Сыгранные им герои буквально излучали энергию. Да и сам он в жизни был таким: жизнелюбивым, неуемным, умеющим радоваться даже мелочам. Даже будучи неизлечимо больным, Вячеслав Невинный не терял надежды вернуться в профессию, говорил близким, что непременно встанет, поправится. Увы, болезнь оказалась сильнее…
Здоровье начало подводить актера еще в молодые годы. В это сложно поверить, но до двадцати трех лет он был очень худым молодым человеком. Однако потом, как говорят врачи, произошел сбой. Невинному выписали гормоны, и вес стал стремительно расти.
Поправившись, Невинный стал буквально себя ненавидеть. Лишний вес закрыл для него как романтические, так и драматические роли. Однако режиссерам фактура Невинного нравилась, и многие говорили, что сбрасывать вес ему вовсе не нужно. А он уже попросту не мог этого сделать – не позволяло здоровье.
В новом образе Невинного приглашали играть или незадачливых добряков или каких-то прохвостов. Энергичный Весельчак У в «Гостье из будущего», продуманный Карпухин в «Гараже», Фарлаф в «Руслане и Людмиле», Собакевич в «Мертвых душах» — какую бы роль не играл актер, все созданные им образы получались яркими и запоминающимися. Во многом потому, что Невинный никогда не пренебрегал даже мельчайшими деталями.
По воспоминаниям режиссера Юрия Норштейна, он был поражен, увидев Невинного за работой. Тогда шло озвучивание мультфильма «Ежик в тумане». Согласно сюжету, Медвежонок бегает по лесу и, наконец, сильно запыхавшись, усаживается на бревно рядом с Ёжиком и говорит.
Невинный, который должен был озвучивать Медвежонка, увидел эту сцену и начал нарезать круги по студии. Бегал, пока окончательно не запыхался и лишь тогда начал озвучку, которая получилась невероятно достоверной.
«Меня никогда не беспокоило, отрицательного типа я играю или положительного. Если он интересен, почему нет? — замечал артист. — Вообще, моя индивидуальность – это простак. Конечно, в амплуа такого артиста входит большое количество ролей, но это не Гамлет, не Отелло. Я сам понимаю, что в данном виде я не Гамлет», — говорил Невинный.
Героев-любовников Невинному сыграть не пришлось, зато в его собственной жизни романтики было достаточно. Благосклонности своей будущей супруги Нины Гуляевой он добивался целых три года.
С ней он познакомился в театре, где служил. На тот момент Нина была замужем. В какой-то степени Невинного и Гуляеву свел спектакль «Битва в пути», в котором им достались небольшие роли. Невинный стал приходить на все спектакли с участием Гуляевой. Он звонил домой, дарил букеты, однако, актриса была непреклонна. Она тогда и не подозревала, насколько настойчив ее поклонник. Когда Гуляева ушла работать на радио, Невинный стал ежедневно приходить на ее новую работу и в любую погоду ждал у входа, чтобы проводить домой. В результате с мужем Гуляева развелась и стала законной супругой Вячеслава Невинного.
Вскоре у супругов родился сын – такой же курносый и круглолицый, как знаменитый отец, назвали мальчика в честь папы – Вячеславом.
Жила семья дружно, дом был полной чашей ровно до тех пор, пока не наступили лихие 90-е. Работы не было и Невинный, чтобы семья не сидела без денег, пошел сниматься в рекламе приправы для супа и, тем самым, напомнил о себе. Постепенно стали поступать и предложения от режиссеров. Но радость семьи была недолгой – беды на них посыпались как из рога изобилия.
Сначала на актера наехала в его собственном гараже его собственная машина. Автомобиль сбил Невинного и проехал по ногам. Травмы оказались просто жуткими, пришлось делать операцию, причем, весьма сложную, и вставлять штифты.
А вскоре у актера диагностировали глаукому, а потом начались проблемы с коленными суставами.
Усугубило ситуацию падение актера со сцены. На очередной репетиции спектакля «Тойбеле и ее демон» во МХАТе Невинный заблудился в темноте кулис и рухнул в люк с более чем трехметровой высоты. Это падение стало поистине роковым и болезнь, до сей поры дремавшая в организме, нанесла сокрушительный удар – вернулся затихший было диабет.
Тяжелая болезнь требовала внимания, кардинального изменения образа жизни. Соблюдения диеты, полноценного отдыха, наблюдения специалистов. Однако Невинного было не остановить. Нередко на съемочную площадку или сцену он выходил, когда сахар буквально зашкаливал.
Семидесятилетний юбилей актер встретил на больничной койке. Невинный понимал, что он тяжело болен, и что болезнь прогрессирует, однако, не терял надежды снова выйти на сцену. Но вскоре выяснилось, что левую ногу спасти не удастся – диабет дал серьезные осложнения. Пришлось делать ампутацию. Потом, в одном из интервью, актер говорил, что тогда ему просто не хотелось просыпаться, ему казалось, что жизнь закончилась.
Актера поддерживали коллеги – Олег Табаков, Александр Калягин. Они помогали чем могли – организовали сбор средств на лечение, доставали лекарства. Вот только жизни без сцены Невинный для себя не видел. Мысль вернуться в профессию не отпускала его ни на миг.
И спустя год, когда Невинный смог встать на ноги, научился самостоятельно ходить с протезом, вернулся в театр, его ждал новый сокрушительный удар – необходимость в ампутации второй ноги.
В последний раз Вячеслав Михайлович вышел на сцену родного МХАТа в феврале 2005 года. Это была знаменитая «Чайка», спектакль, в котором четверть века он играл Сорина.
Выписали его после операции в инвалидной коляске с угнетающими, терзающими душу мыслями, что никогда больше он не вернется на сцену.
Дома он ездил на коляске из угла в угол, метался, словно тигр, запертый в тесную клетку. Поначалу ему звонили из театра, подбадривали, а потом эта связь постепенно прервалась.
Режиссер Николай Скорик вспоминал: «Когда я ему говорил: «Давай я тебя посажу в кресло», он мне, сверкая глазами, полными гнева, отвечал: «Я встану и буду играть. Я же артист!»
Все заботы о больном супруге легли на плечи жены, она не только научилась делать уколы и перевязки, она изо всех сил пыталась поддерживать в нем стремительно затухающий огонек интереса к жизни. Однако актер все больше замыкался в себе даже с сыном, с которым раньше мог часами вести беседы, общался все меньше и меньше.
Одиночество для Вячеслава Михайловича стало особым состоянием, в которое он погружался все глубже. Вскоре, неожиданно для близких, Невинный, который никогда особой религиозностью не отличался, решил принять крещение.
Таинство происходило весной в храме, неподалеку от театра «Школа современной пьесы». Этот был прекрасный солнечный день, вокруг все расцветало, весело щебетали птицы, природа возрождалась, а жизнь Вячеслава Невинного подходила к концу. Его не стало 31 мая 2009 года.
В этот день у актера резко подскочило давление, супруга вызвала «скорую», но от госпитализации Вячеслав Невинный отказался наотрез. Он понимал, что уходит, и не хотел провести последние часы в казенных стенах. В этот день Вячеслав Михайлович неожиданно попросил супругу позвать сына и невестку. Посмотрел на них, сделал вдох и закрыл глаза навсегда.