Трагическая судьба пса из фильма «Белый Бим Чёрное ухо»

Английский сеттер по кличке Стив, подаривший зрителям образ Белого Бима, стал настоящим любимцем всей страны. Но мало кто знал, насколько трагична судьба самого Стива, сыгравшего в фильме Бима.

Повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» впервые вышла в свет в 1971 году, и уже спустя несколько лет её прочёл режиссёр Станислав Ростоцкий. Прочёл — и сразу понял: это нужно экранизировать. Он загорелся идеей, не сомневаясь, кто должен сыграть главную роль — образ хозяина Бима, он сразу ассоциировал с Вячеславом Тихоновым.

Тихонов согласился без раздумий — для него это была возможность избавиться от ярлыка «вечного Штирлица» и сыграть по-настоящему душевную, человеческую роль.

-2

Но запустить проект сразу не получилось. Сначала пришлось ждать целый год, пока актёр завершит работу в другом фильме. Затем возникла проблема с киноплёнкой — отечественный материал категорически не подходил: съёмки на нём требовали яркого света, который мог бы не просто утомить собаку, а буквально измотать её. А Ростоцкий знал: никакого насилия — только бережное отношение. Поэтому настаивал на качественной импортной плёнке. На её закупку долго не выделяли деньги, но в итоге нужный материал достали.

Дальше — поиск самого главного героя. По сюжету нужен был шотландский сеттер — порода редкая и труднодоступная. К тому же, в книге Бим был альбиносом, и найти такую собаку было практически нерешаемой задачей.

-3

Но режиссёр нашёл выход: на замену герою повести пришёл английский сеттер по кличке Стив. Он оказался подходящим по типажу, окрасу и, главное, по характеру. В съёмочной группе пса сразу стали называть по-домашнему — Стёпкой.

Однако даже у Стива были дублёры. Например, сцену, в которой у Бима застревает лапа между рельсами, снимать с ним не стали. Вместо него в кадре появился другой сеттер, Денди, максимально похожий внешне.

-4

Съёмки с участием английского сеттера по кличке Стив (или, как ласково звали его на площадке, Стёпки) поражали всех — казалось, будто пёс сам прочитал сценарий и точно знал, что от него требуется. Работал с ним профессиональный кинолог Виктор Сомов, но, по мнению всей группы, дрессировка выглядела излишней — настолько естественно и чутко собака вела себя в кадре.

Для Вячеслава Тихонова участие в этом проекте стало особенным. Его герой был не просто владельцем Бима — между ними должна была возникнуть настоящая привязанность, которую невозможно было сыграть, не наладив настоящих отношений с собакой. С самого начала Тихонов понял: нужно завоевать доверие своего четвероногого партнёра. И принялся ежедневно приносить на площадку вкусности — колбасу, сосиски… Но Стёпку этим было не пронять: его угощали все подряд, от операторов до осветителей.

-5

Тогда Тихонов изменил тактику. Он начал проводить со Стёпкой время вне камеры: приходил раньше всех, брал его с собой на прогулки, подолгу беседовал, водил по лесам и полям. Даже однажды отправился с ним на охоту. Постепенно между ними установилась настоящая связь — пёс узнавал голос Тихонова издалека и сам первым начинал его искать. Их контакт стал таким крепким, что на экране ощущался без слов.

«Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной»- рассказывал актёр.

И всё же Стёпка очень скучал по своему настоящему хозяину. Съёмки длились полтора года, и всё это время он был «арендован» киношниками.

-6

Во время съёмок с английским сеттером Стёпкой команда старалась обращаться с ним максимально деликатно. Репетиции проводили без участия пса, а в кадр его запускали только тогда, когда всё было отточено — чтобы снять сцену с первого дубля и избавить животное от лишнего стресса. Но иногда, ради правды на экране, приходилось идти на тяжёлые шаги.

Одна из самых пронзительных сцен — момент, когда Бима разлучают с хозяином: «скорая помощь» увозит героя Тихонова, а пёс безнадёжно бежит следом, потом останавливается и с тоской смотрит вдаль. Чтобы добиться этой искренней реакции, актёру на несколько дней запретили видеться со Стёпкой. Пёс страдал от разлуки. А потом, когда они наконец встретились, их сразу снова «разлучили» — уже в рамках сцены. И всё, что видит зритель — не игра, а подлинное горе животного.

Кадры со съемок

Съёмки, как уже говорилось выше, длились полтора года. Всё это время Стёпка не видел своего настоящего хозяина. Тот не считал нужным навещать его, зато деньги за «аренду» пса получал исправно.

Несмотря на привязанность к Тихонову, пёс продолжал тосковать, и именно это стало источником той глубокой, пронзительной печали, с которой Бим живёт в фильме. Экранная боль пса — абсолютно подлинная.

-8

Когда работа над картиной завершилась, произошло неожиданное: настоящий хозяин Стива не захотел его забирать. За это время у него, как он выразился, «началась новая жизнь», в которой места для пса больше не было. Кинологу Виктору Сомову пришлось самому отвозить Стёпку обратно. Вскоре собака оказалась в питомнике, где и умер. Не от болезни, не от старости — просто от одиночества и тоски.

-9

Память о преданном сердце Белого Бима увековечили в Воронеже — городе, где жил и работал писатель Гавриил Троепольский. Здесь, рядом с краеведческим музеем, установили памятник трогательному герою его повести. Бронзовый пёс сидит, словно ожидая кого-то, глядя на прохожих глазами, полными надежды.

Горожане верят: если пошептать в ухо Биму свое сокровенное желание с чистым сердцем, мечта обязательно сбудется. И потому к памятнику всегда кто-то подходит — не только погладить пса по голове, но и поделиться с ним тем, о чём трудно сказать вслух даже людям.

Load More Related Articles