«Тверские волки» — эта фраза наводила настоящий ужас на всю Тверскую область излета мрачных 1990-х.
Ведь под ней понималась тогда вовсе не стая бродивших в лесных окрестностях города серых хищниках, матерых да щенках… А одна из самых жестоких и печально известных организованных преступных группировок Тверской области и всей страны. То бишь, речь шла о хищниках двуногих. Куда более свирепых. Прославившихся своей дерзостью, зверской жестокостью и беспринципностью в достижении любых целей.
Криминальные короли Твери
Сложилась ОПГ «Тверские волки» уже в самой середине 1990-х. Основателями банды стали Анатолий Осипов, известный как «Волк» и его подельник Александр Костенко по кличке «Лом».
Костенко свою наводившую ужас кличку получил, по одной версии, даже за физическую мощь, но и за то что в молодости промышлял незаконной торговлей цветными да драгоценными металлами в Тверском доме быта. Тогда-то в 1984-м году и получил первое крупное тюремное наказание.
Впрочем, пробиться к солнцу для бандитов с середины 1990-х не так просто оказалось. Ибо все хлебные места оказались давно заняты другими ОПГ. И тогда «Тверские волки» взяли на вооружение тот самый криминальный террор. Средства жестокого устрашения конкурентов и жертв.
Проще говоря, не просто наказывали или быстро убивали. А творили преступления с особым смаком. Не щадя, например, не только самих своих противников. Но и их семьи, включая самых малых детей. Например, памятна казнь «Тверскими волками» целой семьи директора рынка в городе Кимры.
— Лом был не просто патологически жестоким человеком, — вспоминал друг детства Костенко Иван Стаднюк. — Но и невероятно умным человеком. По-своему даже справедливым. У нас в Твери говорили: благодаря нему в городе этнических группировок не возникает.
В итоге, к концу 1990-х «Волки» уже контролировали значительную часть Тверской области — от лесопереработки до игорного бизнеса, заправок и целых крупных строительных компаний. Под их крылом пребывали торговля иконами, алкоголем, валютой, все ночные бабочки на трассе Москва-Санкт-Петербург.
— Мы — «природные санитары», устраняем нежелательные элементы общества, — говаривал сам Лом. — Например, тех же спекулянтов. Живем по принципу — человек человеку волк.
Киллеры-расисты
Бандиты придерживались идей радикального национального, расизма. Могли, к примеру, чисто ради забавы устроить по улицам ночной Твери охоту за местными африканскими студентами. А каждый бандит из ОПГ набивал себе особое тату с изображением оскаленной пасти серого волка. У самого Лома такая наколка красовалась на полгруди.
У банды имелось и другие свои изюминки. Например, отдельное силовое подразделение из десятка лучших киллеров. Хладнокровных расчетливых убийц с почти армейской дисциплиной да закалкой. Не раз открыто прямо посреди улицы действовавших. На глазах у десятков насмерть перепуганных свидетелей, из которых потом ни один не соглашался показания давать против банды.
И это при том, что один из известных киллеров ОПГ, Александр Агеев («Стрелок»), был воспитан в строгой религиозной атмосфере, увлекался исторической реконструкцией и искусством.
— Помню, что в 2001-м году достаточно было при любой проблеме намекнуть, что ты немного знаком с Ломом и его ребятами, — вспоминал Стаднюк. — Проблема тут же сама собою в считанные минуты рассасывалась. Люди были просто в ужасе от банды, ее мамы на ночь пугали непослушных детей. При том, что само боевое крыло ОПГ, ее костяк, не так велики было — от силы 10-15 человек.
На пике мощи бандиты обзавелись шикарными особняками да тачками. У самого Лома имелся трехэтажный особняк в центре Твери, сразу две крутые по тем временам иномарки: Toyota Land Cruiser и Chevrolet Suburban. Именно в его огромной деревянной бане при доме проходили еженедельные сходки верхушки ОПГ. Где каждый знал — малейшее ослушание лидера грозит большой бедой ослушнику.
Более менее, наладить контакты с «Тверскими волками» удалось лишь легендарному смотрящему Саше Северу. Северный потом не раз отмечал:
Впрочем, «Тверские волки» легко нашли общий язык с другими беспредельщиками 1990-х.
— Основатели банды были на заре карьеры тесно связаны с Ореховскими, Тамбовскими братками, Солнцевской группировкой, что орудовали по соседству,- рассказывал начальник УВД Александр Куликов, — А в ОПГ входили юристы и коррумпированные чиновники.
Не пощадили даже Круга
Да-да, одна из самых известных жертв «Тверских волков» — знаменитый шансонье Михаил Круг, к которому в дом и ворвались в точной тиши лета бандиты.
При этом до конца неясны мотивы преступников. По одной из версий, «Волки» хотели лишь напугать отказывавшуюся платить им дань звезду. Однако перестарались…
Впрочем, все же за Круга сами же волки и отомстили. Бандит из ОПГ «Тверские волки» Дмитрий Веселов (Весел), он же просто Весел, был наказан отправкой на небеса — своими же. Уцелело лишь одно-единственное его прижизненное фото.
Конец волчьей стаи
Удар по ОПГ «Тверские волки» нанес был лишь в середине 2000-х годов. Тогда «Волк» и «Лом» погибли — в 2005-м и 2006-м. По сей день неизвестно, кто именно расстрелял обоих матерых бандитов. Были ли то чисто внутренние разборки в недрах провинциального криминала или же постаралась так называемая «Белая стрела» — особый тайный отряд ликвидаторов из числа силовиков. Ответ по сей день неясен.
Агеев, например, уехал на пожизненное. Сидит в самой мрачной российской колонии строго режима — «Полярная сова». Впрочем, различные новые эпизоды в карьере опасной банды по сей день всплывают нон-стоп почти.
«Тверские волки», к счастью, сгинули, оставили за собой лишь мрачные воспоминания о кошмаре лихих 1990-х. Их деятельность стала символом беспросветного насилия и вопиющего беззакония, что на полную катушку царило в российской обществе конца XX — начала XXI века.