Слишком опасны, чтобы повторять : 8 запрещенных гимнастических элементов

Спортивная гимнастика — это всегда зрелищность, точность и та непередаваемая напряжённая атмосфера, которая царит на соревнованиях. Но мало кто задумывается, что за каждым прыжком или кувырком стоит целая эволюция этого вида спорта, в рамках которой одни элементы уходят в прошлое, а другие приходят им на смену.

Некоторые гимнастические элементы, о которых пойдёт речь ниже, были невероятно популярны в своё время.

Некоторые гимнастические элементы, о которых пойдёт речь ниже, были невероятно популярны в своё время. Но теперь их либо почти не увидишь на помосте, либо они запрещены. Почему так происходит? Давайте разберёмся.

1. Переворот через плечо — Roll-out skills

Сначала давайте поговорим об одном из самых ярких примеров — элементах с переворотом через плечо (roll-out skills). Это такие движения, когда спортсмен или спортсменка выполняет пол-оборота назад и заканчивает элемент перекатом, вместо того чтобы приземлиться стойкой на ноги.

Курт Томас.

Самый известный из подобных элементов — «Сальто Томаса», названный в честь американского гимнаста Курта Томаса. Это был сложнейший прыжок: 1,5 оборота назад с полуторным поворотом вокруг своей оси, завершаемый перекатом.

Ещё в 1992 году этот сложнейший элемент исполняла китайская гимнастка Сюймэй Хэ на Олимпийских играх. Однако со временем и именное сальто и сопутствующие элементы стали считаться слишком травмоопасными (особенно для шеи), потому что приземление должно было быть идеально точным.

Сейчас все они запрещены в женской программе, хотя раньше были в ходу.

Сейчас все они запрещены в женской программе, хотя раньше были в ходу. Интересно, что мужчины тоже постепенно от них отошли, правда, чуть позже — из-за изменений в правилах и стремления к более чистому техническому исполнению.

2. Петля Корбут

Ещё один элемент, который вызывал бурные аплодисменты — петля Корбут. Название элемента уже говорит само за себя.

Советская гимнастка Ольга Корбут была настоящей суперзвездой своего времени.

Советская гимнастка Ольга Корбут была настоящей суперзвездой своего времени. И её флип на разноуровневых брусьях поражал воображение. Представьте: она стояла на верхней перекладине, делала резкое отталкивание назад, выполняла задний кувырок в воздухе, снова ловила перекладину и раскачивалась к нижнему брусу.

Элемент был потрясающе зрелищным, но в какой-то момент его официально запретили, потому что малейшая шероховатость в исполнении могла привести к самым печальным последствиям.

До этого петля Корбут была частью программы многих гимнастов, включая выступление самой Ольги на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году.

До этого петля Корбут была частью программы многих гимнастов, включая выступление самой Ольги на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. Но после указанного года именной флип уже не исполнял никто.

3. Удары животом о перекладину — «Belly beats»

Также интересно вспомнить удары животом о перекладину (belly beats). Этот элемент был популярен в 80-х годах, когда ещё не были стандартом широкие расстояния между перекладинами.

Гимнасты начинала движение из стойки на руках на верхнем брусе, а затем резко опускались вниз, ударяя тазом либо животом о нижнюю перекладину.

Гимнасты начинала движение из стойки на руках на верхнем брусе, а затем резко опускались вниз, ударяя тазом либо животом о нижнюю перекладину. Чтобы всё получилось правильно, расстояние между брусьями должно было быть точно настроено под конкретную спортсменку или спортсмена.

Потом, когда правила изменились и перекладины стали дальше друг от друга, этот элемент стал менее актуальным.

Потом, когда правила изменились и перекладины стали дальше друг от друга, этот элемент стал менее актуальным. Зато появились новые возможности для выполнения сложных перелётов и связок, которые сейчас являются основой женских и мужских программ на брусьях.

4. Квадро-связки

Если мы уж заговорили о брусьях, то нельзя не упомянуть квадро-связки (quad series). Чтобы не усложнять описание просто скажу, что были комбинации из четырёх последовательных акробатических элементов на бревне.

В 80-х и в начале 90-х годов такие серии часто использовались как способ получить дополнительные баллы за связку.

В 80-х и в начале 90-х годов такие серии часто использовались как способ получить дополнительные баллы за связку. Иногда гимнастки даже включали оные в начальный элемент упражнения. Однако после изменения правил в 1997 году требования к бонусам за связки были скорректированы, и ценность таких длинных серий упала.

Сегодня из-за рационального подхода чаще всего встречаются трёхэлементные связки, а четырёхзвенные почти исчезли.

Сегодня из-за рационального подхода чаще всего встречаются трёхэлементные связки, а четырёхзвенные почти исчезли.

5. Два фронтальных кувырка подряд

Ещё один интересный факт: раньше на площадке для вольных упражнений было общепринято использовать два фронтальных кувырка подряд перед началом сложного акробатического элемента. Такие движения помогали набрать скорость и мощность. Но со временем пришла мода на «раунд-оф» — такой пружинящий кувырок, который даёт больше энергии для высоких прыжков.

Два фронтальных кувырка подряд

Теперь же пространство чаще всего используется не для нескольких коротких кувырков, а для разбега, чтобы сделать ключевой прыжок выше и сложнее. Это связано с тем, что современные нормативы требуют большего уровня техники и контроля над телом.

6. Спуск Команечи

Ещё один ушедший в историю элемент — спуск Команечи. Названный в честь знаменитой Надии Команечи, он был одним из самых сложных гимнастических элементов в 70-х годах.

Если описывать его прямо грубо-просто, то он похож на обычный фронтальный спуск, но с добавлением пол-оборота и переходом в задний кувырок.

Если описывать его прямо грубо-просто, то он похож на обычный фронтальный спуск, но с добавлением пол-оборота и переходом в задний кувырок. Сейчас же такие движения потеряли свою ценность из-за появления гораздо более сложных спусков, поэтому их практически не встретишь на соревнованиях.

7. Старт Сильвас

Не забудем мы с вами поговорить и про старт Сильвас — довольно красивое, но редкое движение, которое выполняется в начале упражнения на бревне. При таком исполнении гимнастка прыгает в стойку на плечах с разведёнными ногами, а затем поворачивается в упор лёжа на груди.

Не забудем мы с вами поговорить и про старт Сильвас — довольно красивое, но редкое движение, которое выполняется в начале упражнения на бревне.

В своё время этот элемент принёс Даниэле Сильвас золотую медаль на Олимпиаде в Сеуле в 1988 году. Но сегодня он почти не используется — риск упасть на старте слишком велик, а баллы за него уже не такие щедрые. Поэтому большинство спортсменок предпочитают безопасные и «гарантированные» стартовые элементы.

8. Тамблин из угла в угол

Особое внимание стоит уделить тамблину из угла в угол. Раньше многие гимнасты выполняли акробатические ряды, двигаясь от одного угла помоста до другого и обратно без пауз. Сейчас такие движения встречаются всё реже, потому что акцент сместился на качество каждого отдельного элемента — на точность приземления, плавность связок и общую форму.

Особое внимание стоит уделить тумблину из угла в угол.

Современные судьи строже относятся к ошибкам, и выполнять длинные тамблевые ряды стало рискованно — за каждую неточность легко получить штраф.

9. Прыжки через опору

Что касается прыжков через опору, то здесь тоже произошли значительные изменения. Если раньше считался сложным элементом простой фронтальный прыжок с отталкиванием руками, то теперь эти элементы считаются базовыми. Вместо них используются намного более сложные варианты: двойной Юрченко с поворотом и другие.

Всё это связано с тем, что уровень подготовки спортсменов значительно вырос.

Всё это связано с тем, что уровень подготовки спортсменов значительно вырос. И борьба за медали требует всё новых и новых достижений и модификаций привычных элементов.

Любой спорт эволюционирует

Важно понимать, что любые изменения в программе происходят не просто так. Они диктуются стремлением к безопасности, развитию техники и соответствию мировым стандартам. Многие элементы, которые кажутся нам ушедшими в прошлое, были важной ступенькой в развитии гимнастики. Благодаря им мы имеем те сложные и зрелищные упражнения, которые видим сегодня.

Любой спорт эволюционирует

Но если присмотреться, можно заметить, что иногда старые элементы возвращаются в новом виде. Например, некоторые компоненты roll-out упражнений можно увидеть в современных акробатических связках, а некоторые запрещённые и забытые движения из области брусьев — в силовых элементах на других снарядах. Это говорит о том, что ничего не пропадает бесследно. Просто форма меняется, адаптируясь к новым условиям и возможностям.

Может показаться, что всё становится только сложнее и современнее, но на самом деле гимнастика — это как музыка: в ней есть свои классические произведения и современные интерпретации.

Может показаться, что всё становится только сложнее и современнее, но на самом деле гимнастика — это как музыка: в ней есть свои классические произведения и современные интерпретации. И те, кто следит за этим видом спорта, хорошо понимают, что каждый новый сезон может преподнести неожиданные повороты. То, что сегодня кажется устаревшим, завтра может стать основой нового элемента. Только с адаптацией под современные стандарты.

Load More Related Articles