Они блистали на экранах, собирали аншлаги, сводили с ума и мужчин, и женщин. Каждая — как символ эпохи. Их лица знала вся страна.
А вот личные их жизни — знали немногие. За кадром роскошных нарядов и восхищённых взглядов часто пряталась грусть и пустота. Парадокс, но самые красивые женщины Советского Союза часто оставались… одни.
В этой статье — пять историй, в которых слава не уберегла от одиночества.
Валентина Малявина: трагедия в 24 кадра
На неё смотрели, как зачарованные: хрупкая, с огромными глазами и пронзительным взглядом. В ней было что-то дикое — неукротимая страсть, которая одновременно манила и пугала.
Она ворвалась в кино как комета: в 21 год — у Тарковского, сразу с главной ролью. «Иваново детство» сделало её знаменитой на весь Союз, а потом — на весь мир. Её называли самой красивой актрисой страны. Но за этой красотой скрывалась уязвимая, несчастливая женщина, которую жизнь била больно и прицельно.
Пять браков, из них — 0 не счастливых. Первый муж, Александр Збруев, так и не простил ей аборт. Второй — режиссёр Арсенов — не вынес её непростого характера. Последний гражданский муж — погиб, и это стало началом кошмара.
В 1978 году Малявина оказалась в центре громкого уголовного дела. Мужчина, с которым она жила, был найден с ножом в сердце. Сначала — версия о самоубийстве. Потом — пересмотр дела. Итог: тюрьма. Четыре с половиной года за решёткой. После выхода — ни ролей, ни поддержки.
Забвение пришло быстро. В 2001 году — несчастный случай, удар головой, и всё: она ослепла. Последние годы — в доме престарелых, без зрения, без друзей, почти без памяти. Зато с историей, по которой можно было бы снять целую драму. Или триллер.
В 14 лет ей гадала цыганка: «Будешь любить — и страдать». Вот уж сбылось до последней буквы.
Наталья Кустинская: русская Брижит Бардо и шесть несчастных браков
Золотые волосы, тонкий стан, томный взгляд — она взрывала экраны, как шампанское. В 60-е мужчины сходили по ней с ума, а женщины вырезали её фотографии из журналов и несли в парикмахерские: «Сделайте мне, как у Кустинской!»
Её жизнь могла бы быть похожей на сказку, если бы не была похожа на латиноамериканский сериал. Шесть браков. Ни одного счастливого. Первые — с изменами, вторые — с предательством. Казалось бы, после 19 лет с космонавтом Борисом Егоровым она обрела покой… но он тоже ушёл. Сын умер молодым. Внук — трагически погиб.
Кустинская сгорела внутри. Болезни, депрессия, одиночество. Она отказывалась от ролей, не хотела видеть людей, а потом — просто перестала вставать с постели. Диабет, травмы, черепно-мозговые… Всё, как по наклонной. И в конце — кома. И пустая комната. Без фото, без писем, без живых рядом.
Валентина Серова: любимая актриса Сталина, забытая всеми
Середина XX века. Любимая блондинка страны — не Орлова, не Ладынина. А именно она — Валентина Серова. После фильмов «Сердца четырёх» и «Жди меня» её звали символом надежды.
У неё была киношная внешность: открытый взгляд, тонкий нос, губы, как будто для поцелуев. И голос — нежный, с хрипотцой. А ещё — трагическая судьба. Как из книги.
Первый муж — лётчик-герой — погиб. Второй — поэт Симонов — написал ради неё «Жди меня». Их брак разрушился. Она спивалась. Он — отдалялся.
С сыном — беда: колония. С дочкой — скандалы: родная мать запретила ей общаться с девочкой.
В какой-то момент её просто вычеркнули. Из театра. Из кино. Из тусовки. Осталась одна. Жила, как могла. Пила. Болела. Однажды соседи вызвали скорую — и врач констатировал: смерть. 57 лет. В одиночестве. В нищете.
Когда-то маршал Рокоссовский добивался её любви. А потом — никто даже не пришёл на похороны.
Тамара Носова: королева комедии, которая ходила в столовую для бездомных
Её лица хватило бы для афиши комедии — и зал бы был полон. Носова — это юмор в чистом виде. Ходячий анекдот. В «Карнавальной ночи», «Женитьбе Бальзаминова», «Здравствуйте, я ваша тётя!» она превращала даже второстепенные роли в конфетку.
Но жизнь у неё была — горькая. Родной отец отказался от неё в детстве. Мать умерла. Детский дом. Потом — приёмная семья. Любовь к маме-приёмной у неё была безграничная.
И вот мама умирает — и что-то внутри ломается. Носова замыкается. Общение — сводится к нулю. Роли — исчезают. Пенсия — копеечная.
Жила скромно. Питалась в столовой для малоимущих. Иногда находила еду на помойке — не метафора, реальность. Сама готовить не умела. Считалась странной. Но не злобной. Просто — усталой.
Умерла после инсульта. В квартире, которую оплачивали знакомые. Без крика, без шума, без заголовков.
Однажды сказала: «Люди смеются, когда я на экране. А когда я одна — никому не смешно».
Рина Зелёная: голос Тортиллы, который затих в пустой комнате
Она не была классической красавицей. Но кто сказал, что красота должна быть классической?
Рина Зелёная — это черепаха Тортилла, миссис Хадсон, Аришка из «Подкидыша». Она была голосом детства и лицом добра. В ней было что-то вечное.
Её знали миллионы. Но понимали — единицы.
Пережила две войны. Работала на фронте. Смехом лечила солдат. Имела блестящий ум, шикарное чувство юмора и… хроническое одиночество.
С мужем прожила 40 лет. После его смерти — сдалась. Своих детей не было. Племянница ухаживала, но чаще Зелёная находилась в Доме ветеранов кино. Проблемы со здоровьем, боль, слабость — всё это переносила с достоинством.
До конца сохраняла остроумие. Даже в больничной палате могла так пошутить, что врачи выходили с мокрыми от смеха глазами.
Так почему же эти женщины — такие яркие, такие любимые — оказались одиноки?
У каждой — своя история. Своя боль. Кто-то не нашёл «своего» человека. Кто-то нашёл — но потерял. Кто-то просто оказался слишком горд, чтобы просить о помощи. Кто-то — слишком сильным, чтобы показаться слабым.
Их судьбы — как киноплёнка: свет, тень, обрыв. Но и спустя годы после смерти мы всё ещё смотрим их фильмы, цитируем фразы, помним их лица. А это значит — они остались. Пусть не рядом, но в нас. И, может быть, именно поэтому они никогда не будут совсем одиноки.