Зрители засыпали Гайдая вопросами, настоящие ли бриллианты показаны в фильме.
55 лет советские зрители впервые увидели «Бриллиантовую руку». Спустя несколько поколений комедия Леонида Гайдая остается в тройке лидеров проката за всю историю советского кинематографа. Реплики персонажей сразу стали крылатыми фразами, а песни из «Бриллиантовой руки» — настоящими хитами. Создатели не ожидали, что фильм будет иметь такой невероятный успех. Работа над ним обернулась множеством сложностей. Вот несколько фактов о том, как снимали любимую комедию.
Сотрудник КГБ не покидал съемочную площадку
«Бриллиантовую руку» начали снимать в конце апреля 1968 года. К съемочной группе был приставлен капитан Комитета госбезопасности, который ежедневно внимательно следил за рабочим процессом. Он не покидал площадку и, если какие-то сцены, противоречили цензуре, он сразу докладывал об этом своему руководству.
Пока «наверху» принимали решение, съемка этих сомнительных эпизодов приостанавливалась. Конечно, такие ситуации не радовали создателей картины. Но ни в коем случае нельзя было допустить нарушения советской идеологии. В результате худсовет, принимая фильм, внес в него более сорока правок.
Гайдай не стал вырезать случайное ругательство Папанова
География съемок «Бриллиантовой руки» была весьма широкой — этого требовал сам сюжет. Натурные съемки проводили в Баку, Сочи, Адлере, а также в подмосковном селе Павловская Слобода и город Гжатск Смоленской области.
Сцены рыбалки снимали возле природного памятника — скалы Киселева в Туапсинском районе Краснодарского края. И хотя по сюжету было лето, на самом деле вода в море остыла до +8 градусов.
В один из дней у оператора Игоря Черных никак не получалось снять нужный эпизод. А Анатолий Папанов в это время находился под водой. И после очередного неудачного дубля актер, который уже замерз, не выдержал. Он вынырнул на поверхность и крикнул в адрес оператора: «Идиот, тьфу!».
Леониду Гайдаю очень понравился этот эмоциональный момент, поэтому он не убрал его из фильма. А потом Папанов использовал это ругательство в еще нескольких сценах комедии.
Пегас — антикварный, а в бриллиантовой руке — бижутерия
В сцене в универмаге Семен Семенович Горбунков интересуется у продавца, показывая на скульптуру коня: «А у вас есть такой же, но без крыльев? Нет? Будем искать».
И хотя в «Бриллиантовой руке» изваяние появляется лишь на несколько секунд, большинство зрителей узнали его позднее и в картине «Служебный роман». Помните, герой Андрея Мягкова держал его в лифте, а в актовом зале упал с ним?
Оказывается, эта скульптура — настоящая драгоценность. Бронзовая композиция «Персей и Пегас с головой Медузы» была создана французским скульптором Андре Эмилем Луи Пико в 1888 году. Впервые скульптура появилась на экране в декабре 1914 года в немом фильме «Ты помнишь ли?..» Картину сняли на студии, которой владел один из основателей русского кинематографа Александр Ханжонков. Именно в его личной коллекции и находились и оригинал бронзовой статуи, и ее реплика. А после революции 1917 года оригинал был национализирован.
Учитывая историческую и художественную ценность «Пегаса», он наверняка стоит больших денег. Но, как мы помним, в «Бриллиантовой руке» скульптура позиционируется просто как сувенир и продается в обычном универмаге.
А с самой бриллиантовой рукой все получилось еще интереснее. В финальных титрах комедии появляется фраза «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». Когда фильм вышел на экраны, Гайдая засыпали вопросами о том, действительно ли настоящие бриллианты использованы в качестве реквизита.
«Было много бижутерии, а вот монеты — настоящие. Взяли из какого-то музея. На съемках присутствовал человек, который следил, чтобы монетки не ушли на сторону. Когда мы прятали их в гипс, он следил, сколько мы туда положили», — вспоминал Леонид Гайдай в интервью «Комсомольской правде».
«Нимб» на голове мальчика делали из подручных материалов
Сегодня кинохудожники создают невероятные спецэффекты с помощью технологий. У создателей «Бриллиантовой руки» технические возможности были гораздо скромнее. И даже в таких условиях они нашли интересные решения.
Оператор Игорь Черных придумал конструкцию для съемок эпизода в гостинице, когда Горбунков приходит в номер к Анне Сергеевне для покупки того самого халатика «с перламутровыми пуговицами». После бокала вина, в котором явно снотворное», Семен Семенович уже еле стоит на ногах. В этот момент к ним заходят его жена, управдом и еще несколько человек. Все они останавливаются в дверях, а Горбунков не в состоянии сказать даже несколько слов, у него все плывет перед глазами.
Для этого плывущего эффекта Черных с коллегами соорудил большую раму с двумя кругами плексигласа, которые бегали на роликах. Стекла вращались в разные стороны, благодаря чему лица искривлялись.
Находчивость оператора пригодилась и для сцены с мальчиком, идущим по воде. Над головой подростка светился «нимб», который в действительности был сделан из проволоки и битых елочных игрушек. Чтобы он сиял, потребовалось применить специальные световые фильтры.
«Бриллиантовая рука» стала первопроходцем не только в некоторых спецэффектах, но и режиссерских ходах. И даже более полувека спустя эта комедия остается в фаворитах у зрителей. Мы все наизусть знаем реплики героев и каждый миг сюжета, но все равно смотрим ее, не отрываясь от экрана.