Этих героев мы знаем с самого детства, но редко задумываемся о том, кто вдохновил писателей, поэтов и сценаристов на создание их образов. А, между тем, у каждого из них существовал реальных прототип. Рассказываем о людях, с которых были списаны знаменитые персонажи.
Доктор Цемах Шабад
“Доктор Айболит” Корней Чуковский
В архивах Корнея Чуковского указано, что прототипом доктора Айболита был врач из Вильнюса – Цемах Шабад, у которого известный писатель останавливался дважды. После первой поездки Чуковский написал: «Был это самый добрый человек, какого я только знал в жизни. Он лечил детей бедняков бесплатно. Придёт, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: «Ты хочешь, чтобы я тебе выписал рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока». И по утрам, я замечал, выстраивалась целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили своих животных».
Однажды Чуковский увидел, как дети принесли доктору кошку, у которой застрял в языке рыболовный крючок. Цемах ловко выташил крючок щипцами, а писатель подумал, что было бы здорово написать сказку про такого доктора.
Кстати: на улице Месино в Вильнюсе, посреди старого еврейского квартала стоит памятник доктору Цемаху Шабаду – “прототипу доброго доктора Айболита».
Академик Иван Каблуков
“Вот какой рассеянный” Самуил Маршак
Стихотворение про «человека рассеянного с улицы Бассейной» было самым популярным произведением Самуила Маршака, а современники поэта узнавали в главном герое известного в 1930-е годы профессора Каблукова. Маршак даже фамилию сначала не хотел менять: “В Ленинграде проживает Иван Каблуков. Сам себя он называет Каблук Иванов”.
Профессор был авторитетным ученым в области химии и физики, почётным членом Академии Наук СССР, создателем школы физикохимиков и заслуженным деятелем науки, но также славился своей непрактичностью и рассеянностью. В любую погоду он не снимал с левой руки перчатку, вместо “химия и физика” говорил “химика и физия”, на вопрос: “что будете пить,чай или кофе?”, мог легко ответить: «Я попросил бы кошечку чаю», а, заканчивая лекцию, говорил студентам: «Господа! Следующая лекция будет не во вторницу, а в пятник! То есть не так: в пятник, а не во вторницу!». Прочитав известное стихотворение, Иван Алексеевич и сам догадался, кто был главным героем, и, встретив однажды брата Маршака – писателя М. Ильина, он шутливо пригрозив ему пальцем, сказал: «Ваш брат, конечно же, метил в меня!»
Фрейлина Мария Гартунг, дочь Пушкина
“Анна Каренина” Лев Толстой
Известно, что прототипом Анны Карениной была Мария Александровна Гартунг, в девичестве Пушкина. Именно ее внешность Лев Николаевич описал в романе. Мария познакомилась с писателем в Туле, на одном из приёмов. Толстой сначала ее очень внимательно разглядывал, а когда ему сообщили, кто эта женщина, Лев Николаевич воскликнул: «Да, теперь я понимаю, откуда у неё эти породистые завитки на затылке!» Однако Каренина была образом собирательным: судьба и характер ей достались от Марии Алексеевны Дьяковой-Сухотиной, а трагическая смерть – от Анны Сергеевны Пироговой.
М. А. Сухотина была женой вице-президента Московской дворцовой конторы, а затем ушла от мужа к аристократу и приближенному царя – Ладыжевскому. Сухотин дружил с Толстым и рассказывал ему о своих переживаниях и громком разводе. А Анна Пирогова была гражданской женой соседа Толстого, Александра Николаевича Бибикова. Приревновав Бибикова к гувернантке, Анна бросилась под поезд. Толстому довелось видеть тело женщины, перерезанное пополам. Случай стал для него потрясением. Бибиков же позднее женился на той самой гувернантке.
Сотрудник уголовного розыска Осип Шор
Остап Бендер: Ильф и Петров «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»
Главным прототипом Остапа Бендера был известный авантюрист Осип Шор. Свою первую аферу он провернул еще в студенческие годы. Чтобы избежать военной службы, он придумал себе турецкого отца, подделал документы и избежал призыва. Носил он только светлую одежду, капитанскую фуражку и шарф. Сначала периодически консультировал бандитов, получая с них долю за свои хитроумные схемы ограблений, а затем поступил на службу в Одесский уголовный розыск. Знание преступного мира сделало Осипа настоящей находкой угрозыска.
Когда роман “Двенадцать стульев” стал популярен, Осип решил, что ему причитается часть гонораров. Он пришел к Ильфу и Петрову и потребовал заплатить деньги за то, что они пересказали его истории. Авторы уверяли Шора, что Остап Бендер — образ собирательный, но тот устроил скандал и потребовал как минимум воскресить героя, погибшего в конце книги. Ильф и Петров согласились, и написали продолжение романа «Золотой теленок». В последние годы жизни Шор работал проводником поезда Москва-Ташкент, жил у сестры в маленькой комнатке и почти ни с кем не общался.
Режиссер Всеволод Мейерхольд
Алексей Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”, Карабас-Барабас
Алексей Толстой написал свою сказку по мотивам “Пиноккио”, но у его героев были свои прототипы. Например, под видом Карабаса-Барабаса Толстой изобразил знаменитого театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. У режиссера был очень тяжелый характер, а современники считали, что к актерам он относился, как к марионеткам. Мейерхольд любил носить длинный шарф и конец закладывал в карман, чтобы не волочился по полу, Карабас-Барабас делал то же самое со своей длинной бородой. На репетиции режиссер приходил с маузером, который носил с собой после революции, а у Карабаса-Барабаса в руках всегда была плетка. У Мейерхольда был помощник, носивший псевдоним Вольдемар Люсциниус. Толстой сложил слова «дурень» плюс «Вольдемар» и получилось Дуремар.
Хирург Сергей Воронов
Михаил Булгаков :“Собачье сердце”, Профессор Преображенский
В двадцатые годы двадцатого столетия французский хирург русского происхождения Сергей (Самуил) Абрамович Воронов пересаживал железы обезьяны человеку, а срезами с яичек обезьян «лечил» старость и увядание. Причем, как писали в газетах, эффект от операций действительно был потрясающий. В очередь к доктору Воронову выстраивались миллионеры, политики, звезды эстрады и кино. Воронов был богатейшим медицинским светилой, однако довольно скоро стало известно, что его операции не достигли обещаемых результатов. Эффект у пациентов быстро пропадал, поползли слухи, что доктор – шарлатан, его звезда погасла, и только спустя продолжительное время медицина признала заслуги хирурга. В2005 году опыты Воронова были отмечены как основа для современной медицинской стратегии по борьбе со старостью.
Девочка Флоренс Хорнер
Владимир Набоков “Лолита”
Автор никогда не рассказывал о том, что побудило его написать «Лолиту». Однако исследователи его творчества выдвинули несколько гипотез. Первая – это клинический случай влечения к несовершеннолетним, описанный в книге британского врача Хэвлока Эллиса, вторая – отношения между 35-летним Чарли Чаплиным и его будущей супругой 15-летней Литой Грей, и третья – история некой Флоренс Хорнер, 11-летней девочки, которая была похищена в 1948 году. Предположение было основано на том факте, что, работая над книгой, Набоков часто просматривал криминальную хронику, отмечал сообщения в газетах, а потом переносил сюжеты в свои произведения.
Так, Набокову на глаза попалась статья об 11-летней Флоренс, которая украла из магазина блокнот. Ее поймал 50-летний автомеханик Фрэнк Ла Саль и, сообщив, что работает в ФБР, забрал с собой. Девочка, испугавшись наказания, отправилась с похитителем. Вместе они путешествовали по Америке 21 месяц, Флоренс ходила в школу и однажды в Далласе рассказала все учителю, а затем сбежала от Фрэнка, позвонив сестре. Между Флоренс и похитителем существовали сексуальные отношения. Автомеханик был назван “моральным извращенцем” и осужден на 35 лет. Флоренс Хорнер погибла в 15 лет, попав в автокатастрофу.
Доктор Томас Болти
Доктор Хаус
Когда возникают проблемы со здоровьем, все мечтают попасть в руки к такому врачу, как Доктор Хаус. И этот врач существует. Он живет в Нью-Йорке, берется за самые трудные случаи и считается настоящим детективом в области медицины.
Частной клинике Томаса Болти на Манхеттене уже больше десяти лет. Сам он работает диагностом, хотя официально такой специальности не существует. Пациенты его клиники заполняют многостраничную анкету, отвечая на вопросы о своей болезни, быте, привычках, хобби и поездках в другие страны. Их ответы часто дают ключ к лечению. Создатели сериала вдохновились случаями из практики Болти, однако между реальным персонажем и главным героем сериала не так много общего. Томас – глубоко верующий человек и признается, что «никогда не станет идти по головам, чтобы поставить диагноз».