«Пятый элемент» — во многом уникальный фильм. Его с удовольствием пересматривают даже спустя 28 лет после выхода, и он совершенно не устаревает. Слухи о продолжении «Пятого элемента» ходят все эти годы, и многие фанаты не оставляют надежды, что оно когда-нибудь выйдет.
Вся эта популярность связана с тем, что «Пятый элемент» стал по-настоящему культовым фильмов, знаковой вехой в кинофантастике и навсегда зацементировал имя Люка Бессона в этом жанре.
Но что же именно сделало этот фильм культовым? На самом деле, это совсем не случайное стечение обстоятельств, а результат уникальных решений создателей фильма, многие из которых не встретить больше нигде.
В этой статье разберем о главных причинах, которые делают «Пятый элемент» культовым фильмом. Запрыгиваем в такси и полетели!
Чтобы снять «Пятый элемент», Бессон был вынужден выпустить сначала «Леона»
Когда Люк Бессон приступил к воплощению своего давно забытого проекта на экране, он уже снял пять фильмов. Большинство из них были хорошо приняты, но студии посчитали, что его научно-фантастический проект все равно слишком экстравагантен для такого неопытного режиссёра.
Пытаясь изменить мнение всех, Бессон вернулся к работе и начал работать над «Леоном» — фильмом, который технически был намного более простым. Одиннадцать месяцев спустя фильм был полностью отснят и смонтирован и в итоге собрал 45 миллионов долларов при бюджете в 16 миллионов.
Продемонстрировав свою эффективность, Бессон наконец нашёл инвесторов для финансирования «Пятого элемента».
Просто идеальное попадание в образ Корбена
Нет никаких сомнений в том, что Брюс Уиллис идеально подходит на роль Корбена Далласа, главного героя фильма. Однако, как и в случае с любой другой постановкой, роль предлагали множеству людей, прежде чем она досталась Уиллису.
Жан Рено и Мел Гибсон отказались от предложения, причём Гибсон заставил режиссёра «Пятого элемента» ждать три месяца, прежде чем принять решение. Брюс Уиллис, возможно, был третьим вариантом, но Люк Бессон заявил, что это произошло потому, что он думал, что они не смогут себе его позволить.
Рассчитывая нанять на эту роль неизвестного актёра, Бессон всё же встретился с Уиллисом, который сказал, что они могут что-нибудь придумать с оплатой, если ему понравится сценарий. Через два часа Уиллис согласился, и процент от доходов фильма компенсировал ему меньшую, чем обычно, зарплату.
Милла Йовович буквально создана для роли Лилу
Хотя трудно представить, что кто-то, кроме неё, мог бы сыграть Лилу, Милле Йовович всё равно пришлось пройти прослушивание на эту роль. В зависимости от того, кого вы спросите, она получила роль, обойдя от 300 до 3000 других актрис, которые также рассматривались на эту роль.
Среди них была Элизабет Беркли, которая очень хотела получить эту роль, но ей было трудно добиться прослушивания с тех пор, как её фильм «Девушки из высшего общества» провалился в прокате несколько лет назад. Тот факт, что Бессон согласился встретиться с ней, всё равно сделал Беркли чрезвычайно благодарной, и она до сих пор с теплотой вспоминает этот опыт.
Что касается Йовович, то она не должна была получить роль, так как её первое прослушивание не соответствовало тому, что искал Бессон. Однако случайная встреча в отеле привела к тому, что Бессон попросил её прочитать сценарий ещё раз, после чего он был очарован и дал ей роль.
Оранжевые волосы Лилу — как получился столь запоминающийся образ?
В «Пятом элементе» у Лилу не так много запоминающихся деталей, но её визитной карточкой неизменно остаются ярко-оранжевые волосы. Изначально этот образ был создан путём окрашивания каштановых волос Йовович в ярко-оранжевый цвет.
Но поскольку её натуральный цвет был очень тёмным, чтобы добиться нужного оттенка оранжевого, потребовалось много осветлителя и постоянная коррекция. К середине съёмочного процесса волосы Йовович были повреждены почти до неузнаваемости.
Опасаясь, что её волосы в конце концов выпадут, было решено сделать перерыв в съёмках.
Чтобы продолжить съёмки, ей пришлось надеть парик, который она носила до конца съёмок. Хотя парик выглядел достаточно хорошо, внимательные зрители могут заметить, в каких сценах у Йовович были натуральные волосы, а в каких — парик.
Блестящая работа с гримом — так больше не делают
Мангалорам, в отличие от Мондошаванов, приходилось сражаться на экране и делать что-то большее, чем просто ходить. Поэтому их костюмы должны были быть более гибкими и, что более важно, с отверстиями для глаз.
Маски выглядели великолепно, но наносить на них грим было непросто, так как вокруг глаз нужно было добавлять цвет, а для достижения полного эффекта приходилось носить контактные линзы.
Чтобы избавить себя от лишних хлопот, команда по спецэффектам придумала простое решение: они выдавали актёрам боевые очки — тёмные стёкла, закрывающие глаза. Они были дешёвыми, хорошо смотрелись и позволяли всем меньше времени проводить в кресле гримера.
Это стало беспроигрышным вариантом.
Практические эффекты выглядят намного лучше компьютерных
Фильм был снят в основном с использованием практических эффектов, с ограниченным применением компьютерной графики только для космических кораблей и для создания футуристической версии Нью-Йорка.
При создании некоторых спецэффектов съёмочной группе пришлось проявить творческий подход. Например, весь Нью-Йорк состоит из миниатюрных зданий, хотя большинство из них всё равно были выше трёх метров.
Курорт Флостон-Парадайз на одноимённой планете — это единственная 500-фунтовая модель, на создание которой ушли месяцы.
Что касается звёзд, которые служат фоном для многих сцен погони за космическими кораблями, то это был просто кусок чёрной ткани с множеством проколотых в нём отверстий. Иногда самые простые вещи оказываются самыми эффективными.
Уникальная сцена взрыва, которую никто так и не переплюнул
Если вы думаете, что взрыв в конце визита Корбена и Лилу в Флостон был впечатляющим, то вы правы. Дело в том, что это был самый масштабный взрыв, который когда-либо снимали в помещении.
Конечно, для других фильмов снимали взрывы и покрупнее, но все они были на открытом воздухе.
Взрыв в Флостоне был полностью снят на съёмочной площадке в студии, чего никогда раньше не делали в таких масштабах. Настоящая взрывчатка отлично смотрелась на камеру, но вызвала пожар, который едва не вышел из-под контроля.
Дым от того пожара был настолько сильным, что пришлось эвакуировать всё здание. Так что это было совершенно безрассудно и, вероятно, немного безумно, но зато получился очень запоминающийся большой взрыв.
Поразительная работа реквизиторов
«Пятый элемент» стал первой работой Миллы Йовович в качестве эксперта по боевым искусствам, и этот талант помог ей стать звездой в последующие несколько лет, особенно благодаря серии фильмов «Обитель зла».
Она годами оттачивала своё мастерство, но прежде чем стать экспертом, нужно много практиковаться. Когда пришло время снимать её бой с Мангалорцами, она ещё не была готова.
Несмотря на то, что Йовович тренировалась по восемь часов в день в течение нескольких месяцев перед началом съёмок, она всё равно не могла выполнить достойный высокий удар ногой.
Поскольку времени оставалось всё меньше, отдел реквизита создал искусственную ногу, которая выглядела точно так же, как её собственная.
Благодаря безупречному расчёту времени и креативным ракурсам камеры Йовович делала вид, что поднимает ногу, в то время как рабочий сцены поднимал ногу за кадром. Иллюзия была идеальной.
Элемент неожиданности — не только в сюжете, но и во время съемок
Судя по всему, Люк Бессон — большой поклонник эффекта неожиданности. На протяжении съёмок «Пятого элемента» он использовал его, чтобы получить от актёров настоящую и искреннюю реакцию.
Например, хотя они и встречались вне съёмочной площадки, Брюс Уиллис не видел Миллу Йовович в костюме до тех пор, пока она не врезалась в его такси. То же самое произошло со сценой в оперном театре. Все актёры и статисты сидели так, будто собирались посмотреть настоящий концерт.
Никто не видел оперную певицу до тех пор, пока занавес наконец не поднялся, и все оказались лицом к лицу с синей инопланетянкой с торчащими отовсюду щупальцами. Выражение удивления на лицах всех присутствующих — это настоящее удивление.
Одержимость стилиста Готье
К этому моменту все уже знают, что костюмы для фильма создавал знаменитый дизайнер Жан-Поль Готье. Однако большинство не понимает, насколько серьёзно он относился к своей работе.
За год он лично разработал 1000 костюмов и контролировал производство каждого из них.
Он даже сам вносил последние штрихи, как можно увидеть на примере сцен, происходящих на курорте. Для эпизода с Флостоном Готье каждое утро просматривал костюмы более 500 статистов, чтобы убедиться, что всё идеально.
Даже безымянные персонажи, которых никто не замечал в толпе, могли сказать, что их лично одобрил Готье.
Внимательные зрители заметили зловещую роль цифры 5 в сюжете
В соответствии со своим названием, фильм полностью одержим цифрой пять.
-
Например, у Корбена Далласа осталось всего пять баллов в водительских правах.
-
Бомба, заложенная Зоргом на курорте, обезврежена, когда до взрыва оставалось ровно пять секунд.
-
Когда Мангалорцы отвечают ему своей бомбой, таймер снова начинает отсчёт с пяти секунд.
-
В какой-то момент Руби Род жалуется, что «каждые пять минут взрывается бомба».
-
Точно так же его шоу выходит в эфир каждый день в 17:00.
-
Наконец, когда главные герои оказываются в регенерационной камере, доктор говорит, что Лилу и Корбену нужно ещё пять минут.
Уникальная связь главного героя и злодея
В «Пятом элементе» есть много достоинств, но главное из них — идеальный подбор героев и злодеев. Корбен Даллас и Зорг, играющие противоположности, на самом деле почти не появляются на экране вместе.
Их можно увидеть вместе всего в нескольких кадрах, когда Корбен бежит к ангару курорта, а Зорг возвращается оттуда.
Хотя они знают о существовании друг друга, они не подозревают, что оба ищут четыре камня. По словам тех, кто присутствовал на съёмках, это был не просто сюжетный ход: Брюс Уиллис закончил снимать все свои сцены ещё до того, как Гэри Олдман появился на съёмочной площадке.
Люк Бессон сказал, что в традиционном боевике герой сражался бы со злодеем, но он хотел разрушить как можно больше стереотипов в своём сценарии.
Выход фильма чуть было не сорвался из-за случайности
В альтернативной вселенной фильм «Пятый элемент» был снят до конца, но так и не вышел на экраны.
У продюсера фильма Джона Амикарелли есть душераздирающая история, объясняющая почему. Как только съёмки были завершены, Амикарелли отправил негативы в Лос-Анджелес для монтажа. Однажды ему позвонили из аэропорта и попросили приехать как можно скорее.
Сотрудники аэропорта извинились и показали ему стопку негативов, которые упали с самолёта и были раздавлены погрузчиком. Тщательный осмотр показал, что больше всего пострадала сцена с Дивой, одна из самых сложных для съёмки.
Ситуация казалась безнадёжной и могла сорвать съёмки всего фильма, поэтому Амикарелла отнёс повреждённые негативы монтажёру, которому пришлось работать сверхурочно, чтобы очистить негативы и спасти фильм.
Бессон совсем не жалел денег на производстве
На момент выхода «Пятый элемент» был самым дорогим фильмом, когда-либо снятым за пределами Голливуда. Полностью профинансированный французской компанией Gaumont, фильм имел бюджет в 90 миллионов долларов.
Это может показаться не таким уж большим количеством, если сравнивать его с «Титаником», который доминировал в 1997 году, но его бюджет был таким же, как у «Людей в чёрном», другого хита тех лет.
Бюджет должен был быть значительно меньше, но Бессон просто не мог остановиться, чтобы воплотить свою идею в жизнь.
Несмотря на раздутый бюджет, студия не вмешивалась, и конечный результат говорит сам за себя. В итоге «Пятый элемент» собрал 264 миллиона долларов, что позволило ему занять девятое место в общем рейтинге того года.
Многие не заметили секретное участие в фильме Вина Дизеля
В начале «Пятого элемента» Корбен Даллас несколько минут беседует по телефону с человеком, которого называют просто «Фингер». Его друг называет его «Майор», и его речь балансирует между дружелюбием и угрозой.
Очевидно, что у этих двоих есть общая история, и, похоже, она к чему-то приведёт, но мы так и не видим Фингера на протяжении всего фильма. Если вы смотрели фильме в оригинале, вам могло показаться, что голос этого человека всё же кажется знакомым.
Это могло бы быть связано с тем, что Фингера озвучивал не кто иной, как Вин Дизель. Дизель даже не был указан в титрах за эту небольшую роль, так что его появление можно назвать одной из главных тайн «Пятого элемента».
Хотя Бессон заявил, что не хочет снимать продолжение, я был бы очень рад, если бы Фингер появился на экране, чтобы Риддик и Корбен Даллас могли вместе победить очередное зло.