Спустя шесть лет после выхода на экраны фильма “Сорок восемь часов” Уолтер Хилл и его коллеги-кинематографисты выпустили “Красную жару”.
Арнольд Шварценеггер и Джеймс Белуши объединились, чтобы дать отпор грузинскому главарю московской наркомафии – Виктору Роставели.
Предлагаю вашему вниманию подборку интересных деталей и закулисных фактов, которые многие зрители упустили из виду при знакомстве с фильмом “Красная жара”. Приятного чтения!
“Дарагой таварысч!”
Уолтер Хилл и Арнольд Шварценеггер давно хотели поработать вместе, однако Хилл долго не мог подобрать для «Австрийского дуба» подходящую роль. По словам режиссёра, для него было важно представить Арни на экране в “ярком и запоминающемся образе”.
В итоге Хилл и Шварценеггер сошлись на том, что Арнольд сыграет капитана советской милиции, который прибыл в США по срочному делу.
Заручившись поддержкой кинокомпаний TriStar Pictures и Carolco Pictures, Уолтер Хилл начал воплощать задумку в реальность.
“Какие ващи даказательства?”
В одной из самых забавных сцен фильма Иван Данко (Арнольд Шварценеггер) отрывает у плохиша (Норберт Нёвеньи) деревянную ногу и высыпает из неё белый порошок. Затем милиционер восклицает: “Кокаином!”.
Вы удивитесь, но именно этот эпизод побудил Шварценеггера присоединиться к проекту “Красная жара”. Когда Уолтер Хилл встретился с Арнольдом, чтобы обсудить возможное сотрудничество, сценария к фильму как такового не было. Всё, что мог предложить Хилл Шварценеггеру – ознакомиться с черновиком, где описывалась перебранка в кафе “Дружба”.
Арни посмеялся от души, после чего дал согласие на участие в съёмках.
“Хулиганы!”
Прежде чем приступить к съёмкам, Уолтер Хилл поручил Джеймсу Белуши поправиться на пять килограммов. От Арнольда Шварценеггера, наоборот, требовалось немного сбросить вес.
Актёры справились с поставленной задачей на ура. Джеймс Белуши превратился в откормленного фастфудом Арта Ридзика, а Шварценеггер… всего лишь чутка схуднул.
— Русский? – Савэцкий!
Несмотря на то, что киноделам разрешили снимать в пределах Красной площади, нюансы съёмочного процесса были обговорены весьма поверхностно. Дабы избежать ненужных проблем, операторы запечатлели лишь несколько “зарисовок” и общих планов, используя ручные камеры.
Что касается основных “московских” сцен, их снимали в Будапеште. К примеру, зданием “Главного управления внутренних дел Москвы” по факту была Будайская крепость.
Арнольд Шварценеггер очень хотел встретиться с Юрием Петровичем Власовым, легендарным тяжелоатлетом, который когда-то вдохновил его заняться бодибилдингом. Как выяснилось, Власов после ухода из большого спорта взялся руководить небольшим спортклубом “Атлетика”. Там и состоялась встреча двух чемпионов.
В 1961 году, в рамках чемпионата мира по тяжёлой атлетике, что проходил в Вене, Юрий Петрович стал золотым призёром. Во время паузы к Власову подвели четырнадцатилетнего мальчугана. Парнишкой оказался Арнольд Шварценеггер. Юрий Петрович тепло пообщался с юным поклонником.
“Ну давай, дорогуша, пока мы ещё молоды!”
Арт Ридзик в исполнении Джеймса Белуши – тот ещё грубиян. Зачастую в ситуации, когда лучше промолчать, он не может воздержаться от лишних высказываний.
Помните официантку из закусочной, которую Ридзик ехидно назвал “дорогушей”?
Её сыграла Марджори Брэнсфилд. По иронии, актриса была замужем за Белуши в период с 1990 по 1992 год. Кстати, “Красная жара” – не единственный фильм, где она снялась вместе с Джеймсом.
Другие картины с участием парочки: “К-9” (1989), “Гомер и Эдди” (1989), “Как преуспеть в делах” (1990).
“Знает и Одесса, и Ростов, мой куда девался весь улов”
К моменту начала съёмок сценарий “Красной жары” так и не был закончен. Он то и дело подвергался правкам по ходу работы над фильмом. Причём в роли сценаристов выступали не только Уолтер Хилл, Трой Кеннеди-Мартин и Гарри Клайнер.
Стив Мирсон, Питер Крайкс, Джон Манкевич и Дэниэл Пайн тоже внесли в сценарий коррективы. Однако их заслуги почему-то в титрах не отметились.
“Где ты научился водить автобус?”
Кульминационная сцена фильма, помимо эффектной перестрелки, включает в себя скоростную погоню за главным злодеем по улицам Чикаго. Правда, вместо автомобилей по ночному городу рассекают автобусы.
Иван Данко и Виктор Роставели (Эд О’Росс) управляют мощными автобусами марки MCI MC-7 Challenger.
Со слов Уолтера Хилла, решение использовать в финальной сцене автобусы было вызвано тем, что “Арнольд с его габаритами нелепо смотрелся в кадре, сидя за рулём автомобиля”.
“Рас ти работаиш на лицэйном, то привик к жарэ”
Вступительная сцена (в общественной бане) произвела на зрителей и критиков не меньшее впечатление, чем кульминационная.
Арнольд Шварценеггер, обмотавшись полотенцем, медленно прогуливается среди отдыхающих, во многом напоминая Т-800 из фильма “Терминатор” (1984).
Кстати, разборку с полуголыми бугаями снимали в двух странах.
1. До того, как “монгол” (Тайгер Чун Ли) получил по ряхе, съёмка производилась в термальном комплексе “Рудаш” (Будапешт/Венгрия);
2. Спустя мгновение драка продолжилась в заснеженном Венском лесу (Австрия).
“Обойдусь без яиц”
Данко и Ридзик, стремясь выйти на след Виктора Роставели, прибывают в тюрьму, где их “приветствует” местный криминальный авторитет – Абдул Элайджа (Брент Дженнингс).
Чтобы снять данный эпизод, кинематографисты наведались в исправительный центр города Джолиет (штат Иллинойс). В то время учреждение ещё функционировало.
В качестве статистов были задействованы более двухсот заключённых.
Интересный факт: исправительный центр города Джолиет не единожды появлялся на экране. Ранее он фигурировал в начальной сцене фильма “Братья Блюз” (1980).
“Пашлы! Все вмуэстье!”
Чтобы лучше подготовиться к роли Ивана Данко, Арнольд Шварценеггер увлёкся просмотром фильма “Ниночка” (1939).
“Образ Нины Якушовой, созданный блистательной Гретой Гарбо, отчасти пересекался с моим героем”, — рассказывал как-то Шварценеггер в интервью. “Нина – партийная работница из СССР, для которой Париж – неизведанная реальность. По мере развития событий она влюбляется в графа и постепенно привыкает к новой жизни во Франции. Я посмотрел этот фильм несметное количество раз. Думаю, результат того стоил”.
“Пусть вас не смущает мой наган”
Иван Данко в фильме ловко орудует “лучшим в мире советским пистолетом системы Подбырина калибра 9,2 мм”.
Звучит многообещающе, вот только на практике сей огнестрел представлял собой модифицированный израильский Desert Eagle калибра 9 мм с заметно удлинённым стволом.
Тим Лафранс, оружейник, потрудился на славу, чтобы Данко и Роста “навели шороху” по ту сторону экрана.
В отличие от “Подбырина” главного героя, пистолет Виктора Роставели отдавал дань уважения двуствольному дерринджеру сорок пятого калибра. Благодаря пружинному выкидному механизму, монтируемому на руке, злодей в любую секунду мог воспользоваться своим «мини-девайсом».
Интересный факт: помимо фильма “Красная жара”, пистолет “Подбырин” засветился также в одном из эпизодов телесериала “Девушки с характером” с участием Памелы Андерсон.
“Встовай! Я тэбья вьязу дамой на смьерт!”
Кинокартины вроде “Коммандо” и “Бегущего человека” возвели Арнольда Шварценеггера в ранг “карикатурного героя боевиков”, чьи действия на экране частенько граничили с абсурдом.
Сколько бы смешных эпизодов ни умещала в себе “Красная жара”, Шварценеггер в роли Ивана Данко больше походил на “простого смертного”, нежели до этого.
Из воспоминаний Уолтера Хилла: “Прообразом Данко послужил Клинт Иствуд, он же – “Грязный Гарри”. Помните его серьёзное выражение лица? А ведь Арнольд от героя Клинта недалеко ушёл! Ха-ха!”.
“Надо бы склеить купюру”
Ближе к концу фильма Виктор Роставели встречает на автобусной станции таинственного человека в белом костюме.
По сюжету этого персонажа зовут Лупо, хотя его имя ни разу не упоминается. Роль Лупо исполнил Луис Контрерас.
Интересный факт: в предыдущем фильме Хилла под названием “Все меры предосторожности” (1987) уже фигурировал Лупо. А такой же белый костюм, как у него в “Красной жаре”, носил Кэш Бейли (наркобарон) в исполнении Пауэрса Бута.
“Ты похож на Марвина Хаглера!”
Когда Ридзик и его коллеги-копы арестовывают наркоторговцев, герой Белуши высказывает недовольство одному из преступников: “Ты похож на Марвина Хаглера! А я на нём деньги потерял!”.
К слову, американский профессиональный боксёр, Марвин Хаглер, был неоспоримым чемпионом в средней весовой категории с 1980 по 1987 год.
В апреле 1987 года, благодаря раздельному решению судей, Хаглер уступил в поединке Шугару Рэю Леонарду. Тот бой вызвал много обсуждений в прессе.
Вскоре Хаглер завершил спортивную карьеру.
“Понимаете, ваша дочь не говорит, что она — демон…”
Создатели фильма “Красная жара”, видимо, не шибко беспокоились из-за того, что в 1985 году уже вышел фильм с аналогичным названием.
Главную роль в нём сыграла Линда Блэр – та самая Риган Макнил из дилогии “Изгоняющий дьявола”.
“Один из лучших в своём деле!”
Бенни Доббинс, постановщик трюков в “Красной жаре”, умер от сердечного приступа 5 февраля 1988 года во время съёмок “мордобоя в заснеженном лесу”.
Фильм посвятили памяти одного из величайших каскадёров третьего поколения голливудского кинематографа…
Арнольд Шварценеггер и Уолтер Хилл неоднократно сотрудничали с Доббинсом. К примеру, вместе с Арнольдом Бенни работал над “Коммандо” и “Бегущим человеком”.
В фильмах Уолтера Хилла, таких как “Южное гостеприимство” (1981), “Сорок восемь часов” (1982), “Улицы в огне” (1984) и “Миллионы Брюстера” (1985), он выступал в качестве каскадёра.
“Мы оба живём по понятиям, Ваня”
К сожалению, не все сцены, снятые для “Красной жары”, вошли в финальную версию картины. Что осталось за кадром?
1. Находясь в тюрьме, Данко поднимает тяжести и дерётся с верзилой-зэком, чтобы продемонстрировать Абдулу Элайдже свою крутизну;
2. Кэт Манцетти (Джина Гершон) участвует в заговоре против Виктора Роставели. Здесь и вовсе киноделы вырезали целый подсюжет. Эх…
“Какой шкаф открывается этим ключом?”
В 1989 году компания Ocean Publishing выпустила одноимённую видеоигру.
Игра получилась, мягко говоря, на любителя. Управлять можно было лишь Иваном Данко. Арт Ридзик, увы, отошёл на второй план.
Погрузиться в сюжет виртуальной “Красной жары” удалось пользователям Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64 и ZX Spectrum.
“Тружба! Тружба!”
В премьерный уик-энд (в июне 1988 года) фильм “Красная жара” выбился в лидеры американского проката, заработав более восьми миллионов долларов. Долго “держать марку” он не смог – к концу проката общий доход едва ли составил тридцать пять миллионов.
В 2020 году журнал Maxim включил “Красную жару” в число “самых бредовых фильмов про Россию”.