Когда 46-летний Михаил Евдокимов выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора Алтайского края, там восприняли это выдвижение с усмешкой. Мало кто верил, что комик с образом деревенского простачка способен одолеть такого зубра политики и номенклатуры, как действующий губернатор Александр Суриков – «Алтай-паша́». Тем более, что Евдокимов уже пробовал баллотировался в Госдуму от Барнаула, но не прошёл, заняв какое-то там предпоследнее место.
Поэтому Евдокимова политтехнологи губернаторской команды всерьёз не восприняли. А тот, наоборот, подошёл к делу ответственно. Его пиарщики развернули грамотную избирательную кампанию под слоганом «Шутки в сторону». Не гнушались они и грязными трюками (например, в бюллетенях был однофамилец-самовыдвиженец Виталий Суриков, отобравший у «Алтай-паши́» 2,6% голосов).
Там, где идёт перераспределение больших денег, харизма и обаяние не действуют
В первом туре Евдокимов отстал от губернатора всего на 8%, и выборы пошли на второй круг. Суриков не на шутку всполошился. Его рекламщики развернули масштабный чёрный пиар под слоганом «Остановите вторжение!»
Вторжение злобных московских олигархов, которых якобы приведёт во власть региона лукавый якобы «простачок» Евдокимов.
Штаб Сурикова также вещал о том, что Алтай превратят в свалку радиоактивных и химических отходов, если придёт Евдокимов. Региональные СМИ, питающиеся из госкормушки, явно перебарщивая, прямо захлебнулись в страшилках на тему «разграбление наших богатств московскими олигархами».
У народа этот «чёрный переполох» вызвал отвращение. Какие богатства? если средняя зарплата в регионе — всего 4 тысячи рублей, и Алтай по бедности населения — в последней десятке субъектов РФ?
В итоге, народ 4 апреля 2004 г. сделал свой выбор в пользу Евдокимова.
Неожиданно выяснилось, что никаких злобных олигархов Михаил не привёл. Все 16 месяцев его правления можно охарактеризовать как:
«Я пришёл во власть, я честный человек и честно хочу сделать этот мир лучше. Но не знаю как».
Евдокимов увы не был силён в закулисных играх, и не имел связей со сложившимися политическими элитами. Он просто и наивно верил, что его харизма и обаяние способны открыть любые двери и сделать многое.
Но тут его ждал очень неприятный сюрприз: там, где идёт перераспределение больших денег, харизма и обаяние не действуют.
За 16 месяцев «народный губернатор» сумел настроить против себя все ветви власти и разругаться не только с местными депутатами, но и с собственным правительством. А никаких «ставленников из Москвы», которых бы он приводил, увольняя врагов, у него на самом деле не оказалось. Он пытался найти общий язык с теми, кто есть: «Мужики, давайте по совести…» и т.п.
31 марта 2005 на сессии краевого Совета депутаты выразили главе Края недоверие. «За» проголосовали 46 из 52-х депутатов. Согласно закону, судьбу главы региона должен был решать президент РФ. Мог быть создан прецедент: отстранение главы региона по настоянию его Законодательного собрания.
Но президент РФ не успел вмешаться в конфликт. Актёр же признать поражение не хотел, и упрямился. Фактически, он пришёл навести порядок, и пошёл против местной системы.
7 августа 2005 года Михаил разбился в аварии.
Тайна гибели Евдокимова и косвенные факты её «неслучайности»
В условиях его острого конфликта с местными элитами, в народе возникло подозрение в том, что ДТП была подстроенным, а смерть губернатора — не случайной.
Но официальное следствие даже и не рассматривало предположений, выходящих за рамки «обычного ДТП». Хотя косвенные признаки на неслучайный характер аварии были:
- Поездка планировалась на личном автомобиле Евдокимова, но её заменили на служебный Мерседес, побывавший накануне ночью в автосервисе.
- Во время рокового торможения Мерседес Евдокимова шёл юзом, оставив на асфальте четыре чёрные полосы. Все 4 колеса были заблокированы, хотя на этой машине стоит АБС — антиблокировочная система тормозов. Подушки безопасности при столкновении с деревом сработали, но почему-то не помогли.
- Место катастрофы — весьма оживлённый перекрёсток, но по официальной версии свидетелем трагедии был только Олег Щербинский – водитель «Тойоты», которого сначала признали виновным в том, что он спровоцировал ДТП, а потом оправдали.
- Актёры — друзья Евдокимова заявили, что перед трагедией он начал опасаться за свою жизнь и ожидать покушения на себя, так как заметил, что за ним ведётся слежка. Причиной называл то, что он отказался от приобщения к общей «бюджетной кормушке», и его припугнули за этот отказ (об этом заявляли Аркадий Вольский, Александр Панкратов-Чёрный, Александр Михайлов, Владимир Винокур). Налицо было несогласие Евдокимова с узаконенным воровством, который, по словам друзей-актёров и его брата, потрясал при этом какой-то папкой с компроматом на представителей региональной власти-мафии.
- В момент трагедии на месте аварии не работала телефонная связь, хотя вышка располагалась в 300 м.
- Во многих городах России нашлись влиятельные люди, которые организовывали при поддержке местных администраций мероприятия поддержки Щербинского водителя «Тойоты». Простого сцепщика ж/д вагонов на отдалённой станции — вдруг защищал в суде очень высокооплачиваемый адвокат Анатолий Кучерена. Каждый день по всем федеральным каналам в конце выпуска перед погодой упоминались массовые акции, там или тут, в поддержку Щербинского, который в итоге был полностью оправдан.
Но зачем же убивать, да ещё и таким сложным, экзотическим способом? Ведь популярный, но неопытный политик вчистую проиграл схватку с местными элитами, и дни его политической карьеры в любом случае были сочтены. Вроде как и покушаться на губернатора не было никакого смысла.
Возможно. Но ведь гораздо проще поставить на колёса радиоблокираторы, чем потом затыкать неугомонного «борца с коррупцией» Евдокимова, отстранённого от власти и фонтанирующего потоком реприз и диалогов, изобличающих узаконенное воровство в нашем государстве. Нет человека – нет проблемы.
Поэтому даже через 10 лет после катастрофы 52% опрошенных «Левада-центром» были уверены в том, что Евдокимова погубила «политическая мафия», наперекор которой он попытался пойти.
Поучительной осталась наивность сравнительно бескорыстного артиста пролетарского происхождения, решившего побороться за честность во власти.