Актер Михаил Светин успел сняться в более, чем ста кинокартинах, хотя впервые попал на съемочную площадку аж в 44 года. Режиссеры активно предлагали ему работу, предполагая, что один лишь вид комика подарит зрителям хорошее настроение. Поклонники и не подозревали, что за кадром артист был совсем другим человеком, а его сложный характер стоил ему многих друзей. Кого лишился из-за своей вспыльчивости Михаил Светин и кто терпел его выходки до самого конца?
Главный хулиган
Михаил Гольцман родился в Киеве в 1929 году, а чуть позже на свет появился его младший брат Леонид. Как признавался артист, характером он сам пошел в отца: тот был единственным сыном богатых родителей, поэтому с самого детства рос избалованным и не хотел трудиться. К моменту рождения первого сына он уже потратил все накопленные средства, из-за чего пришлось все же устраиваться на работу. Впрочем, большую часть дохода в семью приносила мама Михаила, никогда не боявшаяся тяжелого труда. Сначала она работала уборщицей, а потом устроилась в детский дом воспитательницей.
Гольцман, как и его отец, всегда любил шутить и смешить окружающих. С самого детства он показывал сценки, а на вопрос о будущей профессии твердо отвечал: «Хочу стать Чарли Чаплином!». Впрочем, о театре пришлось забыть, когда началась война. Семью эвакуировали в Ташкент, где Михаил с мамой начали торговать на рынке, чтобы хоть как-то прокормиться. В родной Киев удалось вернуться лишь после окончания военных действий. Там мальчики пошли в школу, а родители вновь стали пропадать на работе, и жизнь вернулась в прежнее русло.
Михаил Гольцман никогда не позволял матери с отцом расслабиться, «радуя» их регулярными замечаниями от учителей и вызовами в школу. Дело в том, что не посещающий ни один кружок ученик пытался найти применение своему таланту хотя бы на уроках: отвлекал одноклассников разговорами и шутками, донимал учителей глупыми вопросами и постоянно хулиганил. В 8-м классе Михаил перешел все границы, выбросив из окна сумку преподавательницы. Ни сверстники, ни директор учебного заведения шутку не оценили, поэтому вскоре Гольцмана попросили покинуть школу.
Для института требовалось образование не ниже девяти классов, поэтому Михаилу не оставалось ничего другого, кроме как поступить в училище. Его семья в то время как раз сдавала комнату студенту-дирижеру, поэтому Гольцман, насмотревшись на его репетиции, так же решил поступить на музыканта. Несмотря на полное отсутствие знаний в данной области, его приняли в класс гобоя: комиссии уж слишком понравился харизматичный молодой человек. В училище Михаил освоил музыкальный инструмент, а после устроился в школу учителем музыки. Впрочем, такая жизнь его не радовала: сердце все еще тянуло к сцене.
Начало карьеры и конфликт с Райкиным
Гольцман планировал параллельно с работой готовиться к поступлению в театральный институт, однако планы пришлось срочно поменять: его призвали в армию. Там музыканта взяли в оркестр, а после Михаилу повезло сыграть в нескольких постановках в качестве актера. Услышав аплодисменты офицеров, будущий артист лишь убедился в правильности своего выбора. После армии Гольцман отправился в Москву и стал штурмовать театральные институты, но, вопреки ожиданиям, поступить не получилось: абитуриенту везде отказывали из-за роста (всего 152 сантиметров) и большой щели между зубами.
Михаил решил, что, раз отучиться на артиста не получается, то надо сразу идти в театр. Где-то он раздобыл информацию о том, что в столичной гостинице остановился Аркадий Райкин. Следующие семь дней Гольцман караулил его у входа, и, когда наконец-то увидел артиста, сразу же начал умолять принять его в труппу театра. Райкин был шокирован происходящим, но все же пригласил незнакомца на прослушивание. Увидев талант Михаила, он согласился принять его своим учеником.
Аркадий Райкин и не подозревал, чем это закончится. Дело в том, что Гольцман довольно быстро стал страдать манией величия: он мог запросто начать пререкаться с преподавателем или даже учить его как правильно вести себя на сцене.
Кроме того, Михаил часто выпивал и даже проспал собственный дебют. Последней каплей стали оскорбительные слова, сказанные в адрес супруги Райкина, и драка с другим артистом. После увольнения новое место работы пришлось искать на бирже труда, где ему предложили поехать в Камышин.
Актер с трудным характером
В Волгоградской области Михаилу быстро начали доверять главные роли. Кроме того, на подмостках он познакомился с будущей супругой – Брониславой Проскурниной. Девушка тогда только-только начала свою карьеру и готовилась впервые выйти на сцену. На момент первой встречи ей было 17 лет, а ему – 30. Тем не менее они быстро нашли общий язык и поженились, после чего объездили несколько городов и театров в поисках стабильной жизни. Спустя несколько лет Бронислава предложила завести ребенка, побоявшись, что позже будет уже поздно.
Единственная дочь Михаила Гольцмана родилась в 1965 году, ее назвали Светланой. Первые несколько лет жизни девочка воспитывалась у бабушки, пока родители не осели в Ленинграде и не забрали ее к себе. К тому моменту артист уже взял псевдоним «Михаил Светин» в честь дочки, чтобы исключить предвзятое отношение со стороны коллег и зрителей из-за национальности.
После этого карьера действительно пошла в гору: актеру стали давать больше ролей в театре, а когда ему было уже 44 года и вовсе впервые позвали в кино. Михаил был на седьмом небе от счастья: наконец-то сбывалась детская мечта побывать на съемочной площадке! За свою карьеру Светин успел «засветиться» в более, чем ста кинокартинах, но чаще всего он снимался у Леонида Гайдая. Несмотря на то, что актер вечно с ним спорил и поучал, режиссер продолжал терпеть все его выходки и после завершения очередного проекта предлагал следующий. Однако однажды его терпение иссякло.
Тогда Светин отказался от новой роли, сославшись на то, что она «штампованная». Извиниться перед оскорбленным Гайдаем уже не удалось: спустя год тот умер. Не получилось долгого сотрудничества и с Георгием Данелией. Режиссер не успел отснять все нужные эпизоды с Михаилом и попросил его задержаться, однако актер наотрез отказался, прикрывшись каким-то мероприятием. Данелия обиделся и отпустил того на все четыре стороны, после чего позвал другого артиста озвучить героя Светина.
Ссорился Михаил и с операторами, и с другими актерами, но поделать с собой ничего не мог. Лишь спустя время артист попросил у них прощения как публично, так и лично, признавшись, что не в состоянии побороть собственный скверный характер. Причиной таких эмоциональных взрывов Светин называл комплекс неполноценности, который у него не отнять.
Единственной, кто могла терпеть все его выходки, была супруга Бронислава. Она долго привыкала к капризам мужа и поначалу даже задумывалась о разводе, однако слишком его любила. В результате они прожили вместе 56 лет вплоть до смерти Михаила, вместе заработали на квартиру, вместе построили загородный дом. Их дочь, Светлана, после замужества улетела в Америку, где родила артисту двух внучек, Анну и Александру. Светин души не чаял в любимых женщинах, которые отвечали ему взаимностью.