуальны. Тогда лидером проката стали «9 рота», «»Гарри Поттер», «Кинг Конг», «Турецкий гамбит».
А тут какая-то самодельная «салонная драма». Кому она нужна? Никому. И хорошо, что Меньшов ее не снял. Зачем позориться на ровном месте провалом. Судьба его уберегла. Но вот больше он фильмов уже не пытался снять.